Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:08, реферат
Тараз - музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как «город купцов», является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока. Долгое время Тараз стоял на караванной дороге Великого Шелкового Пути, что обеспечивало ему развитие и процветание.
Тараз
Тараз - музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как «город купцов», является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока. Долгое время Тараз стоял на караванной дороге Великого Шелкового Пути, что обеспечивало ему развитие и процветание. Древний казахский город давно привлекает внимание иностранных гостей как исторический и культурный центр южного региона республики. Туристы как ближнего, так и дальнего зарубежья приезжают посмотреть на такие его исторические архитектурные памятники, как мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун, восточную баню, полностью украшенную изразцами и многие другие уникальные сооружения древних зодчих.
Нынешний Тараз - современный красивый город, административный центр Жамбылской области и, возможно, один из лучших городов республики. В его становлении и развитии принимали и принимают участие многие поколения горожан. На 2009 год население города составило более 380 тысяч человек. Сегодня Тараз - многонациональный город. Преимущественно здесь проживают представители коренного населения, но имеется процент и таких национальностей, как русские, киргизы, узбеки, уйгуры, дунгане, немцы, греки, украинцы, чеченцы, курды, татары, азербайджанцы и другие. По причине такого национального разнообразия в городе функционирует «Дом дружбы народов»
Город расположен в южной части Казахстана, возле границы с Киргизией, на реке Талас (Тараз). Здесь работают практически все главные виды транспорта; имеются аэропорт, железнодорожная станция и автовокзал. Благодаря наличию в горах Каратау фосфорных руд в городе развитие получила фосфорная индустрия. Заметна работа таких промышленных гигантов, как Суперфосфатный завод и НДФЗ (или «Казфосфат»).
Неузнаваемо за последние годы изменилась и архитектура города. Построены и строятся новые гостиницы. Особенно интересен один факт: на крыше одного из новых отелей в скором времени будет сооружена вертолетная площадка, с которой туристы смогут совершать свои удивительные воздушные экскурсии.
Название.
Тараз за долгие годы своего существования
много раз переименовывался. Так, в начале
19 века древний Тараз получил имя Аулие-Ата,
что в переводе на русский язык означает
«Святой Старец»; в 1936 году его переименовали
в Мирзоян; в 1938 - в Джамбул (в честь великого
казахского поэта-акына Джамбула Джабаева);
а 8 января 1997 года городу официально было
присвоено его историческое название
- Тараз. Еще в древние времена город назывался
так по имени реки Талас, или Тараз.
История.
О времени возникновения города можно
узнать из сообщения известного ученого
А.Х. Маргулана. В частности, он пишет: «…По
исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота,
В. Бартольда и многих других, гунны обосновались
в долине реки Талас еще в 3 - 2 веках до
нашей эры и построили город Талас с дворцами
и башнями».
Немного позднее,
в 7 - 8 веках н.э. в степях у реки
Талас сложились племенные
В греческих письменных источниках 568 года Тараз впервые упоминается как один из пунктов северного ответвления Великого Шелкового Пути. Дорога, на которой стоял город, проходила из Алмалыка (ныне район города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (сегодня казахстанский Туркестан) и далее вела вниз по течению Сырдарьи.
В 630 году через территорию города проезжал буддийский монах из Китая Сюань-Цзян, который оставил такое сообщение о городе: «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».
751 год крепко вошел в историю Тараза. В этот год состоялась битва на реке Талас, в которой конница шаха Аббаса, правителя Арабского халифата, разбила армию Танского Китая при помощи наемников-тюрков из местного племени карлуков. С победой арабов в город пришел ислам.
В древности
развитию города во многом способствовал
Великий Шелковый Путь, который проходил
из Китая через Среднюю и Переднюю
Азию к портам восточного побережья
Средиземного моря и заканчивался в
странах Запада. Вдоль Шелкового
Пути строили многочисленные караван-сараи,
города, селения, прокладывали каналы,
создавали центры ремесленников, воздвигали
храмы и дворцы. С востока на
запад и с запада на восток с
километровыми караванами шли писатели
и поэты, ученые и мыслители, миссионеры
и паломники, зачастую передавая
религию, обряды и культуру своих
народов. Происходил оживленный обмен
материальными и духовными
В 8 - 10 веках Тараз находился в составе Карлукского ханства. Наибольшего же расцвета древний город достиг в 10 - 12 веках, в период правления Караханидов. В это время он становится одним из уделов государства. Согласно археологическим раскопкам в этот период здесь имелись водопровод из глиняных труб, общественные бани, монетный двор, мощеные улицы и другие сооружения.
