Столыпинские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Столыпин после окончания естественного факультета Петербургского университета, служил в Министерстве внутренних дел, Министерстве земледелия и государственных имуществ. Затем стал Ковенским уездным предводителем дворянства, потом Гродненским Губернатором и затем губернатором Саратовской губернии. Уже там он занимался в опытном порядке устройством хуторов и попутно внедрением искусственных удобрений, улучшением сельскохозяйственных орудий, т. е. его жизнь до 1906 г. была подготовкой к реформаторской деятельности в аграрной сфере народного хозяйства страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Аграрная реформа……………………………………………………..5
2. Разрушение общины………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………12
Библиографический список……………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….4

  1. Аграрная реформа……………………………………………………..5
  2. Разрушение общины………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………12

Библиографический список……………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Значительные изменения  на рубеже XIX и XX вв. произошли и в  сельском хозяйстве России.

Огромную роль в развитии аграрного сектора национальной экономики сыграли Столыпинские реформы.

Они являются составной  частью большой работы, проводимой в России в пореформенный период по подъему всей экономики и развитию рыночных отношений.

Столыпин после окончания естественного факультета Петербургского университета, служил в Министерстве внутренних дел, Министерстве земледелия и государственных имуществ. Затем стал Ковенским уездным предводителем дворянства, потом Гродненским Губернатором и затем губернатором Саратовской губернии. Уже там он занимался в опытном порядке устройством хуторов и попутно внедрением искусственных удобрений, улучшением сельскохозяйственных орудий, т. е. его жизнь до 1906 г. была подготовкой к реформаторской деятельности в аграрной сфере народного хозяйства страны. Но в то же время П. А. Столыпин был богатым помещиком, наследовал после смерти отца имение в 1000 десятин в Саратовской губернии, 950 в Пензенской и 140 в Московской губерниях. Данные эти свидетельствуют - он не был «левым» реформатором, стремился укрепить монархию путем создания слоя богатых крестьян - хуторян.

В данной работе рассмотрим основную реформу П. А. Столыпина  и раскроим  по каким причинам распалась община.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АГРАРНАЯ РЕФОРМА

 

 

Сельское хозяйство  страны в начале XX в. втягивалось  в кризис, а спрос на хлеб из России все возрастал за границей. В стране не хватало общинной земли, правительство  запрещало передачу казенных земель деревенским беднякам, так как у них часто не было не только лошади, но и необходимого инвентаря для обработки земли. Помещичьи хозяйства, не приспособленные к рынку, продолжали разоряться. Внутренний рынок испытывал недостаток не только хлеба, но и продукции технических культур, что могло отрицательно сказаться на развивающейся мукомольной, сахарной, текстильной отраслях промышленности.

Учитывая сложившуюся  обстановку и многочисленные предложения  по крестьянскому вопросу, в том  числе от С. Ю. Витте в 1902 г. и П. А. Столыпина в 1904 - 1906 гг., царь Николай II в начале октября 1906 г. подписал указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Исходя из этого указа крестьянам:

1) разрешалось без согласия общины получать паспорта, а значит, уходить на работу в город на предприятия промышленности и транспорта;

2) отменялись прежде  существовавшие ограничения в  приеме их и детей на работу  и в учебные заведения; 

3) разрешалось свободное избрание профессии и места жительства;

4) не разрешалось штрафовать  и арестовывать крестьян без  постановления волостного суда.

П. А. Столыпин в развитие этих важных решений предложил принять  указ о волостном земстве, т. е. о  создании бессословного местного самоуправления, в завершение земской реформы 1864 г., но Государственная Дума не поддержала этот проект. Тем самым крестьянам отказали в праве самим управлять местными делами - финансовыми, народным образованием, строительством дорог и т. п.

Итогом настойчивой деятельности П. А. Столыпина стало появление 9 ноября 1906 г. важнейшего указа «Об укреплении надельных земель в личную собственность и о выделе из общины». Указ начал немедленно проводиться в жизнь, несмотря на то, что Государственная Дума утвердила его лишь 14 июля 1910 г., за год до гибели Столыпина. По этому документу крестьянин получил право выйти из общины, укрепить свой надел в личную собственность (отруб) или вовсе переселиться из деревни с домом и хозяйственными постройками на надельные (в личной, т. е. частной, собственности) земли - на хутор.

