Судебная реформа 1922 года в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Прошлое, настоящее и будущее – словно сообщающиеся сосуды, и, чем чаще мы обращаемся к истории как судоустройства, так и правосудия в России в целом, тем больше понимаем, что нам нужно и не нужно делать сегодня и завтра. Нам, ныне студентам, но позже работникам судебной системы, знать это принципиально важно. Важно знать этапы становления современного судебного аппарата, чтобы, отталкиваясь от опыта предыдущих поколений, не повторять их ошибок, а, наоборот, стремиться к устранению прорех в ныне действующем законодательстве и к его совершенствованию, законности, недопущению даже самой возможности коррупционных действий со стороны работников прокуратуры, адвокатуры, нотариата и суда, а также к исключению факта непрофессиональности при рассмотрении различного рода категорий дел и вынесении приговора судом

Содержание

Введение

1.Предпосылки к проведению судебной реформы 1922г.

2.Дореформенные судебные органы

3.Новая судебная система

3.1 Судейские кадры

3.2 Создание прокуратуры и адвокатуры

4. Итоги судебной реформы 1922 г.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая я.docx

— 39.45 Кб (Скачать)

Такие же требования были установлены  и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав.

 

 

 

 

 

3.2  Создание прокуратуры  и адвокатуры в СССР.

 

Одной из основных частей судебной реформы 1922 г. являлось восстановление таких правовых институтов, как прокуратура  и адвокатура, которые были распущены  в первые же дни после Октябрьской  революции.

Необходимость создания прокуратуры  не вызывала споров среди юристов  страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.

Весной 1922 года Наркомюст  вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью  следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры  во ВЦИК.

Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному  придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и  противопоставляли ей революционную  целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием.

Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в  виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских  законов.

В-третьих, возложение на прокуратуру  надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых  противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому  следовало общий надзор исключить  из функций прокуратуры, ограничив  ее только судебной работой, как это  было в дореволюционной России.

Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная  статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал  принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность  требования, вытекающего из желания  «сохранить законность калужскую, в  отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.

Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом  подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские  и партийные органы не могли оказывать  на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения  о прокурорском надзоре 1922 года.

Тем не менее, 28 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение о прокуратуре.

На прокуратуру возлагалось:

-  осуществление надзора  от имени государства за законностью  действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и  частных организаций и частных  лиц (общий надзор);

-  наблюдение за деятельностью  следственных органов и дознанием,  за деятельностью органов ОГПУ;

-  поддержание обвинения  в суде;

-  наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции  прокуратуры сохранятся затем  во всех последующих положениях  о прокурорском надзоре).

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом, как это было прописано в Положении. Центральная прокуратура РСФСР  входила в качестве IV отдела в  состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры  руководил заместитель Народного  комиссара, старший помощник прокурора  Республики. Нарком одновременно являлся  и прокурором Республики.

После того, как советская  власть уничтожила институт частных  поверенных и присяжных поверенных, она сразу же начала издавать декреты  о суде, в которых обеспечивались права и интересы обвиняемого и потерпевшего в судебном процессе.

Кроме того, о регулировании  систематизации актов о суде и  самих судебных актов можно вести  речь лишь с 26 мая 1922 г. – даты принятия третьей сессией ВЦИК постановления  «Об адвокатуре». По этому закону в губерниях создавались коллегии защитников, состав которых утверждался  губисполкомом по представлению  отдела юстиции; не разрешалось совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном  учреждении или предприятии (кроме  выборных и профессорско-преподавательских  должностей в учебных заведениях); коллегия управлялась президиумом, избираемым общим собранием её членов; сфера деятельности коллегии не ограничивалась судебными рамками – «основная  работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права».

В соответствии с Положением в систему судебных органов включались и народные следователи, которые  работали при соответствующих следственных участках, губернских судах и Верховном  суде РСФСР. При отделе прокуратуры  Наркомата юстиции РСФСР состояли также народные следователи, которым  поручалось расследование дел особой государственной важности.

Следователи при следственных участках назначались губернским судом  и утверждались губернским исполкомом советов и Наркоматом юстиции. Следователи  при губернских судах, Верховном  суде и Наркомате юстиции назначались  на должность соответствующими органами, при которых они функционировали. Важно при этом отметить, что «следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний  имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения».

В том случае, когда между  прокурором и следователем возникали  разногласия, они «решались судом, только суд обладал полномочиями наложения на следователей взысканий».

 

 

4.Итоги судебной реформы  1922 г.

 

 

Несомненно, судебная реформа 1922 г. явилась позитивным событием в  истории страны. Жизнеспособность варианта трехзвенной системы судебных органов, основы которого были заложены именно во время рассматриваемой реформы, подтверждена многолетней практикой  деятельности судов, а некоторые  её идеи и принципы сохраняют актуальность и в наши дни.

В целом даже пока сохраняется  установленный в период судебной реформы порядок кассационного  и надзорного производства по уголовным  делам до сегодняшнего дня.

Детальный анализ материалов судебной реформы 1922 г. позволяет сделать  вывод о ее неплохой теоретической  проработанности. Но, несмотря на качественную теоретическую основу, реформа, к  сожалению, не выдержала столкновения с жизненными реалиями, что в дальнейшем и привело к трансформации ее первоначальной сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев Судебную реформу 1922 г. через призму времени и опыта советских и российских правоведов, историков, юристов, можно подвести итог этим историко-правовым изысканиям: именно в Судебной реформе 1922 г. был заложен тот базис, те основы, которые во многом предопределили дальнейшее развитие как советской судебной системы, так , впоследствии, и российской. Она сыграла свою роль, и немаловажную, в формировании нашей современности, наших реалий.

