ождавшись разгрома
и капитуляции Франции и Голландии перед
Берлином, японцы приступили к оккупации
их колоний в ЮВА, затем та же судьба постигла
Малайю, Бирму, Таиланд, Филиппины. Обострение
японо-американского соперничества в
АТР привело к нападению Японии на Перл-Харбор
в декабре 1941 г. - так началась Тихоокеанская
война.
Развязывая Тихоокеанскую
войну, японский империализм обладал
весьма скромным по сравнению
со своими противниками военно-экономическим
потенциалом (производство стали
на уровне Люксембурга), но надеялся
на внезапность и разобщенность
интересов "британского льва,
американской пантеры и русского
медведя".
Западные Державы
определили главным европейский ТВД против
Германии, отложив принятие решительных
мер против Японии на период после капитуляции
Берлина. Таким образом, судьба Японии
решалась на фронтах Европы. С другой стороны,
это способствовало затягиванию войны
на Тихом океане на четыре года.
На первом этапе
войны (декабрь 1941 - 1942 г.) Япония оккупировала
и поставила под свой контроль
огромные материковые и океанские
территории общей площадью 10 млн. кв.
км с населением 400 млн. чел., практически
не встречая серьезного сопротивления
американцев и европейцев, при
определенной поддержке национально-буржуазного
крыла НОД против "белых колонизаторов".
На втором этапе (1943
- первая пол. 1944 г.) Япония пытается освоить
громадные материальные и людские
ресурсы оккупированных территорий,
однако малый тоннаж торгового флота
и методичное его уничтожение
американской авиацией не позволили
Токио воспользоваться в существенной
мере ресурсами азиатских стран.
Это привело к трудностям в
снабжении ВПК необходимыми материалами
и недостатку продовольствия в самой
Японии. Национально-буржуазные лидеры
НОД, разочаровавшись в "освободителях"
от белого колониализма, начинают переходить
на антияпонские позиции. Предоставление
Токио фиктивной независимости бывшим
колониям военно-стратегического положения
Японии уже не может улучшить.
На третьем этапе
(вторая пол. 1944 - 9 мая 1945 г.) начинается
перелом в войне на Тихом океане
с переходом инициативы в руки
американцев. США имели возможность
благодаря своему военно-техническому
превосходству перенести военные
действия к берегам Японии уже
в к. 1944 г., отрезав ее от захваченных
территорий. Однако Вашингтон исходил
в первую очередь не из военно-технических,
а из политических соображений: нельзя
было позволить НОД воспользоваться
ситуацией для освобождения от японцев
собственными силами с последующим
провозглашением независимости. Поэтому
американские войска вели наступление
по всему периметру японской обороны
"от пальмы к пальме".
На этом этапе
ухудшается внешнеполитическое
положение Японии. Советский Союз
продемонстрировал свое недовольство
провокационными акциями Токио
("малая пограничная война"
вдоль советско-манчжурской границы,
потопление 40 советских торговых кораблей,
шпионаж в пользу Германии и другие действия,
противоречившие Пакту 1941 г.). Вслед за
аннулированием японской концессии на
разработку природных ресурсов Северного
Сахалина И. Сталин в речи по случаю 27-й
годовщины Октябрьской революции назвал
Японию в числе "агрессивных наций",
угрожающих цивилизованному человечеству.
На Ялтинской конференции было принято
принципиальное решение союзников по
антигитлеровской коалиции о вступлении
СССР в войну против Японии через два-три
месяца после капитуляции Германии. В
апреле 1945 г. Москва заявила о своем желании
выйти из советско-японского Пакта о нейтралитете,
срок действия которого заканчивался
в апреле 1946 г. Однако в Токио привыкли,
что в истории русско-японских отношений
Россия всегда была обороняющейся, а не
нападающей стороной, и необходимых выводов
из демонстративных жестов СССР не сделали.
