Техническая революция конца XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 17:59, реферат

Описание работы

Описание технической революции,рассматриваются синдикаты,картели,тресты

Работа содержит 1 файл

Техническая революция конца 19.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Все эти факторы привели к тому, что в Германии в 70-х годах завершился, с большим запозданием промышленный переворот, а к концу XIX в. она уже превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриально-аграрную страну.

       К началу XX в. Германия по уровню промышленного развития стала одним из сильнейших государств Европы. Обогнав Англию, она стала 2-ой после США капиталистической промышленной державой. Увеличив за 30 лет объем промышленного производства в 3,1 раза, в последнем 5-летии XIX в.Германия давала в два с лишним раза больше промышленной продукции, чем Франция. Ее удельный вес в моровом промышленном производстве составлял 16,6%.К началу XX в. немецкая металлургия обогнала английскую и вышла на второе место, каменно- угольная- на 3–е место в мире. По развитию военной промышленности Германия тех лет заняла 1-е место в мире.

       Германские  капиталисты создавали свою индустрию  на основе новейших достижений техники  в результате изобретения электромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачи электроэнергии на расстояние. В металлургии вместо прежнего пудлингования использовались более производительные томасовский и мартеновский методы. Силовое хозяйство тяжелой промышленности развивалось очень быстро, возрастала мощность дизельных и электрических двигателей. Применение новой техники и технологии дало возможность создать Германии новые прогрессивные отрасли промышленности: электротехническую, алюминиевую, химическую. К началу первой мировой войны страна занимала первое место на мировом  рынке электротехнических изделий: ее доля в мировом экспорте этих товаров составляла 50%, мировое первенство она одержала и по производству анилиновых (химических красок),которыми пользовались текстильная промышленность почти всех стран.

       Быстрыми  темпами развивалась машиностроительная промышленность. Машины составляли почти треть германского экспорта. По вывозу машин Германия также занимала на мировом рынке первое место. Успешно, хотя и значительно медленнее тяжелой индустрии развивалась легкая и пищевая промышленность.5

       Вообще, германские монополии развивались очень быстрыми темпами. Доля Германии в мировом промышленном производстве возросла с 13 % в 1870 г. до 16 % в 1913 году.6

       Таким образом, благодаря технической  революции, к концу XIX века Германия превратилась в высоко - развитую капиталистическую страну, в экономике которой крупная промышленность по своему удельному весу заняла преобладающее место, и роль немецкой буржуазии в государстве значительно возросла.

 

1.4 Техническая революция в Англии конца XIX-начала XX вв.

         В конце XIX-начале XX в. Англия оставалась одной из наиболее могущественных и самой богатой страной земного шара.1870-е гг. были  пиком экономической мощи Англии на международной арене. На ее долю приходилась половина мировой добычи каменного угля, выплавки чугуна и обработка хлопка. Удельный вес Англии в мировой торговле составлял 65%.

       Англия  по-прежнему занимала первенствующее место в мировой торговле, на её долю приходилась значительная часть мирового товарооборота. Под флагом британской империи плавала почти половина океанских судов. Английская буржуазия извлекала огромную прибыль из операций по кредитованию мировой торговли. Лондон оставался мировым финансовым центром, и английский фунт стерлингов служил мировой торговой единицей. Обширная сеть английских банков раскинулась по всему земному шару.

       Промышленность  Англии  в первые полтора десятилетия  XX века развивалась более быстрыми темпами, чем в последние десятилетия XIX в.  Весьма быстро росло производство в новых отраслях промышленности, в частности в химической и электротехнической. Также за рассматриваемый период качественно нового уровня достигло развитие инфраструктуры английской экономики. прежде всего транспорта: объем железнодорожных перевозок вырос в 7 раз и достиг 1200 млн. т., а оборот судов дальнего плавания, связывающих Британские острова с внешним миром, - в 16 раз, до 568 млн. т. 7Возрастало производство и в старых отраслях. Так выплавка чугуна в Англии за 13 лет (1900-1913)возросла на 14,5 %,а добыча угля - даже на 30%.Однако по основным показателям Англия продолжала отставать от своих конкурентов, особенно от США и Германии; доля Англии в мировой добыче угля сократилась с 1900 по 1913 г.с 29,7 до 21,8%, в мировом производстве чугуна-с 22,1 % до 13,2 % в мировом потреблении хлопка- с 28,5 до 23,2 %.Однако  из важнейших причин этого отставания заключалась в том, что конкуренты Англии, в частности США и Германия, вступившие на путь индустриализации позднее, чем Англия, могли вводить у себя самые новые машины и самую передовую технологию производства, в то время как английские предприниматели были обременены грузом старой техники. Для замены ее требовались большие новые вложения капитала, однако английская буржуазия предпочитала вывозить в крупных масштабах свои капиталы в другие страны, это приносило наибольшую прибыль.8 И в результате роста производительности труда и повышения качества продукции промышленности Германии и США начали к 1880 г. все сильнее конкурировать с английской на внешних рынках и проникать даже на внутренний рынок Англии. В то же время английская промышленность ,техническая база которой сформировалась еще в первой половине XIX века, оставалась примерно на том же уровне, что и в 70-х гг.

         В  результате чего можно  сделать вывод, что техническая революция была менее заметна в Англии по причине меньшего вложения капитала в промышленность, что тормозило развитие техники.

 

1.5 Техническая революция во Франции конца XIX-начала XX вв.

