Становление новой системы международных отношений после окончания Первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

После окончание первой мировой войны, гражданской войны и иностранной интервенции на территории России были созданы новые условия в международных отношениях.

Содержание

1. Становление новой системы международных отношений после
окончания Первой мировой войны. 3-4

2 .Советская дипломатия в 20-30-е гг.: успехи и просчеты. 4-14

3. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г.
и его последствия. 14-16

4. Список литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 

1. Становление новой системы международных отношений после 

 окончания  Первой мировой войны.        3-4 

2 .Советская дипломатия в 20-30-е гг.: успехи и просчеты.   4-14 

3. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г.          

и его  последствия.                 14-16 

4. Список  литературы.            17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  1. Становление новой системы международных отношений после окончания Первой мировой войны.

    После окончание первой мировой войны, гражданской войны и иностранной интервенции на территории России были созданы новые условия в международных отношениях. Важным фактором, стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние, между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и Японии.

   Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща, идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.

    Первое — принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе, против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался, на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа, в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), в него вошли многие лево-социалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн, с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

    Второе положение — принцип мирного сосуществования с капиталистической системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал, признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

    Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

    Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

    

  2. Советская дипломатия в 20-30-е гг.: успехи и просчеты.

    Главным направлением внешней политики в 20-е годы была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене.Заключив к 1921 г. мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. 26 февраля 1921 г. был подписан договор между Советской Россией и Ираном, по которому эта страна освобождалась от долгов царской России. Ирану передавались все русские концессии, шоссейные дороги, железнодорожные и телеграфные линии, построенные Россией на его территории. Согласно шестой статье договора Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или ее союзные государства.

   28 февраля 1921 г. Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, первой из всех держав, признав его суверенитет. Заключенный в Москве договор, надолго стал основой развития дружественных отношений между двумя соседними странами.

    14 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор с Польшей. Согласно Рижскому договору, обе стороны обязывались установить дипломатические отношения друг с другом, признавали независимость Украины и Белоруссии. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. 5 ноября 1921 г. были установлены дружественные отношения с Монголией.

    Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г. с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. 16 марта 1921 г. было подписано советско-английское соглашение, предусматривавшее установление торговых связей между двумя странами; при этом стороны обязывались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику.

   В октябре 1921 г. Советское правительство выразило готовность вести переговоры со странами Антанты об уплате довоенных долгов царского и Временного правительств, при условии дипломатического признания Советской России, предоставления ей кредитов и возмещения ущерба, причиненного интервенцией. Предложение заинтересовало руководителей западных стран. 6 января 1922 г. Совет Антанты решил созвать международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам с участием всех европейских стран, включая Советскую Россию. 7 января итальянское правительство направило Советской республике официальное приглашение на конференцию в Генуе, открытие которой намечалось на 10 апреля 1922 г.

    Долги царского и Временного правительств, которые требовали вернуть западные страны, составляли около 18,5 млрд. золотых рублей. По подсчетам советской стороны, убытки, причиненные народному хозяйству России за годы империалистической интервенции, равнялись 39 млрд. золотых рублей. Эта цифра, привела западных делегатов в состояние шока. Несмотря на это  Советское правительство готово было признать довоенные долги и преимущественное право за большинством собственников получить в концессию или аренду принадлежавшее им ранее имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи, аннулирования военных долгов и процентов по ним. Предлагалась программа широкого сотрудничества, между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания принципов ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирными средствами. Советская делегация внесла также предложение о всеобщем сокращении вооружений.

    Дискуссии по вопросам на Генуэзской конференции, оказались безрезультатными. Далее эти вопросы обсуждались на конференции в Гааге с 15 июня до 19 июля 1922 г. Здесь предложения советской делегации были конкретизированы. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлемыми для западных держав. Однако Запад, все-таки согласился на предоставление кредитов России в обмен на ее согласие разместить концессии.

    Крупным успехом советской дипломатии, в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией. Подписанный 16 апреля 1922 г. он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между двумя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствования.

