Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:03, доклад
В историографии науки широко распространен так называемый кумулятивистский взгляд на науку. Согласно ему, процесс развития науки представляется постепенным последовательным ростом однажды познанного.
Кун же выступает против такого образа науки. Процесс развития науки включат в себя два этапа: эволюционный и революционный. Первый был назван нормальной наукой, а второй - научной революцией.
Введение
Начало историческому направлению в философии
науки положил К. Поппер. Существенный
вклад в этом направлении был сделан профессором
Принстонского университета США Томасом
Куном, годы жизни 1929-1996.
Закономерности развития науки. Природа
и характер научных революций
В историографии науки широко распространен
так называемый кумулятивистский взгляд
на науку. Согласно ему, процесс развития
науки представляется постепенным последовательным
ростом однажды познанного.
Кун же выступает против такого образа
науки. Процесс развития науки включат
в себя два этапа: эволюционный и революционный.
Первый был назван нормальной
наукой, а второй - научной
революцией.
Для Куна «нормальная» наука предполагает
расширение области применения парадигмы
с повышением ее точности. Критерием пребывания
в периоде «нормальной» науки является
сохранение принятых концептуальных оснований.
В случае открытия таких фактов, которые
не согласуются с принятыми теориями или
даже противоречат им, старые теории, утверждает
Кун, не отбрасываются, вопреки Попперу,
а либо подвергаются некоторым усовершенствованиям,
либо дополняются теориями, позволяющими
включить объяснения новых фактов в систему
общепринятых теорий. Парадигма всегда
отличается устойчивостью. Развитие нормальной
науки носит кумулятивный характер: в
рамках данной парадигмы происходит приращение
знаний.
Однако в истории науки, как говорит Кун,
неизбежно наступает такой момент, когда
данная парадигма предстает сообществу
ученых как уже не удовлетворяющая его
цели, не способная обеспечить эффективное
решение научных задач. Происходит революция
в науке. Научная революция выражает процесс
смены парадигм. Она начинается с кризиса
господствующей парадигмы, когда накопившиеся
научные факты уже не могут быть объяснены
и головоломки разрешены с помощью общепринятых
теорий, составляющих содержание нормальной
науки, что порождает профессиональную
неуверенность. Переход
к новой парадигме составляет
суть научной революции.
Это не означает полного отказа от научного
наследия. Теоретическое наследие можно
условно разделить на три части:
Таким образом схема
развития научного знания, предложенная
Куном, включает следующие стадии: донаучная
стадия — кризис —революция
— новая нормальная
наука — новый кризис и т.д.
Парадигмы и теории. Условия возникновения
новых теорий
Новшеством, введенным Куном в его теории,
является понятие «парадигмы» и ее роли
в движении науки. Как он говорит, парадигма
- это не просто теория,
но и способ действования
в науке, или модель
решения исследовательских
задач.
Более низким уровнем организации научного
знания, по сравнению с парадигмой, является
научная теория. Каждая теория создается
в рамках той или иной парадигмы. Теории,
существующие в рамках
различных парадигм,
не сопоставимы. В контексте новых парадигм
старые теории получают новое содержание,
иную интерпретацию.
Согласно взглядам
Куна, процесс принятия
и смены парадигм полностью
рационального объяснения
не имеет. Данное явление
имеет своим источником
социально-психологическую
природу и согласно
Куну смена парадигм
подобна религиозному
перевороту.
Научное сообщество и научная деятельность
Однако самым главным понятием у Куна
является все же не парадигма, а научное
сообщество. Ученый, согласно концепции
Куна, может быть понят как ученый только
по его принадлежности к научному сообществу,
все члены которого придерживаются определенной
парадигмы; последняя же в свою очередь
характеризуется совокупностью знаний
и особенностями подхода к решению научных
проблем, принятых данным научным сообществом.
Научное сообщество по своей сути играет
не только роль организатора научной работы,
но более важным является прежде всего
установление или принятие тех или иных
теоретических принципов, парадигм и т.д..
Таким образом, именно научное сообщество
наделяется способностью создавать, формировать,
отбирать научные проблемы и их решения,
рассматривая как объект познания.
