Способствовала
промышленному перевороту экономическая
политика государства, что нашло
отражение в переориентации в
начале XIX в. инвестиций из сферы торговли
и мореплавания в промышленность,
а также установлении протекционистского
тарифа. По таможенному тарифу 1816 г.
на импортные ткани были установлены высокие
ввозные пошлины, затем повышавшиеся в
последующие годы. Это ограждало американское
производство от иностранной конкуренции.
Вступив в машинную стадию позже Англии,
США использовали английский технический
опыт, при этом внеся свой собственный
и значительный вклад. Этот синтезированый
путь позволил США провести промышленный
переворот в сравнительно непродолжительный
срок 40–50 лет. Важная особенность промышленного
переворота в США заключалась в активной
роли американской инженерной мысли: были
изобретены швейная машинка, ротационная
типографская машина, фосфорная спичка,
электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий
аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический
тормоз. Все эти новшества, родившиеся
в США, предопределили развитие многих
новых отраслей промышленности. Швейные
фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали
изделия, которые пользовались спросом
во всех уголках мира.
Существенные
особенности промышленного переворота
в США предопределялись природными
условиями страны. Так, из-за обилия
рек страна была богата водной энергией,
более дешевой, чем энергия пара.
Поэтому здесь позже начала использоваться
в массовом масштабе паровая энергия.
Переход к паровой энергетической
базе (системе) начался, только в 40-е
годы XIX в., хотя первая паровая машина
появилась еще в конце XVIII в. а
в 1803 г. была изобретена паровая машина
Оливера Эванса.
«Машина
и пар – вот формула технической
революции в Англии. Машина и водяное
колесо – вот формула для первого
этапа машинной стадии американского
капитализма», – так определяют
специалисты особенности и этапы
промышленного переворота в США.
Паровой двигатель занял господствующее
положение только в 50-е годы XIX в.
Еще одна особенность Промышленного
переворота связана с изобилием
в стране лесов, что предопределило
длительное использование в качестве
основного вида топлива древесного
угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном
транспорте США потребляли дрова. Первая
домна, работавшая на каменном угле, появилась
в этой стране только в 1837 г. Задержка с
заменой древесного топлива объяснялась
также тем, что чугун, выплавляемый на
нем, получался лучшего качества. Массовое
применение минерального топлива в металлургии
началось в 40-е гг., за 1847–1857 гг. построили
100 домен, работающих на каменном угле.
Поскольку США позже приступили к промышленному
перевороту, но мануфактурный капитализм,
как преддверие промышленного производства,
в полной мере здесь не сформировался.
Мануфактуры, возникавшие в колониальный
период, не были устойчивы; их развитие
сдерживала запретительная политика Англии.
Поэтому правомерно говорить о том, что
промышленный переворот проходил в условиях
недостаточного развития мануфактурного
производства. В Европе была совершенно
другая ситуация. Особенностью промышленного
переворота в США была и крайняя территориальная
и отраслевая неравномерность. Прежде
всего, переворот охватил северо-восточные
штаты; в то же время на Юге даже к началу
Гражданской войны не было фабрик и заводов,
что не могло не оказать влияния на ее
исход. Здесь преобладала первичная обработка
выращиваемых культур – хлопка, табака,
риса, сахарного тростника и т. д. Кроме
того, если для этого применялись машины,
то обслуживались они рабами. Другой особенностью
было использование технических и научных
разработок используемых в Европе. Запаздывали
по временным рамкам становления промышленного
капитализма и западные штаты. Отраслевая
структура складывающейся здесь промышленности
отличалась от Северо-востока. Западные
штаты специализировались на переработке
пищевых продуктов, лесных материалов,
производстве сельскохозяйственной техники.
Промышленный переворот начался на Северо-востоке
страны. Первой отраслью, которая стала
переходить к машинному производству,
была хлопчатобумажная. Изобретенная
в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина
позволила преобразовать переработку
хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное
производство. Различные улучшения превратили
ее в высокопроизводительную машину, повышающую
производительность труда в 100 раз. Английский
иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер
по памяти составил чертеж ватерной машины,
используемой в Англии. Впоследствии Слейтер
стал крупным предпринимателем, и его
называют «отцом» американской промышленности.
Впервые в мировой практике прядильные
и ткацкие машины были установлены на
хлопчатобумажной фабрике, построенной
Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка
сырья и выпуск готовой продукции были
связаны в единый производственный цикл.