       В период конца XIX-начала XX вв. Франция со второго места(после Англии) в мире по промышленному производству перешла на четвертое. В структуре совокупного общественного продукта удельный вес промышленности уступал доле сельскохозяйственного производства. В 1870 - 1913 гг. темпы роста французской промышленности были в 2 - 2,5 раза ниже, чем в предыдущие 50 лет. За 1860-1913 гг. объем промышленного производства в мире возрос в 7 раз, в том числе в США он увеличился в 13 раз, в Германии- в 7,а во Франции - только в 4 раза. Снижение темпов роста промышленности обусловило снижение удельного веса Франции в мировом промышленном производстве. К 1880 г. Францию уже опережали, кроме Англии, также  США и Германия. Доля Франции в мировом производстве основных видов промышленной продукции неуклонно уменьшалась.

       В отличие от других главных капиталистических стран, отраслевая структура промышленности которых характеризовалась преобладанием тяжелой индустрии, в промышленности Франции получает наибольшее развитие производство предметов потребления. На мировом рынке большим спросом пользовались французские дорогие шелковые ткани, парфюмерия, косметика, ювелирные изделия, продукция художественных промыслов и другие предметы роскоши. Производство перечисленных выше изделий не требовало такой высокой механизации и концентрации, как производство средств производства. Поэтому уровень концентрации промышленности Франции был невысок. В конце XIX в. на 94 % всех французских предприятий было занято до 10 рабочих.

       В начале XX в. в связи с подготовкой к войне темпы развития промышленности несколько ускорились. Добыча железной руды, например, за 1900-1913 гг. возросла с 5,4 до 22 млн. т., т. е. более чем в 4 раза. Несмотря на некоторое ускорение темпов развития промышленности, по производству основных видов промышленной продукции Франция уступала США, Англии и Германии.

       Следует заметить, что промышленность Франции была создана в первой половине XIX в. на старой технической основе. Экономическое развитие страны требовало обновления промышленного оборудования, а для этого нужны были значительные капитальные вложения.9В это время образуются крупные металлургические центры, монополии, среди которых больше всего распространены синдикаты, акционерные общества.

       В целом же, если говорить о конце XIX-начале XX в., то можно сказать, что тяжелая промышленность развивалась в этот период более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли - электроэнергетическая, автомобильная, паровозостроительная, алюминиевая. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, представляющее собой емкий рынок для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км; по длине железных дорог Франция в этот период превосходила Германию и Англию.

       Однако по-прежнему главную роль играла средняя и мелкая промышленность. С 1897 году во Франции начался промышленный подъем. Он охватил все отрасли промышленности и в особенности металлургию. Метод переплавки руд, с большим содержанием фосфора, открытый Томасом, дал возможность использовать железную руду французской части Лотарингии, способствовал развитию этого промышленного района, где возникли десятки новых чугуноплавительных и сталепрокатных заводов. В 1900 г. во Франции было выплавлено 2,7 млн.т. чугуна и 1,9 млн.т. стали, а в 1913 г. соответственно 5,2 млн.т. и 3,6 млн.т. Добыча железной руды возросла в 3 раза, потребление каменного угля - в 1,5 раза. В промышленности началось использование электрической энергии, что было вызвано нехваткой каменного угля в стране. Экономический подъем сопровождался ростом внешней торговли, железнодорожного строительства, банковских операций.

       С 1900-1914 г. Франция добилась значительных успехов в машиностроении, строительной промышленности, авиастроении. По автомобилестроению перед второй мировой войной Франция вышла на второе место в мире. Развивалась судостроительная промышленность, что позволило увеличить в 1,5 раза тоннаж торгового флота. Но, несмотря на очевидные успехи, Франция значительно отставала по темпам развития от передовых стран, все более сокращалась ее доля в мировом промышленном производстве и в мировой торговле. В 1913 она соответственно составила 6 и 8 %.10

       Отсюда  можно сделать вывод, что из-за поражения в войне, малого вложения капитала техническая революция не была слишком заметна во Франции в конце XIX-начале XX в., хотя было создано много полезных  и нужных изобретений.

 

       

2.Образование новых форм капитала в конце XIX- начале XX вв. (картели, синдикаты, тресты).

    Концентрация  производства и капитала, дошла в конце XIX-начале XX вв. до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни.

    Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.

    Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты и так  далее), находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.11

       КАРТЕЛЬ (франц. cartel, от итал. cartello, от carta - бумага, документ), форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников.12 Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка (квот производства и проч.). Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Картели возникли в результате концентрации производства и централизации капитала в конце 19 века.

              Возникновение картелей связано с переходом капитализма в стадию империализма (Империализм (франц. impérialisme, англ. imperialism, нем. Imperialismus, от лат. imperium — власть, господство, монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма) Переход к империализму произошёл на рубеже 19 и 20 вв., когда капитализм претерпел качественные изменения и в главных капиталистических странах сложилось господство монополий ). На это указывал В. И. Ленин: "... Внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и «сферы влияния» крупнейших монополистических союзов, дело "естественно" подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей"13. Картель- это новая ступень всемирной концентрации капитала и производства.

       Синдикат - (ср. век. лат. syndicatus - поверенный, представитель) одна из форм объединения предприятий, осуществляющая общую коммерческую деятельность(определение цен, закупка сырья, сбыт продукции и т. п.) при сохранении производственной и юридической самостоятельности.

Информация о работе Техническая революция конца XIX века