Суворов.Наука побеждать

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:12, статья

Описание работы

Александр Васильевич Суворов –великий полководец, не знавший поражений на протяжении почти 50 лет. Именно под его командованием были разгромлены лучшие европейские армии. Военное искусство Александра Васильевича по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Предшественниками Суворова в деле составления наставлений можно назвать Петра I, написавшего «Собственноручные для военной битвы правила» и графа Румянцева, автора «Обряда службы».

Но почему именно Суворов и его «Наука побеждать» стали так знамениты? Все дело в лексике. Такой простой и в то же время могучей и вдохновенной, какую в правилах других полководцев не найти: «Богатыри! Неприятель от нас дрожит!»; «Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал»

Работа содержит 1 файл

рецензия по истории..docx

— 18.45 Кб (Скачать)

Александр Васильевич Суворов –великий полководец, не знавший поражений на протяжении почти 50 лет. Именно под его командованием были разгромлены лучшие европейские армии. Военное искусство Александра Васильевича по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Предшественниками Суворова в деле составления наставлений  можно назвать Петра I, написавшего «Собственноручные для военной битвы правила» и графа Румянцева, автора «Обряда службы».

Но почему именно Суворов и его «Наука побеждать» стали так знамениты? Все дело в лексике. Такой простой и  в то же время могучей и вдохновенной, какую в правилах других полководцев не найти: «Богатыри! Неприятель от нас дрожит!»; «Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал»

В 1795-1796 гг. великий  русский полководец Суворов находился  с войсками в Малороссии, в городе Тульчине, где и написал «Науку побеждать». Это произведение полководца считается своеобразным трактатом по обучению и воспитанию войск. В то время Суворов был главнокомандующим армии на юге России.

«Наука побеждать» по своему назначению и форме является наставлением по строевому и тактическому обучению войск. Она состоит из двух частей:

  1. «Ученье разводное, или пред разводом»
  2. «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом»

    Первая часть  представляет собой примерный план и содержание типового тактическо-строевого  ученья войск: батальона, полка и  выше, и предназначалась, видимо, в  качестве руководства для командиров частей. Вторая часть, получившая наиболее широкую известность, представляет своего рода тактическую памятку для солдат, в которой, впрочем, излагаются не только тактические указания, но и все основные правила солдатского поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воина. В целом «Наука побеждать» в своеобразной и оригинальной форме в предельно сжатом виде раскрывает сущность суворовской тактики и суворовской системы обучения и воспитания войск. 
       Тактика Суворова логически вытекала из его стратегических взглядов на общие принципы ведения войны. Суворов, больше чем кто-либо из русских военных деятелей прошлого, был сторонником активной наступательной стратегии, ставившей уничтожение армии противника главной задачей войны, а бой – основным средством решения этой задачи. 
       Соответственно этому тактика Суворова была проникнута духом самого решительного наступления. Стремительное наступление, атака, удар в штыки, преследование – вот те формы боя, которые преимущественно признавал и применял Суворов. 
       

А.В.Суворов  начал свою многолетнюю службу с  солдатских чинов, поэтому жизнь русского солдата не являлась для него загадкой. Семилетняя война стала первой боевой школой Суворова, ведь именно там он имел возможность сравнить сильнейшие европейский армии- русскую, прусскую и австрийскую. В суровой обстановке войны он близко познакомился с боевыми качествами русского солдата на основе всего этого создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу.

Высокие моральные  и боевые качества армии – то, к чему стремился Суворов. Он воспитывал в солдате сознание воинского  долга, старался выработать в подчиненных  такие качества, как инициатива, находчивость, сообразительность. Целью  «Науки побеждать» было воспитание бойца, сознательно выполняющего боевую работу: «Каждый воин должен понимать свой маневр». Это известное  
суворовское изречение как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что русской армии не нужен был муштрованный автомат. Суворов объясняет солдатам, в каком случае  применять тот или иной маневр, в каких случаях действовать в том или ином боевом порядке.

Суворов вводит интересный собирательный тип «немогузнайка».  «Немогузнайка» обладал качествами, несовместимыми с суворовскими требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу. «Немогузнайка» по мнению Суворова – язва для армии,  «неприятель больше богадельни».

В боевых наставлениях нашлось место и морально-нравственным поучениям: «Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом»; «Обывателя не обижай, он нас поит и кормит. Солдат не разбойник»; «Неприятель сдался пощада»; «Кто не бережет людей офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет».

Кроме трактата Суворова в издание включены интересные описания современников  Суворова и их воспоминания о реальных встречах с полководцем, о его  человеческих качествах. Н.Рыбкин называет Суворова «гением войны, великим  и в мелочах, в трудах службы, и  в деревне на отдыхе». В «Чертах  из жизни великого полководца как  государственного деятеля» предстает  перед нами «истинным народным героем, чье имя известно в самых глухих закоулках нашей необъятной матушки-Росии»

Есть  в издании также трогательные письма Суворова к своей любимой  дочери, которую он ласково называет Суворочкой. В письмах он рассказывает ей о текущих событиях своей жизни. Послания наполнены отцовской любовью, добротой, нежностью. 

Книга читается легко, во время ее прочтения можно  представить себе картину минувших дней, Россию в то время, армию в  то время, общее настроение в рядах  войск, начиная от обычных солдат до военачальников 

Несколько интересных цитат полководца: 
«Суворовские заповеди успешному руководителю. 
Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств. 
Побеждает тот, кто меньше себя жалеет. 
Ученье свет, а неученье тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения. 
Ближайшая к действию цель лучше дальней. 
Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут. 
Смотри на дело в целом. 
Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие».

Общий тон книги  – восхваляющий. В воспоминаниях  о полководце нет ни одного факта, порочащего его биографию. Будто этот человек был создан для своего дела. Не то, чтобы моей задачей в книге о Суворове было найти его отрицательные черты,  но столько похвал на одного человека, хоть и бесспорно великого, кажется чересчур.

Но, конечно же, его «Наука побеждать» - творение, заслуживающее уважения. Сочетание опыта и знаний полководца, которое солдаты использовали и в обычной жизни. И, да, некоторые указания вполне годятся для современной жизни. В каждом военном наставлении можно отыскать потаенный смысл, интерпретировать его для себя и использовать. Хотя, может быть, я слишком вчитывалась, а это всего лишь навсего касается военного дела.

Но тем не менее, мне понравилось. Особого опыта для сравнения с чем-то еще не имею, поэтому просто оставляю положительные комментарии. 
 

 
«Потомство мое прошу брать  мой пример» 
А.В.Суворов

Информация о работе Суворов.Наука побеждать