В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных
фабрик (625 из них в северо-восточных штатах),
на них использовалось 1,2 млн. веретен;
появились ситценабивные машины и другие
технические новшества. Постепенно машины
внедрялись и в более сложное шерстяное
производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке
домашнее шерстяное производство уступило
место машинному производству. Северо-восток
США был центром текстильной промышленности,
здесь было сосредоточено 78% фабрик этой
отрасли. С 40-х годов началось укрупнение
текстильных фабрик. Механизация текстильного
производства привела к уменьшению его
издержек на единицу продукции, к снижению
цен на ткани за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению
их ввоза из Англии. В легкой промышленности
промышленный переворот помимо текстильной
охватил пищевую (прежде всего мукомольную),
обувную, швейную, кожевенную. Изобретение
швейной машины Зингера в 1841 г., а также
машины для изготовления обуви в 1846 г.
значительно повысило производительность
труда и качество изделий, а также стимулировало
развитие подотраслей машиностроения.
Другое важное направление промышленного
переворота в США – развитие транспорта.
Первыми транспортными системами были
каналы. Строительство каналов началось
в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для
соединения района Великих озер с Атлантическим
океаном соорудили самый большой по протяженности
канал Эри, что значительно удешевило
перевозки. За этой стройкой последовало
сооружение каналов в других штатах. К
середине XIX в. протяженность искусственных
водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана
разветвленная система каналов. Строительство
их осуществлялось с помощью государства,
доля которого в общей сумме средств составляла
75%. Развитию судоходства способствовало
изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого
в мире колесного парохода «Клермонт»,
спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г.
Фултон построил первое военное колесное
паровое судно «Демалогос». Переход в
40-е годы к винтовым пароходам привел к
решающим сдвигам в военно-морском деле.
Качество американских судов не уступало
английским. Тоннаж судов США и Англии
в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г.
американские пароходы «Сириус» и «Грейт
уэстерн» пересекли Атлантический океан.
Первые железнодорожные рельсы соединили
города Балтимор и Огайо (1828–1830), за два
последующих десятилетия длина железных
дорог возросла в 300 раз. Огромная территория
государства была связана воедино средствами
сообщения, функционирующими круглогодично.
Правительство так же оказывало помощь
и железнодорожному строительству. Революция
на транспорте повлекла ускоренное развитие
металлургии, добывающей и лесной промышленности,
машиностроения. Поэтому можно считать,
что с 40-х годов в США начался второй этап
промышленного переворота. Металлургия
в США развивалась медленно. В основном
пользовались для производства чугуна
древесным углем и только в 40-е годы получили
широкое применение пудлинговые печи.
Добыча каменного угля в разгар промышленного
переворота возросла в 20 раз. За 1830–1850
гг. производство чугуна увеличилось в
три раза. Рельсопрокатное дело начало
развиваться с 1845 г., но металла не хватало,
и большая часть рельсов ввозилась из
Англии. Центрами металлургии были Питгсбург;
новые центры создавались на Западе (Теннеси,
Кентукки), в Пенсильвании, Огайо. В середине
XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные
заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску
паровых двигателей, в Пенсильвании и
др. Это означало вступление промышленного
переворота в завершающую стадию – создание
производства машин машинами (машиностроение).
В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный станок
с многорезцовым режущим инструментом
(фрезой). Уитни заложил основы техники
и организации массового производства
в машиностроении. США стали крупным производителем
паровозов, судов, а также сельскохозяйственных
машин. Американские паровозы использовались
и на европейских железных дорогах. В 1851
г. в США был создан электровоз. В 60-е годы
строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.
Если в первой половине XIX в. для строительства
железнодорожных мостов использовались
деревянные фермы и железные скрепления
(система Гау), то с 40-х годов стали строить
мосты с железными сквозными фермами разных
систем. Строительство мостов с большими
пролетами и большими нагрузками требовало
точных и надежных расчетов. На судостроительных
верфях США размещались иностранные заказы.
С 40-х годов железо начинает применяться
для обшивки судов, а потом и постройки
судовых корпусов. Продукция сельскохозяйственного
машиностроения США поставлялась и за
рубеж. Основным фактором подъема этой
отрасли был прогресс свободного фермерского
хозяйства. В 40–50-е годы появились сеялки,
молотилки, сенокосилки и другие машины.
Наиболее важное значение имело изобретение
жатвенной машины и комбинированной молотилки
с веялкой. Существовали и другие модели
сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были
запатентованы не менее 167 уборочных машин
и 62 косилки. В итоге промышленного переворота
США стали индустриальной страной – 67,3%
ее промышленного производства обеспечивал
Северо-восток. Вместе с тем США еще не
во всем могли удовлетворить свои внутренние
потребности и прибегали к ввозу европейской
(английской) продукции. Внешняя торговля
США бурно развивалась, за первую половину
XIX в. она увеличилась примерно в четыре
раза, но в экспорте готовые изделия составляли
только 13%. В этот период против протекционистской
политики боролись плантаторы Юга, нуждающиеся
в импортных промышленных товарах. Темпы
развития промышленности были очень высокими:
с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции
США увеличился в восемь раз. Произошли
изменения и в денежной системе США. После
Войны за независимость старый британский
масштаб цен был заменен и введена десятичная
монетная система, встреченная населением
недоброжелательно. Переход к новой системе
был осуществлен только после Гражданской
войны, когда ввели биметаллический стандарт.
