Судебная реформа 1864г

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Мировые суды впервые были созданы в Англии в XIV веке, затем во Франции в XVIII веке, в России – в 1864 г. Однако уже в 1889 г. мировые суды в России были упразднены, а их восстановление началось в 1912 г. Мировые судьи избирались земским собранием или городской думой. В 1917 г. после революции мировые суды вновь прекратили свое существование.

Содержание

Мировые суды.
Суды общей юрисдикции.
Определите подсудность волостных и духовных судов. Раскройте порядок судопроизводства по государственным преступлениям во второй половине XIX века.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

судебная реформа.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

     Закон о судебной системе РФ фиксирует  указанное положение названных  судов в иерархии судебных органов  и называет лишь основные функции, выполняемые  этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению  к Верховному Суду РФ.

     Суды  среднего звена системы судов  общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и  в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей  и аппарата суда они различаются  между собой, что зависит от объема работы данного суда.

     Являясь вышестоящими судами по отношению к  районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью  этого звена судебной системы. В  свою очередь суды субъектов Федерации  подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного  органа Российской Федерации. Таким  образом, суды среднего звена находятся  в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей  юрисдикции и с возглавляющим  ее вышестоящим судебным органом - Верховным  Судом РФ.

     В компетенцию судов среднего звена  входит осуществление всех инстанционных  полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам.

     В качестве суда первой инстанции областной  и равные ему суды рассматривают  гражданские дела, принятые ими к  своему производству, и уголовные  дела о наиболее опасных преступлениях.

     К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все  дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

     Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции  любое уголовное дело, подсудное  нижестоящему суду, при наличии ходатайства  обвиняемого.

     Для рассмотрения дел по первой инстанции  в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции  входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел  в судебной коллегии по уголовным  делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные  заседатели.

     В качестве кассационной инстанции в  вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

     Являясь по отношению к районным судам  кассационной инстанцией, Верховный  суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному  протесту прокурора, а также по частным  жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений  районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

     В качестве надзорной инстанции в  областном и равном ему суде действует  президиум соответствующего суда. В  состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ.

     На  президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в  законную силу приговоры, решения и  постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии  в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым  большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут  быть опротестованы в порядке  надзора в судебную коллегию по гражданским  или уголовным делам Верховного Суда РФ.

     Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает  уголовные дела по вновь открывшимся  обстоятельствам по представлению  соответствующего прокурора в тех  случаях, когда дело уже было рассмотрено  в судебной коллегии по уголовным  делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в  порядке надзора.

     Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось  в президиуме данного суда и решение  было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны

     Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным  делам; рассматривает материалы  изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

     Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции  РФ областные и равные им суды осуществляют контроль за деятельностью органов  предварительного следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.  Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

     Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной  инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения  о принятии новых законов, об изменении  либо отмене действующих законов  республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

     Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного  округа избирается соответствующим  Советом народных депутатов в  составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.   

 Краевой,  областной, городской суд, суд  автономной области и суд автономного  округа действует в составе:   

1) президиума  суда;   

2) судебной  коллегии по гражданским делам;    

3) судебной  коллегии по уголовным делам.

     Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного  округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и  других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом  Российской Федерации.

     Состав  президиума суда утверждается Президентом  Российской Федерации по представлению  Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава  президиума суда производится при наличии  положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов  Москвы и Санкт - Петербурга.

     Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного  округа:   

1) в  пределах своих полномочий рассматривает  дела в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам;    

2) утверждает  по представлению председателя  суда из числа судей составы  судебной коллегии по гражданским  делам и судебной коллегии  по уголовным делам;   

3) рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики и анализа  судебной статистики;   

4) заслушивает  отчеты председателей судебных  коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы  аппарата суда;   

5) оказывает  помощь районным (городским) народным  судам в правильном применении  законодательства, координируя эту  деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;   

6) осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

     Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области  и суда автономного округа заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

     Заседание президиума правомочно при наличии  большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписываются председателем суда.

       Судебная коллегия по гражданским  делам и судебная коллегия  по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда  автономной области и суда  автономного округа утверждаются  президиумом суда из числа  судей соответствующего суда.

     Председатели  судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению  председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и  суда автономного округа из числа  заместителей председателя или членов суда.

     Председатель  краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного  округа в необходимых случаях  вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

     Судебная  коллегия по гражданским делам и  судебная коллегия по уголовным делам  краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного  округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Судебные  коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

     Председатель  краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного  округа:

     1) может председательствовать в  судебных заседаниях коллегий;

     2) приносит в пределах и порядке,  установленных законом, протесты  на решения, приговоры, определения  и постановления по судебным  делам;   

  3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам; 

      4) руководит организацией работы  судебных коллегий; руководит работой  аппарата суда;   

  5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;   

  6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;   

       7) распределяет обязанности между  заместителями председателя;   

Информация о работе Судебная реформа 1864г