Письменных источников, доказывающих факт нападения на город монголов, к сожалению, не существует. Однако среди исследователей есть предположение, что в 1220 году население Тараза оказало армии Чингисхана серьезное сопротивление, вследствие чего последние сожгли и разрушили город до основания. Об этом свидетельствуют остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Затем город, скорее всего, был переименован монголами в Яны, то есть, «Новый», потому что при дальнейшем его упоминании как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».
Конец былому могуществу города Тараза положили, по всей видимости, частые набеги чужеземцев и междоусобные войны. Существенную роль в ослаблении и упадке города сыграли также и великие географические открытия, в результате которых торговые сухопутные пути уступили свое место морским дорогам.
В конце 18 века близ руин Тараза переселенцы из Кокандского ханства построили крепость. А чуть позднее, в начале 19 столетия, на месте древнего Тараза вновь разросся город, и назвали его Аулие-Ата, («Святой Старец»). Первыми поселенцами города стали узбеки, приехавшие из Намангана.
Достопримечательности
Тараза.
Входной портал мечети
Абдыкадыра (начало 19 века). Мечеть Абдыкадыра
первоначально занимала значительную
территорию на пересечении современных
улиц Абая и Капал. В настоящее время сохранился
лишь входной портал с минаретом. Портальный
вход по краям украшен двумя колоннами
с декоративными башенками. Над входной
аркой стрельчатой формы имеется неглубокая
фигурная ниша. Сооружение завершается
минаретом с площадкой для азанчи. Минарет
имеет шесть стрельчатых сквозных проемов,
вписанных в прямоугольные ниши. Сооружение
имеет квадратную форму, построено оно
из современного жженого кирпича. Здание
мечети было разрушено в середине 30-х годов
20 века. В настоящее время на этом месте
находится действующее медресе. В 2002 году
здесь были проведены реставрационные
работы.
Памятник Джамбулу Джабаеву. Памятник находится на площади имени Жамбыла. Установлен он был в 1961 году к 115-летию со дня рождения знаменитого казахского акына. Автором проекта стал архитектор В. Сашенко, скульптором - народный художник Казахской ССР Х. Наурызбаев. Скульптура отлита в Ленинграде. Бронзовая фигура возвышается на высоком прямоугольном гранитном постаменте, облицованном прямоугольными плитками из розового гранита. Джамбул изображен в длиннополом чапане и меховой шапке, в левой руке он держит домбру, а правая его рука отведена в сторону. На лицевой стороне постамента высечена надпись: «Джамбул Джабаев. 1846-1945»; в нижней части находится рельефное изображение поднимающегося из-за гор солнца. Высота фигуры составляет 4 метра, высота постамента - 4,3метра. Джамбул Джабаев - гордость Казахстана, уроженец Мойынкумского района Жамбылской области, казахский народный акын и один из крупнейших представителей устного народного творчества. До Октябрьской революции он выступал перед народом с песнями обличительного характера. Излюбленным видом творчества Джамбула был айтыс. Казахский поэт стал автором патриотических стихов и ряда героических поэм о батырах - народных заступниках, выражающих думы и чаяния своего народа. Обращение Джамбула к героическим защитникам осажденного Ленинграда «Ленинградцы, дети мои!» - одно из лучших произведений многонациональной советской литературы военных лет. В 1938 году город был назван в его честь.
Памятник
Мухаммеду Хайдару
Дулати. Памятник был установлен в 1998
году в честь 500-летия Мирзы Мухаммеда
Хайдара Дулати перед главным корпусом
одноименного университета по улице Сулейманова.
Высота памятника составляет 3 метра. Скульптура
отлита из меди. Постамент сделан из красного
полированного гранита. Мухаммед Хайдар
Дулати был видным государственным деятелем,
дипломатом, полководцем, профессиональным
историком, публицистом. Значение главного
труда М.Х. Дулати «Тарих-и Рашиди» для
истории народов Центральной Азии трудно
переоценить. Писатель сам стал героем
своего времени и своего произведения,
мемуаристом, провидцем. Все эти факторы,
вместе взятые, дают основание полагать,
что произведение Дулати - это выдающийся
памятник литературы средневековья, один
из основных первоисточников истории
Центральной Азии вообще и казахского
народа в особенности. В «Тарих-и Рашиди»
подробно описывается эволюционное развитие
государственности после распада Золотой
Орды и возникновения собственно Казахского
государства. Этот средневековый труд
оставил потомкам свидетельство того,
как Казахское ханство постепенно становилось
сильным централизованным государством,
с существованием которого должны были
считаться и другие государства.