И наконец, последнее. Кун сравнительно
мало затрагивает проблему языка. Тем
не менее то научное сообщество, о котором
он говорит, объединяется общим языком,
и все, что оно делает и принимает, также
выражается в определенном языке и через
него. Каждая парадигма предполагает свой
язык. Следовательно, научное сообщество
можно рассматривать как языковое сообщество.
Введение
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?". Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве попытки
наглядно представить рассматриваемую
теорию читателю предлагается схематический
график развития науки по Куну. Дальнейшее
изложение идет по пути раскрытия понятий
и процессов, изображенных на схеме.
1. История науки по Т.Куну
Согласно книге "Структура
научных революций" Т.Куна, историю
науки можно представить следую
Комментарий к схеме:
1 | -- | При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма; |
2 | -- | одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму; |
3 | -- | при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме; |
4 | -- | в период кризиса
доверие к парадигме в |
5 | -- | для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис; |
6 | -- | в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой; |
7, 8 | -- | новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму. |
Опишем отдельно такие объекты этой схемы как допарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии и научная революция и т.д.
1.1. Допарадигмальный период
Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. Вместо этого было множество противоборствующих школ, большинство из которых придерживалось какой-либо разновидности теории Эпикура, Аристотеля или Платона. Одно из направлений рассматривало свет как частицы, испускаемые материальным телом; для другого свет был модификацией среды, находящейся между этим телом и человеческим глазом; кроме того, свет объяснялся в терминах взаимодействия среды с излучением самих глаз. Хотя представители всех этих школ физической оптики до Ньютона были учеными, результат их деятельности нельзя в полной мере назвать научным. Не имея возможности принять какую-либо общую основу для своих убеждений, представители каждой школы пытались строить свою собственную физическую оптику заново, начиная с наблюдений.
Ученые свои труды адресовали не к своим коллегам, а скорее к оппонентам из других школ в данной области исследований и ко всякому, кто заинтересуется предметом их исследования. С современной точки зрения, их труды можно отнести в разряд научно-популярных изданий.
Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований -- то, что Кун называет парадигмой. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключение могут составить такие науки, как математика или астрономия, в которых первые прочные парадигмы относятся к их предыстории, а также дисциплины, подобные биохимии, возникающие на стыке уже сформировавшихся отраслей знания. Одновременно с тем, начало астрономии характеризовалось "многопарадигмальностью". В таких разделах биологии, как, например, учение о наследственности, первые парадигмы появились лишь в XX веке.
1.2. Зрелая наука
На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.
Первоначальные расхождения, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических и методологических предпосылок и принципов постепенно исчезают, сначала в весьма значительной степени, а затем и окончательно. Более того, их исчезновение обычно вызвано триумфом одной из допарадигмальных школ, например, общественным признанием парадигмы Франклина в области исследования электрических явлений.
Существование парадигмы предполагает и более четкое определение области исследования в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря принятию парадигмы школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.
В наши дни такие
парадигмы или научные
2. Этапы развития зрелой науки
Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.
Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений -- через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные.
В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали от неполного знания к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки.
2.1. Нормальная наука
"Нормальной наукой"
Кун называет исследование, прочно
опирающееся на одно или
Нормальная наука не ставит своей целью создание новой теории, и успех в нормальном научном исследовании состоит не в этом. Исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Кратко деятельность ученых в рамках нормальной науки можно охарактеризовать как наведение порядка (ни в коем случае не революционным путем).
По мнению Куна, "три класса проблем -- установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории -- исчерпывают ... поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической"2. Подавляющее большинство проблем, поднятых даже самыми выдающимися учеными, обычно охватывается этими тремя категориями. Существуют также экстраординарные проблемы, но они возникают лишь в особых случаях, к которым приводит развитие нормального научного исследования. Работа в рамках парадигмы не может протекать иначе, а отказаться от парадигмы значило бы прекратить те научные исследования, которые она определяет. В случае отказа от парадигмы мы приходим к научной революции.
Понятие "нормальной науки", введенное Куном, подверглось острой критике сторонниками критического рационализма во главе с Карлом Поппером. Поппер согласен с тем, что нормальная наука существует, но если Куну этот феномен представляется как нормальный, то Поппер в работе "Нормальная наука и ее опасности" (1970) рассматривает его как опасный для науки в целом.