Старообрядчество в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:34, реферат

Описание работы

Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.

Содержание

Введение. 2
Понятие старообрядчества. 3
Русская церковь до середины XVII века. 5
Реформы патриарха Никона. 8
Течения старообрядчества 10
Старообрядчество и русская революция 13
Роль старообрядчества в русской истории 14
Мнение настоятеля храма Святой Троицы о. Амвросий: 15
Заключение 16
Список литературы……………………………………… . 19

Работа содержит 1 файл

Кафедра истории и политологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

По сведениям  различных исследователей, до 60 % российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова. 

  
 
 
 
 

Мнение  настоятеля храма Святой Троицы о. Амвросий:

           – При митрополите Олимпии (Гусеве), Cтарообрядческая церковь была более консервативной и замкнутой от внешнего мира и контактов с Русской православной церковью. После смерти Олимпия РПСЦ возглавил митрополит Андриан, при котором было сделано много шагов по выводу Cтарообрядческой церкви из самоизоляции – она ожила при нем. Как будет при митрополите Корнилии – посмотрим... Среди столпов  старообрядчества были такие, кто был напуган и недоволен деятельностью митрополита Андриана, но было и много других, кто хотел продолжения сближения с Русской православной церковью. На сегодняшнем этапе митрополит Корнилий занимает среднюю позицию между двух его предшественников. Есть тенденция, когда желание реформ пересекается с боязнью их воплощения.  Ведь старообрядчество – это не только религиозные отличия – это уклад и образ жизни…

           В петровские времена преобладало эсхатологическое учение (о скором конце света) – велись проповеди о конце мира, они были столь влиятельны, что цена жизни имела относительное значение. Это привело к тому, что  самосожжения старообрядцев приобрели массовый характер – какая разница, если через год-два наступит конец света. В этой связи хочется привести слова св. Павла Соколовского: «Никому не известно время пришествия Христа, но всем известен путь в его царство». Не нужно жить ожиданием конца света, нужно определять свой путь по заповедям Спасителя.

            Русская православная церковь очень по-братски относится к Старообрядческой церкви. Был принят ряд постановлений: это Поместный собор 1971 г. (о снятии клятв); Архиерейский собор по наставлению Синода 2006 г. (об открытии православных епархий, в которых служба совершалась бы по старому обряду). И еще РПЦ было сделано немало шагов по устранению прежних противоречий…Старообрядчество – это трагедия России и ее истории, наша задача уврачевать эти раны и сложившиеся отношения.

Заключение

Итак подводя  итог всему вышесказанному я думаю, что во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться  к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

В третьих, неоценимы  заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Обстановка непрерывных  споров и обсуждений, столь характерная  для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви.

Преследования старообрядцев

Бегство старообрядцев  началось после Собора 1667. Особенно усилилось бегство за границу  во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Литовское княжество, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Масштабы катастрофы можно понять, сравнив с численностью эмиграции во время гражданской войны 1917—1922 г. Тогда она составляла всего 1 млн человек при населении России 150 млн то есть только 0,5 % а не 10 %. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Выгореция.

Керженец —  название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к  концу XVII века существовало до сотни  старообрядческих обителей — мужских  и женских. Разгром Керженца начался  при Петре I. В Нижнем Новгороде  был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

Стародубье находится  в северной части Украины —  в бывших Новозыбковском и Суражском  уездах Черниговской губернии. Гонения  начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Ветка находится  в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки произошел в 1735. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской  губерниях. Заселён во времена Екатерины II по приглашению императрицы. В  царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

Довольно большое  количество старообрядцев сохранялось  в Уральском казачьем войске. Одной  из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование  «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника-никонианина — «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал-губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек. Причиной самой последней смуты в войске в 1874 году послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о воинской службе. Большинство же приверженцев старой веры считали невозможным принесение каких-либо клятв. Несколько сотен упорствующих казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, в 1877 году за ними были высланы и их семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. История старообрядческой  церкви: Краткий очерк. - М.: Изд-во  старообрядческой Митрополии Московской  и всея Руси. - 1991.

2. Миловидов  В.Ф. Современное старообрядчество. - М.: "Мысль". - 1979.

3. Миловидов  В.Ф. Старообрядчество в прошлом  и настоящем. - М.: "Мысль". - 1969.

4. Мир старообрядчества. //Сборник науч. тр. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных  исследований старообрядчества. Материалы  международной науч. конф. - М.: РОССПЭН. - 1998.

5. Румянцева  В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. - М.: "Наука". -1986.

6. Электронный  учебник по истории. УрГЭУ.

7. www.wikipedia.ru 

8. www.km.ru  
 

Информация о работе Старообрядчество в истории России