Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:54, реферат
Середина XIX столетия в истории Российского государства – переломный период, во многом определивший дальнейший ход развития Империи. В обществе назрели острые противоречия в экономической, политической и социальной сфере. Внутренняя политика, осуществляемая Николаем I, завела страну в тупик. Попытки сохранить без изменений существующий государственный строй были тщетны и, по сути своей, вредны для страны. Каждый день своего 30-летнего царствования Николай I использовал для того, чтобы всемерно упрочить самодержавный режим. По рассказу очевидца, однажды Николай спросил своего сына, будущего императора Александра II, чем держится многоязыковая семья народов, населяющих Россию. Наследник дал заученный ответ: «Самодержавием и законами». «Законами – нет! – воскликнул Николай. – Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем!» – трижды взмахнул он крепко сжатым кулаком.1 Именно этот император образовал печально-известное III отделение Собственной его императорского величия канцелярии, занимавшееся политическим сыском.
Введение
Основная часть:
Причины проведения судебной реформы и её подготовка
Основные положения судебной реформы
Судебные органы после реформы 1864 года
Институты присяжных, адвокатов и прокуроров
Мировой суд
Сельский суд
Окружной суд
Судебная палата
Верховный уголовный суд
Сенат
Ведомственный военный суд
Контрреформы
Заключение
Наиболее важные политические дела должен был рассматривать Верховный уголовный суд, который не функционировал постоянно. В него входили председатели департаментов Государственного совета и членов Сената под предводительством председателя Государственного совета. Верховный уголовный суд созывался в исключительных случаях по высочайшему повелению. Таких случаев оказалось всего два, и оба они были связаны с покушениями на Александра II — в 1866 г. (дело Д. В. Каракозова) и 1879 г. (дело А. К. Соловьева). 2
Единой кассационной инстанцией для всех судов империи являлся Сенат. Он мог отменить решение любого суда (кроме Верховного уголовного), после чего дело возвращалось на вторичное рассмотрение того же или другого суда. В 1872 г. при Сенате было Учреждено «Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах». В его состав кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные представители (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина).
Основой внутренней самостоятельности судей должны были служить прочность судейских должностей и равенство судей, которые различались бы только по степени власти - суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были такие важные принципы, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями.
В соответствии с реформой следствие было отделено от суда. Заседания суда проходили в открытом режиме. Однако принцип гласности отрицался в Сенате, который являясь высшим судебным органом страны, одновременно был и административным учреждением.
Делами
военных занимался
«Судебная реформа, – считал Кони, – призвана была нанести удар по худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов»3
С 70-х годов началось отступление от провозглашенных принципов. Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других реформ 60-х годов, так как она стала мешать царской власти, поскольку именно эта реформа давала слишком много свободы. Поэтому некоторые ее положения были пересмотрены. В 1866 году судебные чиновники фактически были поставлены в зависимости от губернаторов. В том же 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати. С 1867 года вместо следователей стали назначаться «исполняющие должности следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой. Законом от 9 мая 1878 года «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных. По законам от 9 августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Ещё более расширило компетенцию военных судов, сузив круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях, «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», принятое 14 августа 1881 года. Фактически поставила точку в череде контрреформ судебно-административная реформа 1889 года.
Заключение
Судебная реформа была завершена уже после того, как демократический подъем схлынул. Поэтому царизм счел возможным ограничить здесь буржуазное начало, а в следующие годы еще более ущемил его. Так, сразу была нарушена бессословность суда, поскольку сохранились особые суды для крестьян (волостной суд) и духовенства (консистория). Закон 1871 г. передал дознания по политическим делам жандармерии. В 1878 г. часть дел о «сопротивлении властям» отошла к военным судам.
Очень условным оказался тезис о несменяемости судей, сохранились инквизиторские приемы следствия, произвол, продажность и волокита в судах. Хотя в 1863 г. были отменены телесные наказания шпицрутенами, кнутами, клеймением и т. д., сохранилась, однако, как тогда говорили, «привилегия быть секомыми» розгами для крестьян (по решениям волостных судов), а также для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Примером волокиты в пореформенном суде может служить дело с иском горнозаводских рабочих против уральского промышленника Строганова, которое тянулось 51 год (с 1862 по 1913). К тому же недолговечны оказались и некоторые введённые по реформе 1864 года судебные институты такие, например, как институт мировых судей. Даже при всей ограниченности демократизма в нём, он не удовлетворял высшее чиновничество и был упразднён в 1889 году повсеместно, за исключением Москвы, Петербурга и Одессы. А мировые судьи были заменены назначаемыми лицами.
На недостатки «пореформенной» судебной системы указывает в своей работе и кандидат юридических наук Плотникова Т.В. Среди них она в первую очередь указывает на не проработанность финансовой основы созданной юридической системы и трудности, возникающие при решении кадрового вопроса. Кроме того, новая судебная система была рассчитана на более совершенную политическую систему, отличающуюся от той, которая существовала в то время. Тем не менее, судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения, и в особенности её самые демократические институты — суд присяжных и адвокатура, несмотря на ограничения и даже притеснения со стороны царизма, содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Судебная реформа приближала российское правосудие к лучшим европейским образцам и создавала реальные условия для формирования правового сознания. Это имело принципиальное значение для страны в целом. Неразвитость правосознания делала особенно пагубными и безответственные решения власти, менее всего считавшейся с правами личности. Тот же фактор усиливал воздействие, оказываемое опрометчивыми призывами радикалов, заботившихся об осуществлении своих грандиозных проектов, но не думающих о соблюдении принципов права, постепенно входящих в жизнь цивилизованных государств запада.
С.Ю. Витте так говорил о этой реформе:
« Император Александр II даровал России правосудие, гражданское и уголовное. Как бы ни критиковали эту реформу, не затемнят её величия. Эта реформа охраняет права и обязанности верноподданных своих монархов путём закона, а не усмотрения » 4
Список используемой литературы: