Техническая мысль в России начала 20 го века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматривается знания русских учёных в области науки и техники начала XX вв. (до 1917 года). общества требуют решительного технического прогресса, основанного на выводах науки, в первую очередь - физики, механики, химии, естествознания. Оценивается роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний и их популяризация в контекст

Предмет исследования - характер, формы и методы научных и технических знаний в России во второй половине вначале XX века. Идея работы состоит в том, чтобы проследить в историческом плане, как отражались основные этапы становления научно-технических знаний

Содержание

1.Введение
2.Основные направления развития научно технической мысли начала20 го века.
Т3.ехничесская мысаль в научных обществах начала 20 го века.

4.

5.Заключение

6.Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Астраханский  государственный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техническая мысль в России  начала 20 го века 
 

Курсовая работа 

Работу выполнил:

студент 3курса ИФ

группы Ип-31

Скисов.А.С.

Научный руководитель:

к. и. н., доцент

Рослякова.о.Б 

Астрахань 2011 

    План. 

  1. Введение                                                                               
  2. Основные направления развития научно технической мысли начала20 го века.
  3. Техничесская мысаль в научных обществах начала 20 го века.

    4.

5.Заключение                                                            

6.Список литературы                                                             30

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

          Актуальность темы исследования. История научно технической мысли указанного периода  в целом исследована достаточно широко1.. Актуальность темы исследования тесно связана с современной ситуацией в сфере науки и техники, : прогрессивное развитие невозможно без и осмысления осознания опыта прошлого. В историческом процессе существуют постоянно действующие факторы, которые не просто связывают прошлое с настоящим, но и в значительной степени определяют современность историей.

    В то же время выявление основных закономерностей развития научно технической мысли начала XX века, изучение форм и методов научных знаний крайне важно. И прежде всего потому, что современные условия функционирования научной мысли схожи с формами начала- XX века.Правда они, всё также не находит себе достойного применения труд учёного, и научное сообщество страдают от недостатка финансирования, вновь на повестку дня ставится вопрос преодоления Россией отставания от Запада в области науки и техники.

   Наука - важная составляющая жизни  общества. Её история - атрибут  современных научных изысканий.  История идей, история методов, история эмпирических открытий - за всем этим стоят люди, их деятельность, условия этой деятельности, весь тот социальный, идеологический, морально-этический,

       Хронологические рамки исследования. Первые полтора десятилетия двадцатого века период умирающей Царской России. Естественным рубежом в развитии Русской дореволюционной деятельности в области науки и техники стал 1917 год.

      Цель и задачи исследования.  Цель: анализ развития научно технической мысли русских учёных  в начале 20 го века   В работе поставлены следующие задачи: 

  1. охарактеризовать  исторические этапы становления  научно-технических знаний в России начала 20 го века
  2. определить причины, инициирующие процесс развития русских учёных в области науки и техники;
  3. проследить влияние научных и технических открытий на социокультурную обстановку в России;
  4. .рассмотреть конкретные формы научных знаний оценить дореволюционный опыт в сравнении с современным состоянием научно-технических знаний, выявить её перспективы в современных условиях.

    Объект  исследования. В качестве объекта исследования рассматривается знания русских учёных в области науки и техники  начала XX вв. (до 1917 года).  общества требуют решительного технического прогресса, основанного на выводах науки, в первую очередь - физики, механики, химии, естествознания. Оценивается роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний и их популяризация в контекст

    Предмет исследования - характер, формы и методы научных и технических знаний в России во второй половине вначале XX века. Идея работы состоит в том, чтобы проследить в историческом плане, как отражались основные этапы становления научно-технических знаний

Новизна исследования. В работе рассмотрена и проанализирована деятельность русских учёных указанного выше периода в области науки и техники.

1.Подробно  прослежена история формирования  естественнонаучной картины мира  в России, влияние научных и  технических открытий на социокультурную  обстановку в стране, в особенности,  начале XX в.

2.Воспроизведены  наиболее значимые моменты в  истории становления в области  науки и техники начала века. Прослежены исторические этапы  в развитии и организации технократического  мышления.

3Охарактеризован  вклад отечественных учёных распространение  научно-технических знаний в дореволюционной  России. Практическими предпосылками формирования технических наук является появление крупного машинного производства которое требовало для своего развития и функционирования сознательного применения научных знаний.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования дополняют существующие представления о деятельности русских учёных в области науки и техники в начале 20 го векаИсследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к научно-технических обществ, организаций на современном этапе, повышения престижа отечественной науки в целом.. 
 
 
 
 

Основные направления развития научно технической мысли начала 20 го века. 
 

  Этот  период (начало 20-го века) происходит значительный расцвет науки

Вступление  России в эпоху индустриализации знаменовалось именно успехами в  развитии науки. В начале XX в. страна   внесла весомый вклад в мировой научно – технический прогресс, который был назван «Революцией в естествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире. Огромное количество открытий в области физики, биологии и физиологии человека, ещё молодой психологии, географии и других науках.  Появляются такие науки как космонавтика, учения о биосфере и ноосфере.

  Страны  Европы и Америки начинают  переходить с паровых двигателей  на двигатели внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия  в химии и металлургии. Именно  русские ученые изобретают новые  способы добычи нефти – главного  сырья для современных двигателей. Хотя Россия всё ещё, в большинстве  случаев, использует паровые двигатели. Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907). К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов.