Вышеназванная реформа помогла  объединить активность суда и сторон в сборе доказательств, которая  является уникальной и не характерной  для других основных правовых систем. Полагаем, что её разработка и принятие обусловлены в первую очередь  социокультурными причинами. Российская модель сочетания активности суда и  сторон в собирании доказательств  является самобытной и заслуживает  самой высокой оценки.

Столь объективные предпосылки  к проведению судебной реформы просто не могли не привести к тем результатам, которые могли наблюдать её современники и которые получили если не полное своё отражение, то хотя бы тень в нашей  современности.

Уже ушли в прошлое многие государственные институты, - о некоторых  из них попросту забыли, другие же, напротив, с новыми функциями и общим  наполнением возрождаются вновь (мировые  судьи, присяжные заседатели, судебные приставы и т.п.). Не это ли является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен? На наш взгляд – несомненно. Именно опираясь на него, мы строим сейчас в России правовое государство. И за советом в этом строительстве мы не раз обратимся, в первую очередь, к нашей истории.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.  «Задачи судов». НКЮ.  Москва.1922 г.

 

2.  «Советская концепция  правосудия и практика отправления  правосудия в 1920-е гг.» Никулина  В.В.; «Право и политика» №10; 2008г.

 

3.  Сочинения В.И. Ленина. Т.36

 

4.  Д.И. Курбский. Избранные  статьи и речи. Москва, 1948 г.

 

5.  СУ РСФСР 1921г.

 

6.  Тимашев Н.С. Право  Советской России. Прага, 1925 г.

 

7.  Власов В.И. История  государства и права России. Конспект  лекций. Р.-на-Д. 2003 г.

 

8.  Суд в СССР. Под  ред. Л.Н. Смирнова, В.В. Куликова, С.Г. Банникова, В.М. Савицкого,  Х.Б. Шейнина. М., 1977 г.

 

9.  Бабенко В.Н. Судебная  система России: история и современность.  М. 2007 г.

 

10.  Смыкалин А. Судебная  реформа 1922 г.// Российская юстиция. 2002 г. №4.

 

11.  Большой энциклопедический  словарь, М., 2010 г.

 

12.  Суд и правосудие  в СССР. М., 1974 г.

 

13.  Кутафин О.Е., Лебедев  В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть  в России: история, документы.  М., 2003 г.

 

14.  Анишина В. Становление  суда как самостоятельной ветви  государственной власти// Мировой  судья №8, 2008 г.

 

15.  Колесняк Е.В. Об  особенностях эволюции судебной  системы в советском государстве  в условиях НЭПа// Право и политика  №5, 2008 г.

 

 

[1]_ «Задачи судов». НКЮ.  Москва.1922 г., с.2

 

2 Из статьи «Советская  концепция правосудия и практика  отправления правосудия в 1920-е  гг.» Никулина В.В.; «Право и  политика» №10; 2008г., с.2506 - 2512

 

[2]_ В.И. Ленин. Т.36. с.506 - 507

 

[3]             _ Д.И. Курбский. Избранные статьи  и речи. Москва, 1948 г., с.78

 

[4]_ Из статьи «Советская  концепция правосудия и практика  отправления правосудия в 1920-е  гг.» Никулина В.В.; «Право и  политика» №10; 2008г., с.2506 - 2512

 

[5]_ СУ РСФСР. 1921. № 20. Ст.122

 

[6]             _ Там же. № 39. Ст. 209; № 46. Ст. 227

 

[7]             _ Там же. № 49. Ст.262; № 60. Ст.421

 

[8]_ № 77. Ст.639; № 79. Ст. 674

 

[9]_ Тимашев Н.С. Право  Советской России. Прага, 1925г., С. 307-309

 

[10]_ Там же. С. 308

 

[11]_ Там же. С. 309

 

[12]_ Власов В.И. История  государства и права России. Конспект  лекций. Р.-на-Д. 2003 г., с.254-260

 

[13]_ Власов В.И. История  государства и права России. Конспект  лекций. Р.-на-Д. 2003 г., с.254-260

 

[14]2СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902

 

[15]_ Суд и правосудие  в СССР. М., 1974. С. 108.

 

[16]_ См. ст. 36 УПК РСФСР.

 

[17]_ Суд и правосудие  в СССР. М., 1974. С. 109.

 

[18]_ Смыкалин А. Судебная  реформа 1922 г.// Российская юстиция. 2002 г. №4., с.35-36

 

[19]_ Экономический совет  при СНК СССР в 1937-1941гг., орган  оперативного хозяйственного руководства.- Большой энциклопедический словарь,  М., 2010 г., с. 845

 

[20]_ Суд в СССР. Под ред.  Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова, В. М. Савицкого,  Х. Б. Шейнина. М., 1977г., с. 76.

 

[21]_ Бабенко В.Н. Судебная  система России: история и современность.  М. 2007 г., с. 138-140

 

[22]_ Анишина В. Становление  суда как самостоятельной ветви  государственной власти// Мировой  судья №8, 2008 г., стр.18-22

 

[23]_ Из протоколов Шестого  съезда работников прокурорских, судебных и следственных органов  в 1929 г.

 

[24]_ Кутафин О.Е., Лебедев  В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть  в России: история, документы.  М., 2003 г.

 

[25]_ Кутафин О.Е., Лебедев  В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть  в России: история, документы.  М., 2003 г.

 

[26]_ Смыкалин А. Судебная  реформа 1922 г.// Российская юстиция.-2002 г.-№4. с. 39-42

 

[27]_ Колесняк Е.В. Об  особенностях эволюции судебной  системы в советском государстве  в условиях НЭПа// Право и политика  №5, 2008 г., стр. 1250 - 1254


Информация о работе Судебная реформа 1922 года в Украине