На четвертом этапе
войны (9 мая - 8 августа 1945 г.) активизируется
американское воздушное и морское
наступление вблизи японского побережья.
Превращение США в ядерную
Державу в июне 1945 г. сделало для
них нежелательным вступление СССР
в войну против Японии, т. к. оно
предполагало восстановление не только
потерянных по Портсмутскому миру 1905 г.
позиций России, но и дополнительные территориальные
приобретения (Курильские острова). Стремясь
не допустить усиления позиций СССР на
Дальнем Востоке, западные Державы и чанкайшистский
Китай в июле 1905 г. предъявили Токио ультиматум
- Потсдамскую Декларацию: в обмен на безоговорочную
капитуляцию перед ними Японии гарантировалось
сохранение за ней 4-х главных островов
Японского архипелага (Хоккайдо, Хонсю,
Сикоку, Кюсю) и доступ к мировым источникам
сырья. Целью авторов Декларации было
выведение Японии из войны до вступления
в нее Советского Союза. Атомная бомбардировка
Хиросимы и Нагасаки была последним средством
убеждения Токио согласиться с предложенным
в Декларации вариантом завершения войны.
Экстремисты из числа японских военных
воспрепятствовали принятию этого документа,
что сделало неизбежным вступление СССР
в войну против Японии 8 августа 1945 г.
Современная японская
дипломатия и пропаганда утверждают,
что "вероломное" выступление
СССР против Японии за 8 месяцев
до окончания срока действия
советско-японского Пакта о нейтралитете
породило международно-правовую
коллизию, затрагивающую не только
морально-политический, но и территориальный
аспект послевоенных отношений
между нашими странами. Представляется,
что причиной коллизии стала
внешняя политика Токио после
заключения Пакта, породившая
логическое противоречие его
основной смысловой ст. 2 (дух Соглашения)
и уточняющей второстепенной
ст. 3 (буква Соглашения). По своему
духу (ст. 2) Пакт носил оборонительный,
а не наступательный характер:
в случае агрессии против Японии
со стороны третьей Державы
(напр., США) Москва обязана была соблюдать
нейтралитет по отношению к жертве агрессии
до апреля 1946 г. На практике же, после подписания
советско-японского Пакта Япония сама
совершила агрессию против США и тем самым
выхолостила оборонительное содержание
Пакта: СССР не был связан обязательством
соблюдать нейтралитет по отношению к
агрессору и, тем более, потерявшую всякий
смысл в этой ситуации ст. 3 о сроках нейтралитета.
Таким образом, дипломатические и пропагандистские
инсинуации послевоенной Японии относительно
"вероломства" Москвы лишены серьезных
оснований и фактически являются попыткой
обелить агрессивную политику милитаристской
Японии в годы Второй Мировой войны. К
сожалению, дипломатический арсенал японской
стороны в данном вопросе пополняют и
некоторые отечественные специалисты,
полагающие, что, начав войну с Японией,
СССР "в определенной мере нарушил свои
международные обязательства" (см.:
Пунжин С. М. СССР - Япония: можно ли при
помощи права решить проблему "северных
территорий?". - Советское государство
и право. 1991, №7).
На пятом этапе
войны, с вступлением в нее
СССР была выведена из строя крупнейшая
группировка сухопутных войск Японии
в Манчжурии, что сделало бессмысленным
ее дальнейшее сопротивление. В Обращении
Императора Японии к народу (15 августа
1945 г.) в связи с капитуляцией говорилось:
"Мы проиграли, но только временно. Ошибка
Японии состояла в недостатке материальной
силы, научных знаний и вооружения.
Эту ошибку мы исправим".
воспрепятствовали
созданию зон оккупации стран-победителей
в Японии. Поскольку соотношение
сил СССР и западных держав на Дальнем
Востоке было совершенно иным, чем
в Европе, а советский вклад
в разгром Японии был внесен лишь
на последнем этапе Тихоокеанской
войны в условиях фактически начавшейся
"холодной войны", Москва была вынуждена
с этим согласиться. В результате
американские войска под командованием
генерала Макартура оккупировали Японию
единолично, хотя формально представляли
интересы всех стран, воевавших с Японией.
