Строительство в период готики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Реферат по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»
Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.

Работа содержит 1 файл

Строительство в период готики.docx

— 521.69 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Инженерно-строительный факультет

Кафедра «Технология, организация и экономика  строительства» 
 
 

Реферат по дисциплине «История отрасли и  введение в специальность»: 
 

«Строительство  в период готики» 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Солдатенко Т.Н.

Выполнил: Митюгаев А.Е.

Группа: 1019/1 
 
 

Санкт-Петербург

2011. 

Готика —  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области  культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти  Восточной Европы с XII по XV век. 

Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический  стиль» чаще всего применяется к  архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д. 

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она  распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. 

Готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, это явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека. Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после  гибели породившей их цивилизации. 

В готической архитектуре, сменившей романский стиль, отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных  кругов, развитие светских черт в городской  и рыцарской культуре. 

Ведущим архитектурным  типом в готике стал собор, возвышавшийся  над городской застройкой и способный  подчас вместить все взрослое население  города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась  общественная жизнь горожан. Каркасная  система готической архитектуры  позволила создать небывалые  по высоте и обширности интерьеры  соборов (высота потолка в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и  прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

 

Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими  ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными  деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки —  «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»). 

Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает  впечатление необозримости, беспредельности  пространства, насыщенности движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся  на них стрельчатых арок. 

Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся  ребрах - «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). 

Вынесение наружу конструктивных элементов позволило  создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. 

На фасадах  соборов помещались статуи святых и  аллегорические фигуры; лучшие из них  отмечены одухотворенной красотой, торжественным  спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных  витражей — главного вида готической живописи. 

Арка и свод. Эти архитектурные формы, так  умело использованные римлянами  и затем легшие в основу всего  строительного искусства средневековой  Европы, еще до Рима появились в  Иране, который в свою очередь  унаследовал их от древних культур  Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой  благоприятствовало такой преемственности.

 

Уже в V — VII вв. сочетание  центрической композиции с базиликальной  привело к созданию в Армении  купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая  тем самым нерасчлененность внутреннего  пространства. Но этого мало: армянские  зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Высказывались и иные гипотезы относительно происхождения этой системы (Древний Рим, Ломбардия, даже Англия). 

Однако в позднее  средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система  разработана французскими архитекторами, и во всей Европе ее называли «строительством  на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в. 

В силу особых местных  условий исторический процесс, происходивший  тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции  с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления  обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля  к готическому. 

Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее  средневековье уже не только фактической  столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось  около ста цеховых организаций  ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики  и ваятели, а число жителей  к концу XII в. достигло почти ста  тысяч, что было тогда беспримерным. 

Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную  схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». 

А, кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия  — с такими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан — истинными  сокровищницами готического искусства.

Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными  арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину  и крепость стены, на которой и  сосредоточивал главное внимание. 

Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых  ребрах, или нервюрах, принимающих  на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих  из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы —  контрфорсы боковых нефов, выполняющие  функцию противодействующей силы, —  все это настолько обогатило  опорную систему, что она приобрела  самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция. 

Лишившись за ненадобностью  своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в  ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена  утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно  сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Информация о работе Строительство в период готики