В 1533 году, спасая свою жизнь от недругов,
М.Х. Дулати перебирается в Индию к преемникам
Бабура. В 1541 году он завоевывает Кашмир
и до конца своей жизни правит там.
Памятник
Бауыржану Момышулы. Памятник Бауыржану
Момышулы был открыт 12 октября 2000 года
в честь 55-летия Великой Победы и к 90-летию
со дня рождения героя. На высоком постаменте
с саблей в руке возвышается величественная
фигура легендарного воина-интернационалиста,
философа и писателя. Памятник герою решающего
сражения Второй Мировой войны олицетворяет
собой проявление воинской доблести многих
поколений батыров.
Б. Момышулы был человеком, прошедшим суровую
школу войны, не раз глядевшим смерти в
глаза, воспитывавшим солдат разных национальностей
во имя общей благой цели - победы; он остро
чувствовал суть многих явлений и понятий,
мог дать им краткое, но меткое по смыслу
определение. В Бауке народ видел выразителя
своих сокровенных чаяний. Имея независимый
самостоятельный характер, острую критику
и нежелание подставляться, он постоянно
находился в оппозиции к власти. О жизни
и деятельности Героя Советского Союза,
народного Героя Бауыржана Момышулы повествуется
в кинолентах, ему посвящены материалы
в истории страны, энциклопедиях, его образы
запечатлены на картинах, которые выставляются
в лучших картинных галереях ряда стран
СНГ и дальнего зарубежья. Его именем названы
центр родного Жуалынского района, где
открыт одноименный музей, а также село
Кременевка, площади, улицы, школы и лицеи.
Восточная
баня (10 - 12 века). Восточная баня находится
на территории древнего городища Тараз
(сейчас центральный рынок). Сооружение
средневековья представляет собой здание
из жженого кирпича-плитки, четырехугольное
в плане (10х10 метров), ориентировано по
сторонам света. Фрагменты полувыгнутой
штукатурки свидетельствуют о том, что
некогда баня имела несколько куполов.
Внутренние стены разделяли здание на
4 помещения. В юго-западном углу здания
находился предбанник, 2-ое и 3-е помещения
были комнатами для омовения, 4-ое - комнатой
для процедур. Баня имела сложную канализационную
и отопительную системы из керамических
труб. На северо-западе к комплексу примыкает
колодец, обложенный камнем; поблизости
археологами был найден грязеотстойник.
В настоящее время восточная баня представляет
собой ценность для изучения водоснабжения
средневековой Средней Азии и Казахстана.
В 1973 году комплекс был обследован экспедиционным
отрядом Джамбулского областного историко-краеведческого
музея.
Мавзолей Даутбека. Мавзолей находится в глубине парка, разбитого на месте древнего кладбища. В начале 20 века мавзолей реконструировали. Даутбек в 13 веке был военачальником монгольского наместника. Надпись на надгробии гласит о том, что он владел мечом и пером, был защитником Корана и правоверных.
Мавзолей Бабаджи-Хатун. Мавзолей расположен в 15 к востоку от Тараза; построен в 11 веке. Он известен своим уникальным шатровым куполом. Внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей
Айша-Биби. Эта усыпальница 11 века расположена
недалеко от мавзолея Бабаджи-Хатун. Согласно
легенде мавзолей был воздвигнут одним
из правителей династии Караханидов над
могилой его прекрасной невесты Айша-Биби,
дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Народные
предания гласят, что коварная змея оборвала
жизнь юного создания на пути к возлюбленному.
Строение полностью облицовано резными
терракотовыми плитками с растительным
и геометрическим узором. Сам мавзолей
выглядит невероятно легким и изящным.
Более восьми веков он стоит наперекор
ветрам и непогодам как свидетель незаурядного
мастерства древних зодчих.
Мавзолей Аули-Ата Карахан. Мавзолей был построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Он представляет собой портально-купольную структуру. Стены постройки возведены из кирпича-сырца эпохи Караханидов. В мавзолее сохранилось оригинальное каменное надгробие.
Мавзолей Ша-Мансур. Датируется 13 веком. Мавзолей был построен над могилой одного из наместников монгольского хана. Согласно надписям, сохранившимся на каменной плите, погребенный погиб в 1262 году.