Подписав безоговорочную
капитуляцию, Япония тем самым
как минимум приняла условия
Потсдамской Декларации. Перед победившими
Японию державами стояла задача
такого послевоенного урегулирования
в этой стране, которое предотвратило
бы возрождения ее как агрессивной
силы. Это было возможно только
посредством демократизации, ликвидации
помещичьего землевладения как
источника самурайского авантюризма,
роспуска монополистических группировок
- дзайбацу как источника агрессии,
демилитаризации и наказания
военных преступников в назидание
на будущее.
Практически все
вышеперечисленные задачи были
решены на первом этапе оккупации
(1945-47 гг.) благодаря относительному
единству среди стран-победителей.
В эти годы общественное мнение
США помнило вероломство и
жестокость японской военщины и
поддерживало курс на максимальное ослабление
Японии как возможного в будущем противника.
В Японии была введена одна из самых демократических
в мире буржуазных Конституций, написанная
специалистами Пропагандистского отдела
штаба Макартура и переведенная на японский
(сами японские юристы подготовили несколько
крайне реакционных вариантов Конституции,
с которыми страны-победители не могли
согласиться). Не решившись на ликвидацию
института Императорской власти, авторы
Конституции ограничили ее декоративными
функциями. Конституция провозглашает
отказ Японии от решения внешнеполитических
проблем военным путем и запрещает ей
иметь Вооруженные силы. Проведенной по
настоянию держав аграрной реформой завершился
начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.
Преобразования
1945-47 гг. освободили японский империализм
от его угрожающих военно-феодальных
характеристик, открыли возможность
буржуазно-демократического развития.
Однако США не спешили с
подписанием Мирного Договора
и прекращением оккупации: их
устраивало эластичное бездоговорное
положение Японии в условиях "холодной
войны". На втором этапе оккупации
(1948-51 гг.) Вашингтон делает ставку
на превращение Японии в своего
союзника на Дальнем Востоке
(вместо гоминдановского Китая,
доживающего последние дни). С
этой целью США создают благоприятные
условия для деятельности проамериканских
сил и осложняют возможности
левых партий Японии, После проведения
ряда профилактических мероприятий,
обеспечивающих лояльность японского
правительства, Вашингтон вынес
на Сан-Францисскую конференцию
1951 г. проект Мирного Договора
победителей с Японией. На конференции,
созванной в разгар корейской
войны, неизбежно должны были
возникнуть разногласия по тексту
Договора.
Всего в работе мирной
конференции участвовало 52 страны.
Ряд стран пострадавших от японской
агрессии в наибольшей степени, приглашены
не были (КНР, КНДР, МНР, ДРВ), Индия и
Бирма отказались от участия, но были
представлены все латиноамериканские
страны и Люксембург. Поскольку проамериканское
большинство конференции не желало
вносить поправки в подготовленный
госдепартаментом проект Договора, советская
делегация покинула ее и мирного
Договора между СССР (Россией) и Японией
до сих пор нет.
По Сан-Францисскому
Договору Япония отказывалась
от ряда захваченных и приобретенных
ею территорий (Курил, Ю. Сахалина,
Тайваня и др.), но без указания
стран, которым эти острова
передавались. Архипелаг Рюкю (острова
Окинава) оставался под административным
управлением США. Предусматривалась выплата
репараций Японией жертвам ее агрессии,
но без указания размера репараций и порядка
их выплаты (предлагалось решать этот
вопрос на основе двусторонней договоренности).
