Становление семейного и наследственного права Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение основных начал и особенностей семейного КНР. Задачи работы – раскрыть сущность основных правовых институтов семейного Китая в контексте их исторического развития, охарактеризовать ведущие принципы правового регулирования брачно-семейных отношений на современном этапе развития Китайской Народной Республики.

Содержание

Введение
1. Становление семейного права КНР: от традиций Конфуция до самостоятельной отрасли права
2. Принципы современного семейного права КНР
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Становление семенйного права в китае.doc

— 179.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И

ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и

права зарубежных стран»

Становление семейного  и наследственного

права Китая

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

гр. ЗБЮП-11-03в                                   ________________________ С. А Толкунов

 

 

 

Преподаватель

канд. юрид. наук, зав. кафедрой           _________________________ А. В. Личковаха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2012

Содержание

Введение

1. Становление семейного права КНР: от традиций Конфуция до самостоятельной отрасли права

2. Принципы современного семейного права КНР

Заключение

Список использованных источников

3

4

11

19

20

 


 

Введение.

Сегодня, в условиях интеграционных процессов и развития приграничного  сотрудничества, когда усиливается межгосударственное взаимодействие на самых различных уровнях, получают особое значение межкультурные коммуникации, в том числе и с позиций правовой культуры. Поэтому понимание специфики правовой системы государств АТР и Китайской Народной Республики, в частности, играет значительную роль в процессе развития этого взаимодействия, в первую очередь, с точки зрения регионального аспекта.

Серьезный интерес для современных, в особенности, дальневосточных  исследователей представляет опыт регулирования брачно-семейных в Китае. Степень актуальности данной темы достаточно высока не только с позиций межкультурной коммуникации, но и с точки зрения постепенного позиционирования Китая как одной из ведущих мировых держав. КНР – большая страна с огромным населением в 1,3 млрд. человек, что составляет 20 процентов численности населения Земного шара. Поэтому  следствием возрастания роли Китая на мировом рынке становится то, что многие проблемы и противоречия социально-экономического развития общества в целом связаны и с демографическим состоянием китайского общества.

Разработке темы особенностей семейного  и наследственного права КНР, в том числе и анализу становления этих отраслей права на различных этапах исторического развития государства, сравнительному анализу правовых институтов КНР и России посвящено немало работ таких исследователей, как Я. Бергер, Л.М. Гудошников, И.А. Косарева, О. Манухина, О.В. Почагина.

Целью данной работы является определение  основных начал и особенностей семейного КНР. Задачи работы – раскрыть сущность основных правовых институтов семейного Китая в контексте их исторического развития, охарактеризовать ведущие принципы правового регулирования брачно-семейных отношений на современном этапе развития Китайской Народной Республики.

.

 

 

          1. Становление семейного права КНР: от традиций Конфуция до самостоятельной отрасли права.

 

Понимание особенностей отрасли современного семейного права КНР невозможно без осмысления традиций конфуцианства, которые лежат в основе многих общественных отношений. Сущность этих традиций заключается в ярко выраженной семейственности, семья считалась сердцевиной общества, а интересы отдельно взятой личности рассматривались лишь в аспекте семейных. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе, но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который выражался в соблюдении интересов семьи, т. е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. В Китае бездетным считался тот, кто не имел сына, даже если он имел 10 дочерей. Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи. Конфуций и государство трактовал как большую семью, некую семью семей, объединяющую всех китайцев в единую социальную общность. Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения в обществе и государстве – семейным отношениям. Культом предков и сыновней почтительности конфуцианство создало стимулы для небывалого расцвета семьи: стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. С появлением конфуцианства стала укрепляться семейственность в управлении обществом, проявившаяся в упорядочении отношений кровного родства среди правящей знати и осуждении привлечения к власти «чужих людей» – не родственников. Китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную[1].

Традиционное китайское право, сложившееся в древности, характеризовалось  устойчивостью и отсутствием влияния мировых религий. Именно на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между родственниками и сформировалась традиционная модель семейной организации в Китае, которая характеризуется патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью[2, с.22]. В средние века китайское право совершенствовалось. Каждая династия, приходя к власти, ставила задачу упорядочения действующего законодательства, однако основные нормы традиционного китайского права, в том числе и регулирующие семейные отношения, сохранялись в неизменном виде.

