Судебная реформа 1864

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:06, доклад

Описание работы

Судебная реформа 1864, в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60—70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, С. р. отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864: "Учреждение судебных установлений", уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями; окончательно процесс был завершен лишь к 1896.

Работа содержит 1 файл

Судебная реформа 1864.docx

— 16.26 Кб (Скачать)

Судебная реформа 1864

Судебная реформа 1864, в России реформа судебной системы  и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60—70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная  развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, С. р. отразила классовые  интересы буржуазии. Проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864: "Учреждение судебных установлений", уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились  со значительными изменениями; окончательно процесс был завершен лишь к 1896.

В судебных уставах  отражён ряд буржуазных принципов  судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость  судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств; выборность некоторых судебных органов (мировых судов). Вместе с тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность  дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и  духовных судов и др.

Были созданы две  системы судов — мировые и  общие. Мировые суды рассматривали  мелкие уголовные и гражданские  дела. Создавались мировые суды в  городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся  на мировые участки. Участковые мировые  судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м  департаментом Сената. Апелляционной  инстанцией для участковых судей  был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе  и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции  осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент  Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а  назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности  мировых судов не было вообще, в  городах мировые судьи назначались  правительством.

Система общих судов  включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых  судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин  выше титулярного советника. Дела о  преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных  прав и преимуществ, слушались с  участием присяжных заседателей. Апелляционной  инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом  судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и  уголовный, Сенат мог также рассматривать  некоторые дела по первой инстанции.

При окружных судах  и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах  — совет присяжных поверенных. Судебные следователи проводили  предварительное следствие под  надзором прокуратуры и подчинялись  окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих  судах и при Сенате (при окружном суде — прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате — прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

С. р. имела прогрессивное  значение, ибо новая судебная система  заменила собой крайне раздробленную  систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где  дела велись на основе инквизиционного  процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция, и  т. п.). Однако значение С. р. 1864 умалялось  рядом положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел  из компетенции суда присяжных (в  том числе о государственных  преступлениях), сохранением системы  поощрений судей местной администрацией, которая представляла их к очередным  чинам и орденам, и т. д.

С 70-х гг. в период реакции началось отступление от провозглашенных принципов.

С. р. была подвергнута  коренному пересмотру ранее др. реформ 60-х гг. В 1866 из ведения суда присяжных  были изъяты дела о печати; законом 19 мая 1871 были утверждены Правила о  порядке действия членов корпуса  жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о государственных  преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным  преступлениям "Устава уголовного производства", закрепившая создание Особого присутствия  правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Законом от 9 мая 1878 "О временном изменении  подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям" был резко сокращён круг дел, рассматривавшихся  судом присяжных; законами от 9 августа 1878 и 8 апреля 1879 рассмотрение дел о  государственных преступлениях  и особо опасных преступлениях  против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 "Положение о мерах к охранению  государственного порядка и общественного  спокойствия" ещё более расширило  компетенцию военных судов и  сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях. Завершением судебной "контрреформы" явилась судебно-административная реформа 1889.

Информация о работе Судебная реформа 1864