Мирный договор, как ни странно, не предусматривал
вывода американских оккупационных войск
с японской территории. В нем не было даже
конституционных положений о демократизации
и военных ограничениях на Японию. Таким
образом, после 6 лет оккупации в результате
Сан-Францисской конференции, Япония превратилась
в субъекта "холодной войны" на стороне
США. Японская буржуазия сознательно пошла
на ущемление своего суверенитета в политической
области в обмен на американские рынки
сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний
Сан-Францисский договор после закрытия
Конференции был дополнен двусторонним
японо-американским Пактом безопасности.
В соответствии с его статьями США брали
на себя обеспечение "безопасности
Дальнего Востока" и получали право
пресечения "внутренних беспорядков"
на японской территории. Пакт был бессрочным
без права одностороннего выхода из него
Японии. США не были обязаны консультироваться
с Токио по вопросам использования американских
войск, дислоцированных в Японии, для обеспечения
возложенных на них задач.
Отсутствие подписи
советского представителя под Сан-Францисским
мирным Договором с Японией наложило
неблагоприятный отпечаток на дальнейшее
развитие отношений между Москвой
и Токио. Тем не менее, экономические потребности
Японии и ее стремление к повышению своей
самостоятельности на международной арене
и ослаблению чрезмерной односторонней
ориентации на Вашингтон обусловили налаживание
советско-японских отношений с сер. 50 гг.
В 1956 г. в
результате визита Премьер-министра
Хатояма в Москву была подписана советско-японская
Декларация. Она предусматривала восстановление
дипломатических отношений между двумя
странами, урегулирование столь важного
для Японии вопроса об условиях рыболовного
промысла, согласие Москвы на прием Японии
в ООН, "передачу" Японии, после подписания
Мирного договора между Москвой и Токио,
островов Малой Курильской гряды Хабомаи
и Шикотана. Декларация 1956 г. повышала
самостоятельность Японии в мировой политике
и превращала ее в равноправного члена
мирового Сообщества, что вызвало неудовольствие
Вашингтона. Под его давлением следующее
Правительство Киси саботировало подготовку
и подписание советско-японского Мирного
договора, и в то же время форсировало
модернизацию японо-американского Пакта
безопасности в новой редакции 1960 г., предусматривающей
сохранение американского военного присутствия
на японской территории еще минимум на
10 лет. В связи с этим в Заявлении Советского
Правительства, сделанном в 1960 г., передача
Японии островов Хабомаи и Шикотан обуславливалась
предварительным выполнением Токио двух
условий: подписанием Мирного договора
и выводом иностранных (т. е. американских)
войск с ее территории. С тех пор политические
отношения между Москвой и Токио были
отравлены не только отсутствием Мирного
договора и военным присутствием США в
Японии, но и проблемой "северных территорий",
на "возвращении" которых настаивает
японская сторона.
Неурегулированность
политических отношений между двумя странами
не всегда сказывалась на экономических
связях между ними (в значительной степени
благодаря параллельной "неофициальной"
политике деловых кругов Японии, игнорировавших
недовольство Вашингтона по этому поводу).
В развитии экономического сотрудничества
между двумя странами были заинтересованы
не связанные с американским рынком фракции
японского капитала, рыболовные круги
и левонастроенная общественность. Сказывалось
также и стремление Токио к диверсификации
источников сырья: были заключены официальные
Генеральные многолетние Соглашения на
разработку угольных, лесных и рудных
ресурсов Сибири с участием японского
капитала. Однако ряд перспективных проектов
был торпедирован по политическим причинам:
проект нефтепровода Тюмень-Находка был
похоронен под давлением Пекина, проект
снабжения Японии электроэнергией с мощных
ТЭС на Сахалине встретил противодействие
со стороны УНО, посчитавшего его угрожающим
национальной безопасности. Одной из главных
целей строительства БАМа было расширение
транспортировки сырья из Сибири в Японию,
однако за годы его постройки из-за повышения
мировых цен на сырье Япония перестроила
свою промышленность на малосырьевые
технологии.