происходит  значительный расцвет науки. В этот раз этот подъём  отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределы.

  

Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.

  Изобретение  более мощных двигателей сподвигнуло  к созданию летательных аппаратов. Ещё в 18 веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли (которые возникли в 1 половине 19–го века) и монгольфьеры (воздушные шары, аэростаты, летающие под действием теплого воздуха). В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того времени) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкой (в 1910г. работавший в Германии), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.

  У  истоков современной космонавтики  стоял самородок, учитель калужской  гимназии К. Э. Циолковский.  В 1903 г. Он опубликовал ряд  блестящих трудов, обосновавших  возможность космических полётов  и определявших пути достижения  этой цели.

Физик П. Н. Лебедев  впервые в мире установил  общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным и др.), сделал иные открытия в области физики волн.

Выдающийся  ученый В. И. Вернадский получил мировую  известность благодаря энциклопедическим  трудам, послужившим основой для  появления новых научных направлений  в геохимии, биохимии, радиологии. Его  учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство  его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани  экологической катастрофы. 

  

Русская техническая наука конца 19 века и до начала I Мировой войны – это сложившаяся система институтов и научных школ со своими эпистемологическими приоритетами

Система образования и организация научных исследований были заимствованы из Германии. Особое, лидирующее место принадлежало университетской науке. Именно в университетах работали крупнейшие ученые, создавались ведущие научные школы. Русские ученые внесли огромный вклад в развитие биологии конца 19-го – начала 20-го века. Простое перечисление имен – Мечников, братья Ковалевские, Павлов, Сеченов, Бекетов, Навашин, Мензбир, Тимирязев и многие другие говорит само за себя. Поэтому русские ученые никак не могли считать себя "провинцией", тем более что все основные работы печатались в известнейших европейский изданиях и получали широкий отклик в Европе.

П.В.Волобуев отметил в свое время, что главным недостатком дореволюционной российской науки было ее отставание по численности ученых, особенно если сравнивать российскую науку 1913-1914 годов с США.

Но здесь надо учитывать особенности финансирования американской науки, где в начале века и особенно после I Мировой войны создавалось большое количество частных негосударственных институтов, различных обществ и фондов, рассчитанных на поддержку наиболее перспективных исследований. Американский прагматизм и частный капитал очень быстро после окончания I Мировой войны сделали США одной из ведущих научных держав мира, по крайней мере Германия уступила свое лидерство в области биологии. Так что русской науке на пороге 1917 года не хватало масштаба в организации. Не надо забывать, что, как и в Германии, война роковым образом сказалась на русской науке. И, тем не менее, даже в годы, предшествовавшие революции 1917 года, характерной чертой отечественной науки был высочайший профессионализм, преданность науке и творческая активность, что позволяет говорить о ее высоком научном уровне и мировом авторитете. В 1904 г. И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 г. — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.

Академия  наук являлось высшим научным учреждением  страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический  институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии. В 1916 г. в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.

Заводская наука в дореволюционной России находилась на стадии зарождения. Лишь на немногих крупных предприятиях имелись  лаборатории и конструкторные бюро 

Отечественная техническая мысль этого периода  характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость  научных учреждений России от передовых  стран по линии приборов, лабораторного  оборудования и химических реактивов. Если в целом научный потенциал  дореволюционной России по качественным параметрам (общий уровень развития естественнонаучной и научно-технической  мысли, глубина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступал  потенциалу западных стран, то по количественным показателям заметно уступал. Технико-экономическая  и культурная отсталость страны ставила  узкие рамки научно-техническому развитию. Промышленность не предъявляла  никаких запросов ученым и не испытывала потребность в них. 

Большая часть научных учреждений и вузов  России были сосредоточены в Москве и Петербурге. Помимо столиц научными центрами являлись Харьков, Киев, Дерпт, Одесса, Варшава, Томск Университетов в России в это время было в 2 с лишним раза меньше, чем в Германии. Полное отсутствие промышленных научно-исследовательских учреждений обусловило отставание прикладных исследований и инженерно-технических разработок. Слабая связь российской науки с производством не была преодолена, хотя в период первой мировой войны в этом отношении были сделаны известные шаги в химической, электротехнической и некоторых других отраслях промышленности.

   Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании. Однако сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки. В 1911 году В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали рядом, как равные по силе со своими товарищами из-за океана»  К началу XX века стало очевидным, что масштабы и темпы научной деятельности не соответствовали требованиям XX века и потенциальным возможностям страны. Университетская профессура в «Записке о нуждах просвещения в России» (январь 1905 г.), ставшей широко известной как «Записка 342 ученых» (первоначально подписали 16 академиков, 125 профессоров, 201 доцент, в дальнейшем — всего — 1500 человек), вынуждена была декларировать: «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку» [1]. Отчеты Академии наук 1900—1912 гг. состояли в основном из жалоб академиков на хронический недостаток ассигнований на науку. «Августейший президент» академии великий князь Константин Константинович в письме министру народного просвещения от 14.07.1911 пишет: «положение академических учреждений (из-за недостатка ассигнований и штатов) стало совершенно критическим».

Информация о работе Техническая мысль в России начала 20 го века