Крестьянскому поземельному (ипотечному) банку вменялось в обязанность: скупать помещичьи имения (этим больше занимался Дворянский поземельный  банк); продавать крестьянам земельные  участки по льготной цене; предоставлять им для этого многолетний кредит. Банку передавалось большинство удельных земель и степных угодий.

По всей стране началась работа по претворению в жизнь Аграрной реформы Столыпина, означавшей переход  от прусского к американскому  пути развития сельского хозяйства, т. е. фермеризации агросферы страны.

П. А. Столыпин провел закон о переходе к всеобщему начальному образованию  в земских школах. Земствам стали  предоставлять дотации на оказание агрономической помощи крестьянским хозяйствам: содержание опытных полей; станций по борьбе с оврагами; станций ветеринарных и по прокату машин; на содержание в деревне землемеров, землеустроителей, агрономов. Принимались противопожарные меры в сельской местности. Была оказана поддержка в создании сельскохозяйственных кооперативов и кредитных касс, т. е. П. А. Столыпин явился «отцом» сельскохозяйственной кооперации в России, получившей широкое распространение в стране накануне 1917 г.

Все эти меры укрепляли сельское хозяйство, в целом экономику  страны, улучшали быт крестьянства, повышали его общеобразовательный и культурный уровень.

Так называемые «низы» общества составляли 100 млн. человек. В развитии частной собственности на землю, традиций земства и самоуправления на местах Великий реформатор видел укрепление связи народа с государственной властью, а значит, и укрепление государства, его авторитета в мире. «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», говорил он.

Годом хозяйственного подъема был 1909 г. Достиг рекордной цифры вывоз хлеба за границу - на сумму в 748 млн. рублей. Через пять лет, т. е. к 1914 г., планировалось приступить к началу Днепростроя и Волховстроя, ставших позднее символами сталинских пятилеток. Укреплялся внутренний рынок. Капиталы из агросферы перетекали в промышленность по каналам Крестьянского поземельного банка, сберегательных касс, различных кредитных учреждений.

Важным направлением реформаторской деятельности П. А. Столыпина была переселенческая  политика в Сибирь, Поволжье и Дальний Восток. Решались проблемы технического обеспечения: организация землеустройства, прокладка дорог, строительство особых вагонов и т. д. Денежная ссуда для переселенцев в среднем составляла 165 рублей, а в пограничных с Китаем областях, в Приамурье достигала 400 рублей, из них 50% предоставлялось безвозмездно.

Переселение «избыточного» населения из Европейской части страны по замыслу реформатора перемещало наиболее ожесточенную малоземельем часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Этим снималась социальная напряженность в стране. В итоге более 3 млн. крестьян получили 31 млн. десятин земли в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане. Кроме беспроцентных ссуд переселенцам предоставлялись такие льготы: им погашались все недоимки по неуплате налогов в прошлые годы; выдавались недорогие железнодорожные билеты; на пять лет их освобождали от налогов во время проживания уже на новом месте; мужчин освобождали от воинской повинности; в пути следования оказывали продовольственную и медицинскую помощь. Переселенцы получали в собственность по 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на остальных ее членов.

С помощью государства было проложено  в новых районах 13 тысяч верст  дорог, вырыто 13 тысяч колодцев. На эти  цели ежегодно возрастали расходы. Было организовано несколько сотен медпунктов.

И все же переселенцы  сталкивались с большими трудностями: во многих местах еще отсутствовали дороги местного значения; недостаточной была финансовая поддержка. Жители южных районов, в том числе Украины, не смогли приспособиться к суровым сибирским морозам. Сказывалась и ностальгия по родным местам, оторванность от родственников и дорогих могил. Поэтому более 500 тыс. из 3,4 млн. человек вернулись в Центральную Россию, усилив социальную напряженность.

К положительным результатам  переселенческой политики относится: рост народонаселения Сибири; освоение более 30 млн. десятин прежде пустующей земли; появление тысяч новых поселений; создание новых крепких единоличных хозяйств. Был дан заметный импульс к развитию производительных сил Сибири.

