Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:03, контрольная работа
Во второй половине XIX в. В России была осуществлена серия преобразований, вошедших в историю под названием «великих реформ». Отмена крепостного права, появление земского самоуправления, городская реформа, либерализация сферы образования и судопроизводства и другие серьезные новации означали совершенствование механизмов адаптации к качественным изменениям внутренних и внешних условий.
Введение 3
Становление земского общественного управления
в пореформенной России……………………….…………….……….4
Заключение 14
Список литературы 15
22ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Филиал
ФГОУ ВПО СибАГС в г. Томске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«История государственного управления
в России»
по теме
«Становление земского
общественного управления
в пореформенной России»
Выполнила: Каратаева Е.А. специальность «Государственное и муниципальное управление»,
заочная форма обучения,
гр.
1021
к.и.н.,
доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин филиала ФГОУ ВПО СибАГС в г.Томске
_____________________
Томск 2011
Оглавление
Список литературы 15
Во второй половине XIX в. В России была осуществлена серия преобразований, вошедших в историю под названием «великих реформ». Отмена крепостного права, появление земского самоуправления, городская реформа, либерализация сферы образования и судопроизводства и другие серьезные новации означали совершенствование механизмов адаптации к качественным изменениям внутренних и внешних условий. Мир вступал в эпоху доминирования промышленно развитых государств, и отставание в этом плане могло иметь для России самые нежелательные последствия.
Учреждение
земств является, по сути, одной из ярких
страниц пореформенной истории России,
когда отмена крепостного права обнаружила
слабость существовавшей системы управления,
которая сложилась на основе крепостничества,
формировалась лишь из дворянства и была
одноносословной. Появление земского
управления обусловлено общими причинами
реформ 60—70-х гг.: давлением общественного
движения, потребностью либерализации
и рационализации царского управления,
которое запустило до критического состояния
местное хозяйство, благоустройство, состояние
медицинского обслуживания, народного
образования, продовольственного снабжения,
дорог и др.
Становление земского общественного управления в пореформенной России
Реформа государственной власти происходила в России неоднократно. В семидесятых годах XVIII века, Екатерина II, подавив пугачевское мятеж, поспешила увенчать здание петровских реформ введением единообразной и довольно эффективной системы местного управления. В духе идей Просвещения она отказалась от попытки управлять всем из столицы. Губернская реформа, проведенная в 1775 году, привела к существенной децентрализации власти. Значительная часть дел перешла в компетенцию местных властей. Эта мера себя оправдала: екатерининские губернии и уезды, в общем, дожили до 30-х годов XX века, во многом благодаря земствам.
Предпосылки
для развития системы местного самоуправления
возникли в период огромного общественного
разлома, в условиях глубокого социально-экономического
и политического кризиса России во второй
половине XIX века. Неуклонное развитие
капитализма принудило правительство
отменить крепостное право. После 19 февраля
1861 г. около 23 млн. крепостных крестьян
оказалось на воле. Ранее их делами ведали
помещики. На этой основе и строилось прежнее
управление. В новых условиях управлять
свободными крестьянами, наделенными
землей, через бывших крепостников не
представлялось возможным. Необходимы
были новые принципы устройства крестьян,
вышедших на волю, иной механизм управления
местными делами. Во всех европейских
странах переход от феодализма к капитализму
сопровождался приобщением населения
к системе местного управления. Россия
не составляла исключения.
В связи с интенсивным развитием товарно-денежных отношений к середине XIX в. настолько усложнилась инфраструктура общества, что прежний аппарат управления был уже не в состоянии руководить им. В результате целые отрасли народного хозяйства выпадали из сферы управления.
Наиболее проницательные государственные деятели уже тогда понимали суть происходивших событий. Они знали, что во всех европейских странах переход от феодализма к капитализму сопровождался приобщением населения к местному управлению. Однако данная идея встретила немало противодействий со стороны чиновников административного аппарата: они не желали делиться властью с кем бы то ни было.
В марте 1859 года специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям. Состоялось царское повеление приступить к выработке именно такого закона.
Однако
и после царского указа работа
над законопроектом шла медленно
и туго. По этому вопросу созывались
комиссии, приходили и уходили их председатели,
время шло, а разногласиям в верхах не
было конца. Главным пунктом споров оказалась
та самая линия разграничения, которая
отделяла хозяйственные дела губерний
и уездов от политических, общегосударственных
вопросов. До самого последнего момента
никто не мог с уверенностью сказать, какой
окончательный вид примет закон о земстве.
В конце концов, Александр II потребовал,
чтобы разработка закона была завершена
к началу 1864 года. Это указание было выполнено,
и 1 января 1864 года Александр II утвердил
«Положение о губернских и уездных земских
учреждениях».
3. Начало работы земств
По новому закону местное управление строилось на выборной основе от всех слоев общества. В основу выборов этих органов был положен принцип имущественного ценза. Степень участия в делах должна быть пропорциональна степени участия в интересах. А для определения большей или меньшей степени участия каждого в хозяйственных интересах уезда не было другого видимого признака, как количество имущества, которым владеет в уезде то или другое лицо.
