Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:34, реферат
Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.
Введение. 2
Понятие старообрядчества. 3
Русская церковь до середины XVII века. 5
Реформы патриарха Никона. 8
Течения старообрядчества 10
Старообрядчество и русская революция 13
Роль старообрядчества в русской истории 14
Мнение настоятеля храма Святой Троицы о. Амвросий: 15
Заключение 16
Список литературы……………………………………… . 19
По сведениям
различных исследователей, до 60 % российских
капиталов принадлежало старообрядцам
и выходцам из старообрядческой среды.
Помимо того, что старообрядцы своей активной
хозяйственной деятельностью пополняли
доходную часть государственного бюджета,
они занимались благотворительной и меценатской
деятельностью ещё и непосредственно.
Ими основаны такие театры Москвы, как
оперный Зимина, драматический Незлобина,
художественный Саввы Морозова.
Мнение настоятеля храма Святой Троицы о. Амвросий:
– При митрополите Олимпии (Гусеве), Cтарообрядческая церковь была более консервативной и замкнутой от внешнего мира и контактов с Русской православной церковью. После смерти Олимпия РПСЦ возглавил митрополит Андриан, при котором было сделано много шагов по выводу Cтарообрядческой церкви из самоизоляции – она ожила при нем. Как будет при митрополите Корнилии – посмотрим... Среди столпов старообрядчества были такие, кто был напуган и недоволен деятельностью митрополита Андриана, но было и много других, кто хотел продолжения сближения с Русской православной церковью. На сегодняшнем этапе митрополит Корнилий занимает среднюю позицию между двух его предшественников. Есть тенденция, когда желание реформ пересекается с боязнью их воплощения. Ведь старообрядчество – это не только религиозные отличия – это уклад и образ жизни…
В петровские времена преобладало эсхатологическое учение (о скором конце света) – велись проповеди о конце мира, они были столь влиятельны, что цена жизни имела относительное значение. Это привело к тому, что самосожжения старообрядцев приобрели массовый характер – какая разница, если через год-два наступит конец света. В этой связи хочется привести слова св. Павла Соколовского: «Никому не известно время пришествия Христа, но всем известен путь в его царство». Не нужно жить ожиданием конца света, нужно определять свой путь по заповедям Спасителя.
Русская православная церковь очень по-братски относится к Старообрядческой церкви. Был принят ряд постановлений: это Поместный собор 1971 г. (о снятии клятв); Архиерейский собор по наставлению Синода 2006 г. (об открытии православных епархий, в которых служба совершалась бы по старому обряду). И еще РПЦ было сделано немало шагов по устранению прежних противоречий…Старообрядчество – это трагедия России и ее истории, наша задача уврачевать эти раны и сложившиеся отношения.
Заключение
Итак подводя итог всему вышесказанному я думаю, что во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви.
Преследования старообрядцев
Бегство старообрядцев началось после Собора 1667. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Литовское княжество, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Масштабы катастрофы можно понять, сравнив с численностью эмиграции во время гражданской войны 1917—1922 г. Тогда она составляла всего 1 млн человек при населении России 150 млн то есть только 0,5 % а не 10 %. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Выгореция.
Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.
Стародубье находится в северной части Украины — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии. Гонения начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.
Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки произошел в 1735. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.
Иргиз — приток
Волги в Саратовской и
Довольно большое
количество старообрядцев сохранялось
в Уральском казачьем войске. Одной
из причин по которой яицкие казаки
охотно поддержали Пугачева, было жалование
«крестом и бородой», то есть сохранением
старообрядческих традиций. Перед казнью
на Болотной площади один из главных сподвижников
Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться
у священника-никонианина — «…по раскольнической
своей закоснелости он не восхотел исповедоваться
и принять божественного причастия». В
1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы
отказались подчиниться введению погон
на новой казачьей армейской униформе,
посчитав их «антихристовыми» знаками.
Оренбургский генерал-губернатор Волконский
в 1803 году выслал в Уральск карательную
экспедицию. Казаков приказали пороть,
пока те не наденут форму, было запорото
до смерти несколько десятков человек.
Причиной самой последней смуты в войске
в 1874 году послужил отказ от принятия присяги,
предусмотренной новым положением о воинской
службе. Большинство же приверженцев старой
веры считали невозможным принесение
каких-либо клятв. Несколько сотен упорствующих
казаков было выслано в глухие зааральские
пустыни, в 1877 году за ними были высланы
и их семьи.
Список литературы:
1. История старообрядческой
церкви: Краткий очерк. - М.: Изд-во
старообрядческой Митрополии
2. Миловидов
В.Ф. Современное
3. Миловидов
В.Ф. Старообрядчество в
4. Мир старообрядчества.
//Сборник науч. тр. Вып.4: Живые традиции:
Результаты и перспективы
5. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. - М.: "Наука". -1986.
6. Электронный учебник по истории. УрГЭУ.
7. www.wikipedia.ru
8. www.km.ru