Серьезная модернизация китайского права  началась с установлением республиканской формы правления в результате Синхайской революции 1911 – 1912 г.г., свергнувшей последнюю императорскую династию. В дальнейшем законодательство Китайской республики (1911 – 1949 гг.) оказало определенное влияние на современную правовую систему КНР, в том числе и отрасль семейного права.

В период гоминьдановского режима семейно-брачные  отношения в Китайской Республике достаточно детально регламентировались нормами Гражданского кодекса (главы "Семья" и "Наследование"), составленного в годы "нанкинского десятилетия" (1928 - 1937 гг.)  с ориентацией на соответствующие кодексы Японии, Германии, Швейцарии и других развитых в правовом отношении стран. Основными такими нормами были закрепление свободы заключения и расторжения брака, ограничение возраста вступления в брак (для юношей - 18 лет, для девушек - 16 лет), запрещение браков между близкими родственниками, объявление вне закона двоеженства. Первым самостоятельным законодательным документом,  регулирующим семейно-брачные отношения, стало принятое в 1931 г. временное Положение о браке, замененное в 1934 г. Законом о браке. В Законе провозглашались принципы свободы заключения и расторжения брака, упразднялась система заключения брака по воле родителей, путем принуждения и купли-продажи; уничтожался обычай воспитания девочек в чужих семьях в качестве будущих жен сыновьям; запрещалась полигамия и полиандрия. В основе своей новый Закон был направлен на уничтожение старой феодальной системы семьи и брака. Брачный возраст устанавливался для мужчин - полные 20 лет, для женщин - полные 18 лет. Особое внимание уделялось интересам женщин и детей. После развода муж должен был оказывать материальную помощь жене и детям. Незаконнорожденные стали пользоваться всеми правами, которые были установлены для законнорожденных. Закон делал обязательной регистрацию брака в местных органах власти, что должно было воспрепятствовать различного рода нарушениям семейного законодательства. Таким образом, новый Закон закладывал принципы семейного права, основанные на соблюдении равноправия и взаимных интересов всех членов семьи. Однако в действительности военные потрясения, глубокий социально-экономический и политический кризис препятствовали проведению нового законодательства в жизнь. Семейное право носило программный характер, действовало не в полном объеме - и лишь в отдельных регионах страны[3, с 123].

Одним из первых законодательных актов, принятых после образования Китайской Народной Республики, стал Закон КНР о браке, обнародованный 1 мая 1950 г. Он явился базовым законом, регулирующим брак и семейные отношения, затрагивающим права и интересы каждого гражданина страны. Можно констатировать, что именно с принятием Закон о браке 1950 г. семейное право КНР сформировалось в отдельную отрасль права. Новый закон регулировал не только вопросы, относящиеся к браку, но и затрагивал сферу семейных отношений, например, отношения между родителями и детьми, содержание и воспитание детей после развода их родителей.

Закон установил равенство мужчины  и женщины в браке, свободу (от воли родителей) в заключении брака, объявил вне закона все насильственно заключенные браки, уравнял в правах внебрачных детей и детей, рожденных в браке, закрепил обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей. «Муж и жена являются совместно живущими спутниками жизни, обладающими в семье равными правами» (ст. 7 Закона о браке 1950 г.), каждый из которых «имеет свободу выбора занятий, свободу участия в работе и в общественной деятельности» (ст. 9 Закона о браке 1950 г.). Как муж, так и жена обладали равными правами владения и распоряжения имуществом семьи и правом его взаимного наследования, в то время как по старому китайскому законодательству жена не имела права на отдельное имущество, за исключением личной одежды, украшений и т.п. Таким образом, в КНР вне закона объявлялась существовавшая в Китае более двух тысячелетий система семейно-брачных отношений, базировавшаяся на авторитарной власти главы семьи и доминировании представителей старшего поколения, полном бесправии женщин. Принцип равноправия женщин и мужчин в семейной жизни был провозглашен и в Конституции 1954 г., и позднее закреплен и в ст. 48 Конституции КНР 1982 г. 

