Автор: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 01:31, реферат
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить столыпинскую аграрную реформу в Беларуси, ее причины, условия, итоги.
Задачи работы:
Изучить методы и направления реформы;
Изучить условия, порядок проведения и итоги столыпинской реформы.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность и методы аграрной реформы………………………………………..4
2. Основные направления реформы…………………………………………….....8
3. Итоги и последствия столыпинской аграрной реформы…………………….15
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников……
МИНИСТЕРСТВО
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему: «Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины,
условия,
итоги»
Студентка
УЭФ,
1-й курс,
Проверила
доктор исторических наук,
доцент
Минск 2010
Устойчивый экономический рост России был невозможен без расширения внутреннего рынка, емкость которого определялась покупательной способностью основной части населения — крестьянства. Поэтому естественно, что в центре внимания в начале XX в. был аграрный вопрос, практически решенный в развитых странах, где почти вся земля находилась в частном владении. В России же, наоборот, была распространена общинная земельная собственность, на территории Беларуси это касалось главным образом Могилевской и Витебской губерний. Община консервировала отсталую трехпольную систему, чересполосицу, что мешало интенсификации земледелия. Равное право всех крестьян на получение земли, круговая порука, периодические переделы земли мешали крестьянам по-хозяйски относиться к земле, которая для них оставалась «чужой», поскольку при переделе меняла своих хозяев.
Община задерживала процесс расслоения крестьянства и препятствовала образованию слоя мелких крестьянских собственников. Поэтому еще в 1902 г. под председательством С. Ю. Витте было создано «Особое совещание для определения нужд сельского хозяйства» для пересмотра законов 60-х гг. XIX в. по крестьянскому вопросу.
Оно предлагало постепенно перевести крестьян от общинного к подворному и хуторскому хозяйству. Однако в 1902 — 1903 гг. эти меры были расценены как преждевременные. И лишь под влиянием первой русской революции 1905 — 1907 гг. правящие круги России были вынуждены резко изменить свое отношение к общине и безотлагательно решать аграрный вопрос. Эта миссия была возложена на А. П. Столыпина.
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить столыпинскую аграрную реформу в Беларуси, ее причины, условия, итоги.
Задачи работы:
1.
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
После русско-японской войны и революционная анархия, стали рубежом в жизни Николая II. С 1905 г. он всё чаще проводит время с семьёй, не проводит былых роскошных приемов, ведет затворнический образ жизни. Политикой занимается реформированный Совет министров под председательством П. Столыпина (назначен 8 (21) июля 1906 г.), который, выступая в Думе, сказал, обращаясь к левым: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Еще занимая пост министра внутренних дел, он энергично взялся за наведения порядка в стране и ввел военно-полевые суды («Сначала успокоение, а потом – реформы», – говорил он), которые в 1906 г. приговорили к смертельной казни 1102 человека.
Столыпин проводил аграрную политику в России, которая при сохранении помещичьего землевладения способствовала развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути. Еще 12 августа 1906 г. последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской семьи). 27 августа был издан новый указ – о порядке продажи казенных земель, 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность Николая II), а 19 октября того же года последовал указ, разрешавший Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли. Таким образом, был создан национальный земельный фонд, который позволил развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения в более пустующие районы (в основном из центральной части Европейской России на Восток).
Аграрная реформа, вошедшая в историю под именем Столыпина, преследовала политические и экономические цели:
В октябре 1906 г. последовал указ, уравнявший крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении государственной и военной службы, поступления в учебные заведения. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянам было разрешено выходить из общины без ее разрешения и без высоких выкупных платежей. Тем самым государство отказывалось от политики поддержки общины и переходило к поддержке мелкого земельного собственника. Такая мера неизбежно вела к разорению значительной части крестьянства и обогащению другой его части. Но она вела к появлению полноценного субъекта рыночной экономики, которым мог стать лишь тот, кто выдержал жестокую конкуренцию.
Основной смысл аграрной реформы сводился к созданию в деревне крепкого единоличного собственника (кулака) и расчистке пути для развития капитализма в деревне. По указу 9 ноября каждому крестьянину разрешался выход из общины, по закону 1910 г. выход стал обязательным. И вот несколько пунктов из Указа от 9 ноября 1906 года:
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответствующий участок по возможности к одному месту.
Община не имела права ни уменьшить надел земли, не передвинуть его. Владельцу разрешалось продать свой надел кому угодно. С агротехнической точки зрения это не принесло никакой пользы, зато способствовало расколу общины накануне передела земли. Крестьянский банк скупал земли, в том числе и помещичьи, разбивал их на участки «и продавал крестьянам. На банковских землях стали появляться крепкие фермерские хозяйства. Объем продаж неуклонно рос до 1911 г., но затем пошел на убыль. Рекордный показатель числа домохозяев был достигнут в 1908 г. – более 650 тыс. Но уже к 1910 г. число выходов стало снижаться. Причина была в том, что основная часть крестьян неохотно выходила из общины. С целью привлечения на свою сторону крепких хозяев правительство разработало проект закона «О землеустройстве», который был подписан царем в конце мая 1911 г. На первое место в этом законе было поставлено не чересполосное укрепление, а образование хуторов и отрубов. Закон был задуман с тем, чтобы владельцы хуторов и отрубов стали опорой самодержавия в деревне. Теперь по просьбе хозяина разрозненные наделы его земли могли быть соединены в одном месте. Так получался отруб. Если к нему присоединялась площадь деревенской усадьбы, на которую переносилось жилье, отруб превращался в хутор. В результате этих мероприятий потребовалось проведение больших землеустроительных работ, поэтому реформа стала переходить из ведомства Министерства внутренних дел в руки Главного управления землеустройства и земледелия. Но в землеустроительном ведомстве решили не заниматься выделами отдельных домохозяев, а разбивать на отруба и хутора надел целой общины, согласие, на что нередко достигалось путем грубого давления. Это привело к массовой фабрикации хуторов и отрубов. Крестьяне сопротивлялись переходу на хутора и отруба из чисто практических соображений. Земледелие зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти природной стихии. Он мог разориться в засушливый год и нажиться в дождливый год. Поэтому только большой отруб мог дать гарантию ежегодного урожая.