Если в эпоху колонизации кредитные операции
были функцией частных ассоциаций, выдававших
ссуды, как правило, под залог земли и выпускавших
бумажные деньги, то в период формирования
индустрии уже шло становление капиталистической
кредитной системы. Для обеспечения армии
во время Войны за независимость революционный
Конгресс ввел налоги. Из-за недостатка
твердой валюты правительство США выпустило
долговые обязательства. Особенностью
банковской системы стало участие в денежном
обращении и кредитовании отдельных штатов.
Однако децентрализация выпуска денежных
знаков (эмиссионного дела) привела к дезорганизации
экономики. Потребовалось решение вопроса
на государственном уровне. Банку Соединенных
Штатов было предоставлено в 1791 г. право
на ведение банковских операций и, прежде
всего регулирование денежного обращения
в целях защиты экономики от инфляции.
Так был установлен законодательный контроль
за банковской деятельностью. Такое право
устанавливалось на 20 лет и, когда срок
истек в 1811 г., этот Банк обслуживал территорию
всей страны, создав соответствующие отделения
во всех крупных портовых городах. Одной
из ведущих отраслей промышленности в
США стала нефтяная – добыча нефти и ее
переработка на основе месторождений,
обнаруженных в Пенсильвании и других
штатах. Изобретение метода вулканизации
каучука послужило толчком возникновению
и развитию в США резиновой промышленности.
Если в 50-е годы XIX в. США оставались сельскохозяйственной
страной, то в 1880 г. промышленная продукция
по стоимости в 2,5 раза превысила стоимость
сельскохозяйственной продукции.
Промышленный
переворот завершился победой индустриального
способа производства.
Заключение
В
последней трети XIX в. в США идет фаза
экономического подъема. Интенсивно развиваются
отрасли тяжелой промышленности: электротехническая,
химическая, машиностроительная. Отсутствие
пережитков феодального общества обусловило
быстрые темпы развития США по сравнению
с главными индустриальными странами
Европы. США выходят на первое место в
мире по объему промышленного производства.
Идет процесс создания монополистических
объединений в форме трестов. В 1890 г. был
издан антитрестовский закон Шермана.
В результате появилась более гибкая форма
объединений холдинговые компании. Монополистические
объединения контролировали 80 % тяжелых
отраслей промышленности. Шла также концентрация
банковского капитала.
Особенностью
предпринимательства в США стала интенсивная
система эксплуатации, получившая к началу
XX в. форму научной организации труда.
Благодаря научным разработкам Ф. Тэйлора,
Ф. Гилбрета, Г. Форда производительность
труда на американских предприятиях выросла
в несколько раз. Но по показателям производственного
травматизма США занимали 1 место в мире.
Расширялась сырьевая база промышленности,
возрастал спрос на строительные материалы,
технику, промтовары. Развивается станкостроение,
изобретены фрезерный, новые конструкции
строгального и шлифовального станков.
Начинается выпуск продукции более дешевой
и в большем объеме, чем в Западной Европе.
В Пенсильвании развивается нефтедобыча
и резиновая промышленность. К началу
XX в. возросли объемы внешней торговли.
Усилился экспорт капитала в колониальные
страны (шел вывоз дешевых сырьевых ресурсов
из Канады и Латинской Америки).
Таким
образом, к началу XX в. темпы роста американской
экономики были очень высокими, США превратились
в передовую промышленную державу.
Список
литературы
1. Бурин
С.Н. На полях сражений гражданской
войны в США - М.: Прогресс, 2003 –
589 с.
2. Вольский
В.В. Социально-экономическая география
зарубежного мира - М.: Дрофа, 2004.
– 558 с.
3. Деменьтьев
И.П. Американская историография
гражданской войны в США (1861-1865)
- М.:Логос, 2006 – 374 с.
4. Куликов
А.Л. История экономики в вопросах
и ответах: учебное пособие. - М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5. Новая
история стран Европы и Америки:
Первый период // Под ред. А.В.
Адо. М.: Высш. шк.,2003-343с.
6. Полякова
Г.Б, Маркова А.Н. История мировой
экономики. Учебник -М.: ЮНИТИ, 2003.-185с.
7. Сивачев
Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история
США. - М.: Высш. шк., 2005. – 235 с.
8. Шпотов
Б.М. Промышленный переворот в
США: В 2 ч. - М.:Роспэн, 2005. – 420 с.
9. Юровской
Е.Е. и Кривогуза И.М., Новая
история стран Европы и Америки:
первый период, - М.:СИМС, 2004 – 612 с.
10. Яковец
Ю.В. История цивилизаций: Учеб.
Пособие для студентов вузов
гуманит. Профиля. 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2005. –352 с.