Фактически указ от 9 ноября 1906 г. действовал почти 10 лет, т. е. и после убийства в 1911 г. П. А. Столыпина в Киеве. Сельское хозяйство активнее переходило на интенсивный путь развития. Вдвое выросло использование минеральных удобрений. За границей впервые было закуплено 152 трактора, т. е. наметилась тенденция механизации крестьянского труда. Выросла урожайность всех сельхозкультур. Вдвое выросли посевные площади за Уралом. Из Сибири ежегодно стало поступать на внутренний и внешний рынки до 800 тыс. тонн зерна. Уже в 1910 г. Столыпин отмечал, что экспорт сибирского масла «дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Валовые сборы зерна  с 3,5 млрд. пудов в начале XX столетия выросли до 5 млрд. в 1913 г., из них лишь 600 млн. пудов было собрано в помещичьих хозяйствах. 30 тыс. производственных, снабженско - сбытовых и потребительских кооперативов насчитывалось в конце 1914 - начале 1915 г. в деревне.

Но продолжало существовать аграрное перенаселение; сельское хозяйство  в большинстве районов развивалось  по экстенсивному пути. Урожайность  зерна в России в среднем была в эти годы вдвое ниже, чем во Франции и втрое, чем в Германии; снизились посевы некоторых технических культур, в том числе льна. Редким оставалось применение в крестьянских хозяйствах сельскохозяйственных машин; не налажено было отечественное производство минеральных удобрений. Не везде соблюдалась добровольность выхода крестьян из общины; недостаточно четко работало переселенское ведомство и землеустроительные комиссии, нередко проявлялось невнимание к людям. Недостаточно учитывались природно-климатические условия при проведении Аграрной реформы, а также социально-психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования и жизни в новых районах.

Хуторская система прижилась  в основном в Прибалтике и западных губерниях - Смоленской и Псковской; отруба получили наибольшее распространение на юге Украины, Северном Кавказе и Степном Поволжье.

Итак, суть концепции  П. А. Столыпина заключалась в  следующем: он выступал за многообразие форм землепользования: государственное; помещичье; общинное; личное крестьянское. Но основой сельского хозяйства в стране должно было стать крестьянское землевладение при сохранении для крестьянина свободы выбора форм землевладения и землепользования.

Аграрное законодательство предусматривало выкуп части надела по льготным ценам, если он превышал среднедушевые нормы по общине; продажу земли малоземельным хозяевам. Одновременно ограничивались размеры крестьянского землевладения и скупки земли (не свыше 6 душевых наделов). Запрещалась продажа земельных наделов не крестьянам. Вводился залог надельной земли в Крестьянском поземельном ипотечном банке. Таким образом, в российском селе устраивалось хозяйство типа фермерского: с наследственным владением, куплей-продажей, залогом земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗРУШЕНИЕ ОБЩИНЫ

 

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем.  Упор  был  не на общину, а  на  единоличного  собственника.  Несомненно,  это  был  полный разрыв с идеологией реформы 1861 года,  когда  упор  был  сделан  именно  на крестьянскую  общину  как   на   главную   опору,   базу   самодержавия   и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал не  только  указ  от  9 ноября 1906 года, но и другие  законы  1909  1911  гг.,  предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения  решением  простого  большинства,  а  не 2/3, как это было раньше. После  принятия  указа  9  ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был  принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По  своему  экономическому  содержанию  это  были, безусловно,   либеральные   буржуазные   законы,   способствующие   развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные.

Важным  инструментом  разрушения  общины   и   насаждения   мелкой   частной собственности был кредитный  банк.  Посредством  него  государство  помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель.  Банк  продавал  в  кредит земли, скупленные ранее у  помещиков,  или  принадлежащие  государству.  При этом кредит для единоличного хозяйства  был  вдвое  ниже,  чем  по  кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем  9,5  млн. га земли. Необходимо, однако заметить,  что  условия  продаж  были  довольно жесткими за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась  и  возвращалась в банковский  фонд  для  новой  продажи. Более  того,  выделение  в отдельное хозяйство обычно не давало участки,  достаточные  для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин  взял  курс  на переселение крестьян  на  свободные  государственные  земли. 

Информация о работе Столыпинские реформы