Вывод: суть и методы реформы лучше всего изложить словами самого П.А. Столыпина. Ее цель состоит в том, утверждал он, чтобы сделать «…крестьянина богатым, достаточным, так как, где достаток, там… просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность свободному, трудолюбивому крестьянину, то есть самой земле русской, освободиться от тисков, в которых он настоящее время находиться. Надо дать ему собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворной там, где община уже нежизненная, но пусть она будет крепка, пусть будет наследственная».
На
наш взгляд имеет смысл расшифровать
слово «собственность» в понимании П.А. Столыпина:
«личный собственник, по смыслу закона,
властен распоряжаться своей землей, властен
закрепить за собой свою землю, властен
требовать отвода отдельных участков
к одному месту, он может прикупить себе
земли, может заложить ее в Крестьянском
банке, наконец, продать ее».
2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ
Механизм реформы включал в себя следующие элементы: разрушение общины; создание хуторов и отрубов; деятельность Крестьянского поземельного банка; переселение крестьян на свободные земли; агрикультурные мероприятия; кооперативное движение.
Разрушение общины
В Белоруссии разрушение общины производилось в Могилёвской и Витебской губерниях, где было широко распространенно общинное землепользование. В Гродненской и Минской губерниях в 1905г. общинного землевладения уже не было. В Виленской на 12711818 дес. приходилось всего 7559 дес. общин.
Результаты разрушения общины в Беларуси выражались в том, что в Могилевской губернии к 1915 г. закрепили свои участки в личную собственность 56,8 % домохозяев-общинников. Они получили в собственность 54,8 % общинной земли. В Витебской губернии выход составил 28,9 %, соответственно 21,8 % общинной земли. В обеих губерниях в личную собственность было закреплено около 48 % бывших общинных дворов, тогда как по России в целом - 22 %. По числу домохозяев, закрепивших землю в личную собственность, Могилевская губерния занимала второе место в России после Саратовской. Такие результаты были бы вполне приемлемыми, если бы из общины выходили те, на кого рассчитывали авторы реформы. Правом Выхода воспользовались в основном бедняки и зажиточные, причем удельный вес бедняков был преобладающим. Крепкие крестьяне не всегда стремились к выходу из общины, поскольку, оставаясь внутри нее, было удобнее пользоваться общественными выгонами, лесами и арендовать наделы бедняков. [5, с. 173]
Создание хуторов и отрубов
Расселение на хутора производилось медленно. К октябрю 1908г. во всей Минской губернии образовалось только 730 хуторов. При переходе на хутора на долю сельской бедноты доставались в большинстве случаев худшие по качеству земли.
Для землеустройства использовался казённый земельный фонд, который к 1910г. включил только по Минской губернии более 40 тыс. десятин (главным образом лесные участки). Казна чаще всего передавала в этот фонд негодную и неудобную землю.
В результате столыпинского землеустройства в течении 1907-1916гг. в пяти губерниях на территории Белоруссии было создано 113,8 тыс. хуторских и отрубных хозяйств на площади более чем 1147 тыс. десятин. Это составляло свыше 10 % всех крестьянских дворов и 18,7% площади землевладения в пяти губерниях. В Витебской было создано 44128 хуторов и отрубов, в Могилёвской –30590, Гродненской- 11429, Виленской–13228, Минской-14460. Таким образом, в Белоруссии % выделенных на хутора и отруба земли был выше, чем в целом по России (12% против 10%).
Из всего количества хуторов и отрубов, созданных за время реформы, 64,3 % возникло в результате разверстания целых селений. Землеустроителям удобнее было так работать, повышалась результативность их труда, высокое начальство получало для жонглирования круглые цифры, но вместе с тем умножалось число мелких хуторян и отрубников, которых никак нельзя было назвать "крепкими хозяевами". Многие хозяйства были нежизнеспособны. Только около 30 % хуторов и отрубов на общинных земля образовалось путем выдела отдельных хозяев. Но это, как правило, были крепкие хозяева. Но большинство таких выделов было произведено в первые годы реформы. Затем это дело практически сошло на нет.
Деятельность Крестьянского поземельного банка
Важнейшим институтом реформы стал Крестьянский поземельный банк, превратившийся из чисто кредитного учреждения в орудие новой аграрной политики. Банк имел право самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам. Последние получали ссуды под незначительные проценты сроком на 55 лет. Были разрешены также ссуды под залог надельной земли частным владельцам, сельским обществам, даже товариществам крестьян, образующимся для приобретения надельной земли, но прежде всего банк поощрял единоличное землевладение. Он кредитовал и переселенческую политику.
Всего в течение 1906 — 1911 гг. от частных владельцев пяти белорусских губерний поступило в Крестьянский банк 330 755 дес. земли. Наибольшие площади земли поступили от витебских и минских помещиков, поскольку здесь было самое обширное в Беларуси дворянское землевладение, доходность которого падала, а цены на землю росли. Особенно ускорился процесс продажи в 1911 - 1914 гг., когда дворяне, чиновники, офицеры в пяти губерниях продали 1514 тыс. дес. земли. Всего Крестьянский банк выплатил помещикам Беларуси за купленную у них землю в 1906 — 1915 гг. около 28,8 млн руб. Покупателями земли были в основном зажиточные крестьяне. [5, с. 174]
Информация о работе Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги