Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Реформа Столыпина вызвала острую полемику в обществе - потому что она затронула самый больной вопрос российской жизни - земельного.
Любой человек, живущий в России, скажет, что был такой известный реформатор. Петр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для себя и для всех оказался у ее вершин. Настоящего Столыпина мы не знаем. Имя его связанно реформой, которая затрагивала всю Русь. Его действия не понимали ни при жизни, ни после его смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни его враги. Столыпин не был слишком сложным человеком. А дело в том, что его действия, определенные и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и групп, и вызывали отрицательные эмоции. В такой обстановке трудно было рассчитывать на правильную оценку. Также Столыпин остается непонятным и в наши дни.

Работа содержит 1 файл

столыпинская реформа.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

В это время происходило  усиление национализма. Формой национализма можно считать желание буржуазии  избавиться от присутствия иностранного капитала. С распространением образования  служащие все острее чувствовали  ущемленность своего положения, финансовую и иерархическую дискриминацию, которым они подвергались по сравнению  с иностранцами, работающими на тех  же предприятиях. Другая форма национализма в России проявлялась с помощью  всяческого разжигания власти и самим  Столыпиным. Чувство превосходства  русских над нерусскими, населявшими  империю.

 Глава 4. Аграрная  реформа. 

а) Цели реформы. 

Социально-политические цели реформы. 

Главная цель заключалась  в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и  предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей  родной деревни в “крепкое проникнутое  идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство  не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством. 

Кроме того, дворянские сословные организации, в том  числе совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая 2 и его окружение. Члены правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось  так же и то, что помещичьи хозяйства  производили весомую часть товарного  хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным  в крестьянском движении являлся  вопрос о земле, и не стремились сразу  разрушить административную организацию  общины. 

Социально-экономические  цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную  общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической  целью реформ должен был стать  общий подъем сельского хозяйства  страны, трансформация аграрного  сектора в экономическую базу новой России. 

 б) Подготовка  реформы 

Подготовка проектов реформы до революции фактически началось Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903 г.г.. В 1905-1907 г.г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о  необходимости разрушения поземельной  и превращения крестьян в собственников  земли, нашли свое отражение в  ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции  и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной  крестьянской общине. 

Крестьянскому банку  было разрешено выдавать ссуды под  крестьянские наделы (ноябрь 1903 г.), что  фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал  не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы. 

 в) Основы направления  реформы. 

Изменение формы  собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить прежде всего  путем “ укрепления” наделов  в частную собственность. Кроме  того по закону 1911 г. Разрешалось проводить  землеустройство (сведение земли в  хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились  землевладельцами. 

Продать же надел  крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной  собственности. 

Организация хуторов  и отрубов.Без землеустройства  техническое усовершенствование, экономическое  развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных  районов имели наделы, разделенные  на 6 и более полос, в различных  местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих  усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу  Гурко, укрепления без землеустройства  не имело смысла. 

Поэтому планировались  работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского  надела в единый участок – отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба  и образовывался хутор. 

Переселение крестьян на свободные земли. 

Для решения проблемы крестьянского малоземелья и  снижения аграрной перенаселенности в  центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в  Сибирь. Для переселенцев строились  специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема  хозяйства и благоустройства, выдавались ссуда. 

Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной  земли выдавались ссуды для покупки  казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики. 

Развитие сельскохозяйственной кооперации как промысловой, так  и кредитной был дан импульс  изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые  льготы. 

 г) Ход реформы. 

1. Юридическая основа, этапы и уроки проведения реформы. 

Законодательной основой  реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после  принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения  указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход  реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной  политики и означавший начало второго  этапа реформы. 

В 1915 -1916 г.г. в связи  с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа  была официально прекращена Временным  правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства  и земледелия, возглавлявшегося А.В.  

Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.  

2.Превращение крестьян  в землевладельцев на первом  этапе (1907 -1910 г.г.) в соответствии  с указом 9 ноября 1906 г. шло несколькими  путями. 

Укрепление чересполосных  участков в собственность. За эти  годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда  нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел и  не вести свое хозяйство, уже сделали  это. После 1911 г. подавали заявления  лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 г.г. “укрепленцами” стали 2,5 млн. человек – 26% крестьян Европейской России (без западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве  своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского  пролетариата. 

Землеустройство на втором этапе (1911-1916 г.г.) по законам 1910 и 1911г.г. давало возможность получения  надела в собственность автоматически  – после создания отрубов и  хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность. 

В “стародушных”  общинах (общинах, где не было переделов  с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически  признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспредельных общин  запросили документы, удостоверяющие их собственность. 

Крестьяне западных губерний и некоторых районов  юга, где общины не существовали, так  же автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось продавать  специальные заявления. За Уралом реформа  формально не происходила, но и там  крестьяне не знали общинной собственности.

3.Землеустройство. 

Организация хуторов  и отрубов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть  крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба. 

После 1910г. правительство  осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных  участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим  подчас к принуждению общинников, не рекомендовали больше ”искусственное поощрение” укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало  землеустройство, которое теперь само по себе превращало в частную собственность  крестьян. 

Теперь процесс  пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1.6 млн. хуторов и отрубов были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и  купленной крестьянами у банка  земли. Это было начало. Важно, что  в действительности потенциальный  размах движения оказывался шире: заявления  о землеустройстве подавали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной и прерваны революцией.

4.Переселение за  Урал. 

По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всемжелающим без  ограничений. Правительство ассигновало  немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. 

Получив ссуду от правительства, на новые земли в ''столыпинских” вагонах двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные  крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили  население сибирских городов  или стали сельскохозяйственными  рабочими. Только небольшая часть  крестьян стала сельскими хозяевами  на новом месте.  

Итоги переселенческой  компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный  скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население  данного региона за годы колонизации  увеличилось на 153%. Если до переселения  в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они  были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

5.Разрушение общины. 

Для перехода к новым  хозяйственным отношениям была разработана  целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось  преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом  пользовании, из общины, не считаясь с  ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.Осуществлялись меры по обеспечению прочности и  стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в  законодательном порядке ограничивался  предельный размер индивидуального  землевладения, была разрешена продажа  земли некрестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог  любой приобретаемой крестьянами  надельной земли. Развитие различных  форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне. 

В 1907 - 1915 гг. о выделении  из общины заявило 25% домохозяев, а действительно  выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое  распространение получили новые  формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети  от всех общинных дворов.

6.Покупка земли  крестьянами с помощью крестьянского  банка. 

Банком было продано 15 млн. казенной и помещичей земли, из нее 30% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы предоставлялись при  этом владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости  приобретаемой земли под 5% годовых.В  итоге, если до 1906 года основную массу  покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей  были единоличными крестьянами.

7.Кооперативное  движение. 

Быстрыми темпами  развивалось кооперативное движение. В 1905-1915 г.г., число сельских кредитных  товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и  потребительских кооперативов в  деревне возросло с 3тыс. (1908 г.) до 10 тыс. (1915 г.) 

Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный  импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы. 

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа