Становление и развитие белорусской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах. Она позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3
Становление и развитие белорусской государственности:
Предыстория Беларуси – формирование белорусской антропотерритории……….5
Укрепление белорусской антропотерритории в составе Великого княжества Литовского……………………………………………………………………………...6
Идеология государственности на белорусских землях в составе Речи Посполитой……………………………………………………………………………..9
Идеология государственности на белорусских землях в составе Российской империи………………………………………………………………………………..10
Советский период истории идеологии белорусской государственности. Становление Республики Беларусь………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие белорусской государственности.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    Идеология государственности  на белорусских землях в составе Российской империи 

       Четвертый период формирования идеологии белорусской  государсговенности приходится на время  вхождения Беларуси в состав Российской империи. Этот период начался в конце ХVIII в. тремя разделами Речи Посполитой и закончился революционными событиями 1917 г. Разделы Речи Посполитой уничтожили не только Польское Королевство, но и вторую часть федерации — ВКЛ.

       Процессы  развития идеологии белорусской  государственности во второй трети  ХiХ в. характеризовались обращением общественности — носительницы идей белорусской автропотерритории — к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

       К. Калиновский связывал национальное освобождение с социальным, например, с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделением крестьян землей.

       Решение вопроса о будущем государственно-территориальном  устройстве Беларуси и Литвы К. Калиновский  оставлял за народами этих земель. Отстаивая  право белорусского и литовского народов на самоопределение, он вместе с тем настойчиво пропагандировал идею революционного союза угнетенных царизмом народов.

       Репрессии после подавления восстания 1863—1864 гг. привели к значительным потерям  в рядах демократической интеллигенции Беларуси. В 8О-е гг. ХIХ в. Белорусская социально-революционная народная партия (больше известна как группа «Гомон>) выпустила два номера своего периодического издания под названием «Гомон». Национальный вопрос гомоновцы рассматривали исходя из принципа равноправия всех народов и их права на самоопределение. Хотя в программе «Народной воли» был признан этот принцип, но белорусские народники сочли необходимым оговорить право белорусского народа на национальную самостоятельность. Гомоновцы, определив основные признаки нации, на их основе доказали сам факт существования белорусской нации. «Гомон доказывал, что белорусы как народ имеют свой язык, культуру, быт, предания, территорию и самостоятельное историческое прошлое.

       Идеи, распространенные в Беларуси в конце ХIХ — начале ХХ в., связывали будущее с возрождением белорусской письменно- сти (национально-культурное возрождение), с борьбой за обновление культурных и исторических традиций белорусского народа для пробуждения чувства народной гордости и национального самосознания (В. дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич и др.).

    Оказавшись  в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, проходивших на протяжении всего ХІХ и начала ХХ столетий в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце Х1Х — начале ХХ столетий в ходе формирования представлений о белорусской государственности определились два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока — представителей национально-демократического течения и сторонников западноруссизма.

    Представители национально-демократического течения  в целом выступали с национально-белорусских  позиций, отстаивали возможность самоопределения  Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее они в той или иной мере считали возможным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельно развиваться . Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа. 

       Советский период истории идеологии  белорусской государственности. Становление Республики Беларусь 

    С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской войны на первое место в общественно – политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо — по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации Беларуси, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже " в марионеточной форме" (В. А. Круталевич).

    Несомненно, национальное самоопределение, образование  самостоятельной государственности  как конкретно-исторический процесс  предполагает не только провозглашение тех или иных деклараций, какими бы привлекательными и яркими они  ни были, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, выработку, принятие законов и их реализацию, т.е. правотворческую деятельность, выполнение контрольных функций, гарантию обеспечения прав и свобод своих граждан. Без всего этого заявление о самоопределении и создании белорусской государственности оставалось лишь декларацией.

    Белорусская народная республика не была реальным государственным образованием. Она  так и не смогла осуществить свои представительные и полномочные  функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что в лице Рады БНР и Народного секретариата была создана определенная политическая структура, выступавшая как законодательная и исполнительная власть, она не была признана германской оккупационной администрацией. Тем более ее не признали правительства ведущих стран мира — США, Англии, Франции, Германии и др. Акт самоопределения БНР не поддержало в основной своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничивались урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли.

    В силу неблагоприятных для БНР  внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой  изолированности ее деятелей от широких  народных масс, увлеченных идей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-ой Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск — столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

    Создание  белорусской национальной государственности проходило в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской государственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а не иначе в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражения тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской народной республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность на советской основе.

    1 января 1919 года, как известно, была  провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

    По  мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблема изменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922г. СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировой пролетарской революции. Правда, уже в ходе развертывания национального государственного строительства в Беларуси лидеры большевистской партии пришли к выводу, что роль одного из плацдармов при наступлении революции и буфера при ее возможном отступлении лучше будет выполнять не отдельно БССР, а объединенная Литовско-Белорусская ССР, и поэтому были внесены внесли соответствующие коррективы в геополитическую конструкцию. Было принято решение выделить из БССР и вернуть в состав РСФСР три губернии: Витебскую, Могилевскую, Смоленскую, а оставшуюся территорию объединить с Литовской ССР в одном государственном образовании — Литовско-Белорусской ССР, которое реально просуществовала до августа 1919 года (ее территория была полностью оккупирована польскими интервентами). Между тем необходимо отметить, что ЦК РКП (б) шел на отделение от БССР Могилевской и Витебской губерний достаточно продумано (впоследствии, в 1924 и 1926 годах, эта территория была воссоединена с БССР).

    Второе  провозглашение БССР произошло в  июле 1920 года. О возрождении белорусской  советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920г.) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было очень трудно определить административно-территориальную границу возрождавшейся республики. Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии (6 уездов с населением 1,6 млн. человек). И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между ССРБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и ССРБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающих сторон". В декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

    С окончанием гражданской войны логика государственного строительства подводила к необходимости установить более четкие союзные отношения между советскими республиками. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства — объединению республик в единое союзное государство с общими для всех республик органами управления. Поиск новых форм государственного устройства сопровождался острой политической борьбой. Несмотря на это, движение от унитаризма к федерализму увенчалось в конце 1922г. созданием Союза Советских Социалистических Республик. Однако, провозглашая СССР, советские республики, в том числе и БССР, вынуждены были принять сталинскую формулу о том, что всякое государственное объединение ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов управления. На этой основе был утвержден безусловный приоритет общегосударственных интересов над интересами республик.

    Договор 1922 года о создании СССР основывался  на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного  государства, которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

      Принцип ограничения суверенитета  союзных республик вошел в  Союзный договор, а затем в  Конституцию СССР 1924 и 1936 годов.  И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета  не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика — суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

Информация о работе Становление и развитие белорусской государственности