Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:11, курсовая работа
Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматривается знания русских учёных в области науки и техники начала XX вв. (до 1917 года). общества требуют решительного технического прогресса, основанного на выводах науки, в первую очередь - физики, механики, химии, естествознания. Оценивается роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний и их популяризация в контекст
Предмет исследования - характер, формы и методы научных и технических знаний в России во второй половине вначале XX века. Идея работы состоит в том, чтобы проследить в историческом плане, как отражались основные этапы становления научно-технических знаний
1.Введение
2.Основные направления развития научно технической мысли начала20 го века.
Т3.ехничесская мысаль в научных обществах начала 20 го века.
4.
5.Заключение
6.Список литературы 30
Федеральное агентство по образованию
Астраханский
государственный университет
Техническая
мысль в России начала 20
го века
Курсовая работа
Работу выполнил:
студент 3курса ИФ
группы Ип-31
Скисов.А.С.
Научный руководитель:
к. и. н., доцент
Рослякова.о.Б
Астрахань 2011
План.
4.
5.Заключение
6.Список литературы
.
Введение.
Актуальность темы исследования. История научно технической мысли указанного периода в целом исследована достаточно широко1.. Актуальность темы исследования тесно связана с современной ситуацией в сфере науки и техники, : прогрессивное развитие невозможно без и осмысления осознания опыта прошлого. В историческом процессе существуют постоянно действующие факторы, которые не просто связывают прошлое с настоящим, но и в значительной степени определяют современность историей.
В то же время выявление основных закономерностей развития научно технической мысли начала XX века, изучение форм и методов научных знаний крайне важно. И прежде всего потому, что современные условия функционирования научной мысли схожи с формами начала- XX века.Правда они, всё также не находит себе достойного применения труд учёного, и научное сообщество страдают от недостатка финансирования, вновь на повестку дня ставится вопрос преодоления Россией отставания от Запада в области науки и техники.
Наука - важная составляющая жизни
общества. Её история - атрибут
современных научных изысканий.
Хронологические рамки
Цель и задачи исследования. Цель:
анализ развития научно технической мысли
русских учёных в начале 20 го века В
работе поставлены следующие задачи:
Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматривается знания русских учёных в области науки и техники начала XX вв. (до 1917 года). общества требуют решительного технического прогресса, основанного на выводах науки, в первую очередь - физики, механики, химии, естествознания. Оценивается роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний и их популяризация в контекст
Предмет исследования - характер, формы и методы научных и технических знаний в России во второй половине вначале XX века. Идея работы состоит в том, чтобы проследить в историческом плане, как отражались основные этапы становления научно-технических знаний
Новизна исследования. В работе рассмотрена и проанализирована деятельность русских учёных указанного выше периода в области науки и техники.
1.Подробно
прослежена история
2.Воспроизведены
наиболее значимые моменты в
истории становления в области
науки и техники начала века.
Прослежены исторические этапы
в развитии и организации
3Охарактеризован
вклад отечественных учёных
Теоретическая
и практическая значимость исследования. Материалы
исследования дополняют существующие
представления о деятельности русских
учёных в области науки и техники в начале
20 го векаИсследования в данной области
могут стать дополнительным ресурсом
привлечения внимания к научно-технических
обществ, организаций на современном этапе,
повышения престижа отечественной науки
в целом..
Основные
направления развития научно технической
мысли начала 20 го века.
Этот период (начало 20-го века) происходит значительный расцвет науки
Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось именно успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно – технический прогресс, который был назван «Революцией в естествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире. Огромное количество открытий в области физики, биологии и физиологии человека, ещё молодой психологии, географии и других науках. Появляются такие науки как космонавтика, учения о биосфере и ноосфере.
Страны
Европы и Америки начинают
переходить с паровых
происходит значительный расцвет науки. В этот раз этот подъём отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределы.
Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Изобретение
более мощных двигателей
У
истоков современной
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным и др.), сделал иные открытия в области физики волн.
Выдающийся
ученый В. И. Вернадский получил мировую
известность благодаря
Русская техническая наука конца 19 века и до начала I Мировой войны – это сложившаяся система институтов и научных школ со своими эпистемологическими приоритетами
Система образования и организация научных исследований были заимствованы из Германии. Особое, лидирующее место принадлежало университетской науке. Именно в университетах работали крупнейшие ученые, создавались ведущие научные школы. Русские ученые внесли огромный вклад в развитие биологии конца 19-го – начала 20-го века. Простое перечисление имен – Мечников, братья Ковалевские, Павлов, Сеченов, Бекетов, Навашин, Мензбир, Тимирязев и многие другие говорит само за себя. Поэтому русские ученые никак не могли считать себя "провинцией", тем более что все основные работы печатались в известнейших европейский изданиях и получали широкий отклик в Европе.
П.В.Волобуев отметил в свое время, что главным недостатком дореволюционной российской науки было ее отставание по численности ученых, особенно если сравнивать российскую науку 1913-1914 годов с США.
Но здесь надо учитывать особенности финансирования американской науки, где в начале века и особенно после I Мировой войны создавалось большое количество частных негосударственных институтов, различных обществ и фондов, рассчитанных на поддержку наиболее перспективных исследований. Американский прагматизм и частный капитал очень быстро после окончания I Мировой войны сделали США одной из ведущих научных держав мира, по крайней мере Германия уступила свое лидерство в области биологии. Так что русской науке на пороге 1917 года не хватало масштаба в организации. Не надо забывать, что, как и в Германии, война роковым образом сказалась на русской науке. И, тем не менее, даже в годы, предшествовавшие революции 1917 года, характерной чертой отечественной науки был высочайший профессионализм, преданность науке и творческая активность, что позволяет говорить о ее высоком научном уровне и мировом авторитете. В 1904 г. И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 г. — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.
Академия наук являлось высшим научным учреждением страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии. В 1916 г. в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.
Заводская
наука в дореволюционной России
находилась на стадии зарождения. Лишь
на немногих крупных предприятиях имелись
лаборатории и конструкторные бюро
Отечественная
техническая мысль этого
Большая
часть научных учреждений и вузов
России были сосредоточены в Москве и
Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании. Однако сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки. В 1911 году В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали рядом, как равные по силе со своими товарищами из-за океана» К началу XX века стало очевидным, что масштабы и темпы научной деятельности не соответствовали требованиям XX века и потенциальным возможностям страны. Университетская профессура в «Записке о нуждах просвещения в России» (январь 1905 г.), ставшей широко известной как «Записка 342 ученых» (первоначально подписали 16 академиков, 125 профессоров, 201 доцент, в дальнейшем — всего — 1500 человек), вынуждена была декларировать: «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку» [1]. Отчеты Академии наук 1900—1912 гг. состояли в основном из жалоб академиков на хронический недостаток ассигнований на науку. «Августейший президент» академии великий князь Константин Константинович в письме министру народного просвещения от 14.07.1911 пишет: «положение академических учреждений (из-за недостатка ассигнований и штатов) стало совершенно критическим».
Информация о работе Техническая мысль в России начала 20 го века