Согласно закону, запрещалось двоеженство, взятие наложниц, принятие в семью девочек в качестве невест для сыновей, брак «купля-продажа». Важным и социально необходимым был запрет препятствовать вдовам свободно вступать в брак. Официальный возраст вступления в брак для мужчин составил 20 лет, для женщин - 18 лет. Повышение брачного возраста позволяло обеспечить защиту здоровья самих брачующихся и их будущего потомства, а также способствовало осуществлению принципа свободы брака. Для заключения брака жених и невеста должны были лично явиться по месту их жительства в соответствующий административный орган и зарегистрировать свой брак. Заключение брака через посредников запрещалось. Такая процедура регистрации брака препятствовала двоеженству и двоемужеству, помогала осуществлять контроль за исполнением закона.

В качестве основания прекращения  брака предусматривался лишь развод. Согласно новому закону, «развод разрешается  в случаях, если оба супруга желают развестись. В случае, когда на разводе настаивает одна из сторон, развод разрешается лишь после того, как примирение сторон районным народным правительством и судебными органами власти не дали результата» (ст. 17 Закона о браке 1950 г.).

Переход от традиционного семейного  права Китая к современному был  достаточно сложным, но необходимым в процессе создания новой правовой системы, всесторонне защищающей права и интересы граждан. Многовековые традиции, низкий образовательный уровень населения сдерживали изменения института семьи и брака. По всей стране широко велась агитационная и пропагандистская работа по формированию нового правового сознания граждан в сфере брачно-семейных отношений. В этой работе активно участвовали и представители власти, и судебно-прокурорские органы, и учреждения культуры.

Однако, несмотря на огромную социальную значимость, по мнению исследователей, Закон о браке 1950 г. был далеко несовершенен. Он не регулировал ряда важных моментов семейно-брачных отношений: усыновления, фамилии детей, положения родителей как представителей своих детей по закону, последствий регистрации брака, заключенного при наличии установленных в законе препятствий к его регистрации и т.д. Многие его положения носили достаточно обобщенный и абстрактный характер, что приводило к возможности достаточно вольной интерпретации норм права. В значительной степени именно поэтому стало возможным грубое вмешательство государства в дела семьи и брака в коммунистическом Китае, особенно в годы "культурной революции" (1966 - 1976 гг.).. Широкое распространение получили принудительные браки, разводы и браки по политическим мотивам, формирование в обществе так называемой коммунистической морали, ставившей на первое место общественные интересы и принижавшей интересы и потребности личности[3, с 126]..

Приход к власти нового руководства  страны во главе с Дэн Сяопином и начало в 1978 г. политики реформ серьезно изменили многие сферы общественных отношений в Китае, в том числе и правовую основу брачно-семейных отношений. 10 сентября 1980 г. на 3-й сессии ВСНП пятого созыва был принят новый Закон КНР о браке. Его принятие было обусловлено рядом причин: формальное существование многих положений семейного права требовало выработки срочных мер по восстановлению силы закона и применению его на практике; кроме того, с момента опубликования первого Закона КНР о браке в стране произошли значительные политические и социально-экономические изменения, требовавшие внесения ряда поправок в действовавшее семейное законодательство. Обновление Закона о браке таким образом осуществлялось в русле одной из тенденций правового развития КНР - постепенной замене ранее принятых законов новыми редакциями, которые адаптируют законы к изменениям, происходящим в стране, к международным обязательствам и решают возникающие проблемы в той или иной социальной сфере, гарантируют поддержание социальной стабильности в стране, модернизацию и гуманизацию права и судопроизводства[2, с 23].

Закон КНР о браке 1980 г. отличался  от предшествующего поэтапностью принятия: подготовка проекта нового закона, обсуждение, внесение поправок и принятие.

В основном новый закон  унаследовал форму, принципы и содержание закона 1950 г., однако он содержал ряд  важнейших нововведений. В законе о браке 1980 г. первые в истории страны говорилось о планируемом деторождении и защите законных прав и интересов пожилых людей. С осуществлением политики планируемого деторождения было связано очередное повышение возраста вступления в брак. Брачный возраст составил для мужчин 22 года, для женщин - 20 лет.

Информация о работе Становление семейного и наследственного права Китая