К решению вопросов местного хозяйства привлекался более широкий круг жителей: представители дворян и обуржуазившихся помещиков, торгово-промышленной и сельской буржуазии. Это обстоятельство делало более гибким местное управление, способствовало развитию капиталистического предпринимательства, открывало новые пути для роста капиталистического уклада. Для избрания уездного земского собрания население уезда делилось на три курии: первая включала землевладельцев уезда, вторая – собственников недвижимого имущества в городе и третья – крестьян.
Принципиально
отличительной чертой земств являлась
выборность состава в лице гласных,
которые воплотили новую
Выборы гласных от каждой курии проходили раздельно. На съезде представителей от первой курии принимали участие крупные и средние помещики, имевшие не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью от 15000 рублей и граждане, располагавшие годовым доходом от 6000 руб. Мелкие землевладельцы, у которых было менее 1/20 полного ценза, выбирали из своей среды уполномоченных. Их число определялось путем деления суммарной стоимости имущества на величину полного ценза.
В работе съезда от второй курии участвовали домовладельцы, фабриканты и заводчики, купцы и прочие горожане, владевшие купеческими свидетельствами или промышленными и торговыми заведениями с годовым доходом от б000 руб. Сюда же включались владельцы недвижимой собственности стоимостью от 4000 руб., а в мелких городах – от 500 руб.
Выборы
гласных от крестьян были
В результате первых выборов уездных земских гласных, проведенных в 1865 – 1867 гг., фракция помещиков в уездных земствах оказалась самой значительной. Еще более прочные позиции заняли дворяне в губернских земствах. Разумеется, и от крестьян в земства проходила самая зажиточная, экономически состоятельная их часть, посланцы сельской буржуазии.
Не могли быть гласными местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, стряпчие, чины местной полиции. Они, также члены судебных мест, чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания не могли быть членами управ, что воплотило демократический принцип несовместимости в земствах выборной и административной должностей. Лишь управляющие местной палатой государственных имуществ и удельной конторой могли присутствовать в губернском земском собрании.
В повседневной работе земских учреждениях заметную роль играла интеллигенция. Она осуществляла функции служащих. Этот слой увеличивался из года в год и со временем достиг внушительных размеров, далеко превысив число выборных земских деятелей. В период максимального развития земской деятельности на каждого гласного в среднем приходилось до 50 служащих: статистиков, инженеров и техников, секретарей, бухгалтеров, заведующих отделами, учителей, врачей, ветеринаров, агрономов, страховых агентов и т. д. Им принадлежало видное место в практической хозяйственно-культурной сфере земских учреждений.
После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земские собрания. Обычно на них председательствовали уездные предводители дворянства. Заседания проходили открыто, и в зале мог присутствовать всякий, кто желал послушать выступления ораторов. На первом же собрании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездных – одного губернского. В состав губернских земских собраний входили предводители дворянства и председатели управ всех уездов, а также 2 - 3 чиновника от казенных и удельных имений. Губернские собрания созывались один раз в год, чаще всего в декабре, но могли созываться и чрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Срок полномочий уездных и губернских собраний по «Положению» равнялся трем годам.
В 1864 г. по итогам первых выборов дворяне составляли 42,4%, крестьяне — 38% среди гласных уездных собраний. В губернских собраниях дворяне составляли 74,2% в 1865—1867 гг., а затем свыше четырех пятых, а купцы и крестьяне — лишь по 10%. И председательствовали в земских собраниях уездные и губернские предводители дворянства.
По «Положению» 1864 года земства должны были заниматься «пользами и нуждами» губерний и уездов. Наряду с промышленностью, торговлей, снабжением земства активно и плодотворно занимались народным образованием, здравоохранением, агрономией, ветеринарией, статистикой и т.д. Земству дано было право предпринимать все законные меры для выполнения предписанных им функций, представлять через губернское начальство высшему правительству сведения о местных хозяйственных потребностях, нуждах губернии, уезда, ходатайствовать по этим вопросам. Земские учреждения получили статус юридического лица, право иметь недвижимое и другое имущество, капиталы, заключать договоры, принимать обязательства, предъявлять гражданские иски, отвечать в гражданских судах по своим имущественным делам и др. В сфере вверенных дел земства действовали самостоятельно в пределах губернии и уезда. Им запрещено было выходить из определенного царем круга дел, вмешиваться в дела, действия государственных, сословных, общественных органов. Закон установил для земств четкую грань, названную «демаркационной» линией, отделившую политическую сферу от «польз и нужд» губерний и уездов. Переходить ее земствам категорически запрещалось. Первой ведали губернаторы и их помощники, второй - земские собрания и управы. Такое разграничение полномочий соблюдалось довольно жестко.
Информация о работе Становление земского общественного управления в пореформенной России