20 ноября 1922 г. по инициативе Великобритании, Франции и Италии была созвана  конференция в Лозанне (Швейцария) для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. После заявления Советского правительства о том, что решения, принятые без его участия, не будут им признаны, организаторы конференции вынуждены были пригласить и советскую делегацию, но только для участия в обсуждении вопроса о режиме проливов. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. Требование советской делегации, чтобы Россия, Украина и Грузия пользовались равными с другими странами правами в торговом мореплавании через проливы, а проход в Черное море закрыть для военных судов всех стран, за исключением Турции, было проигнорировано. В результате, СССР не ратифицировал принятую на Лозаннской конференции конвенцию о режиме проливов как нарушающую его законные права и не гарантирующую мир и безопасность причерноморских стран. В 1936 г. она была пересмотрена в Монтре (Швейцария) на конференции, принявшей договорной акт с определением современного правового режима Черноморских проливов.

    Весной 1923 г. обострились отношения СССР и Британии. 8 мая Советскому правительству была предъявлена нота, в которой английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г., а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах. Нотой от 11 мая Советское правительство решительно отвергло измышления британских консерваторов.

   В июне 1923 г. обе стороны заявили об исчерпанности конфликта. После прихода к власти в Британии лейбористов в январе 1924 г. правительство Макдональда 1 февраля признало СССР, а 8 августа подписало с ним общий и торговый договоры. Однако после опубликования 15 сентября в Британии, так называемого «письма Зиновьева», консерваторы вновь одержали победу над лейбористами на выборах. И новое британское правительство, несмотря на признание «письма» фальшивкой отказалось от ратификации англо-советского договора.

    Попытку восстановить дипломатические и экономические отношения с СССР в декабре 1923 г. предпринимала Франция. Условием выставлялась выплата довоенных долгов России. Советское правительство сочло эти требования неприемлемыми. Признание Францией правительства СССР произошло в октябре 1924 г., после прихода к власти правительства «левого блока».

   К концу 1924 г., вошедшем в историю советской внешней политики как «полоса признания» Советского Союза, дипломатические отношения с ним установили Италия, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Венгрия, Мексика, Китай. В 1925—1927 гг. были налажены отношения с Японией; укреплены взаимовыгодные связи с Турцией, Афганистаном, Ираном. Из великих держав только США не хотели признавать СССР, несмотря на то, что ряд американских фирм вел торговлю с ним — вопреки запретам госдепартамента.

   В 1923 г. осложнились отношения СССР с Германией. В августе новое правительство Г. Штреземана взяло курс на отказ от «восточной ориентации» на Москву, начав искать пути сотрудничества с Францией. В ответ на это руководство СССР активизировало подготовку революционного переворота в Германии (вооруженное восстание в Гамбурге 22 октября 1923 г.). Однако оно не было поддержано в других землях и уже через два дня жестоко подавлено армией и полицией. 23 ноября последовал официальный запрет деятельности КПГ.

    В то же время, Германия не хотела отказываться от выгод сотрудничества с СССР на основе Рапалльского договора. Учитывая это, Советский Союз добился ослабления антисоветской направленности Локарнских договоров, подписав 24 апреля 1926 г. договор с Германией о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет. Эти договоренности создавали основу для развития экономических и военных связей, помогавших Германии обойти решения Версальской и Вашингтонской конференций, запрещавшие ей иметь современную технически хорошо оснащенную армию. Германия получила согласие создавать на советской территории центры военно-учебной подготовки кадров и производство новейшего оружия.

    Установление дипломатических отношений с ведущими странами мира не означало отказа советского руководства от идеи мировой революции и распространения коммунистической идеологии за рубежами СССР. Для развития «мировой революции» предпринимались попытки использовать забастовку горняков в Англии, обострение классовых противоречий в Австрии и Китае. Открытое вмешательство СССР во внутренние дела Англии и Китая в 1927 г. привело к разрыву дипломатических отношений с этими странами.

Информация о работе Становление новой системы международных отношений после окончания Первой мировой войны