Становление государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме


1.1. История возникновения Древнего Рима………………………………..…4

1.2. Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму……...7

1.3. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме……….…….10


Глава 2. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства………………………………………………………………………14


Заключение……………………………………………………………………….16


Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Становление государства в Др. Риме, С. Туллий.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      Развитие  сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных  плен чужеземцев, как воинов, так и гражданских лиц. Наемные работники комплектовались из обедневших общинников.

      В рабство иногда обращались также  должники и преступники. Но не следует переоценивать численность класса рабов. В рабство обращались не все пленные, должники и преступники. Из исторических источников известно, что во время удачных военных походов в плен захватывалось, а затем приводилось в страну огромное количество чужеземцев, исчисляемое

несколькими десятками тысяч человек, иногда более ста тысяч. Если бы они

все обращались в рабов, то уже через несколько  сотен лет рабы составляли

бы абсолютное большинство населения. Однако проходили  сотни и тысячи

лет, а  число рабов существенно не увеличивалось. Их доля, удельный вес во всем населении по-прежнему составлял не более 5-10%. Это можно объяснить только тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не

обращалось  в рабство, а расселялось по всей территории страны, и постепенно оно ассимилировалось в местном населении. Этим достигались

две цели. Во-первых, увеличилась численность  населения, что усиливало военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания против поработителей.

      В завершении первой главы рассмотрим признаки государственности, выделяемые современными политологами, и постараемся найти их наличие в ранний период развития древнего Рима.

      Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института». Каковы же эти признаки?

  • Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).
  • Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

    Власть  существовала и в догосударственном  обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями (reges), но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии.

  • Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно говорить о наличии в Древнем Риму суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей
 
 
 
 
 

Глава 2. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства 

      Сервий  Туллий (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578—534/533 до н. э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи — введены в состав римской общины.

      По  реформе всё население Рима (и  патриции, и плебеи) было разделено  на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом, входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

      Каждый  разряд выставлял определенное число  вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4 - 5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс. ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс. ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс. ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс. ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс. ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании.

      Наиболее  важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям., каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях.

      Вторая  часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

      Теперь  списки граждан стали вести не по куриям, а по новым территориальным округам трибам. При Сервии Туллии по ним начали взимать с граждан чрезвычайный взнос на военные нужды, который назывался трибут. Поскольку Рим постоянно вел с кем-нибудь войну, то трибут фактически был регулярным налогом, но в случае удачной кампании, гражданам могли вернуть их деньги обратно за счет захваченной у врага добычи.

      Достоверность свидетельств римской исторической традиции о реформах Сервия Туллия вызывает у многих современных историков определенные сомнения. Дело в том, что первые римские монеты медные (или бронзовые) ассы, которые были не чеканенными, а литыми появились только в IV в. до н.э. Кроме того, маловероятно, что в уже в VI в до н.э. в Риме было достаточно воинов, чтобы сформировать около 200 центурий. Возможно, та сложная система классов и центурий, о которой рассказывают римские историки, относится не к VI , а к IV в. до н.э.

      Как полагают некоторые исследователи, имущественный ценз исчислялся при Сервии Туллии не в деньгах, а в зависимости от величины земельного надела или урожая, который с него собирали, как в Аттике при Солоне. Не исключено также, что деление на имущественные разряды при Сервии Туллии было более простым: все зажиточные граждане, сражавшиеся в пехоте, причислялись к одному классу, все пролетарии к тем, кто ниже класса.

      Однако  большинство современных ученых сходятся в главном: реформы Сервия Туллия, разделившие римское общество по имущественному принципу, знаменовали окончательный переход Рима к цивилизации и государственности и, следовательно, имели громадное историческое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Ознакомление  с богатым культурным наследием  древнего Рима, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современность.

      Также, изучение раннего периода истории  Древнего Рима выделяет факторы, несомненно повлиявшие на дальнейшее развитие древнеримского государства.

      К ним относятся: благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение;  объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины; развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности;  возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.

      В работе показано, что процесс зарождения государства, появления первых признаков  государственности – процесс достаточно длительный и зависящий от множества социокультурных факторов.

      Первые  признаки государственности проявляются  в Царский период истории Древнего Рима. 

      Разумеется, в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство, в котором еще не существовало писаных законов, а родовые подразделения, курии, продолжали играть немалую роль. Наряду с новыми центуриатными комициями, продолжали созываться старые куриатные, наряду с новым центуриатным войском, продолжали действовать старые родовые ополчения. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы. 

    1. Алексеев  С. С. Государство и право - М., 1993
    2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права – М.: «Былина», 1995.
    3. Виппер Р. Очерки по истории Римской империи – М.: “Феникс”, 1995
    4. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран - М., 1961
    5. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Древний Рим. Государственное устройство. Искусство. Наука. Философия. Под ред. В. Бутромеева - М., 1997
    6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998
    7. История государства и права зарубежных стран. Часть 2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998
    8. История государства и права. Словарь – справочник - М.: Юридическая литература, 1997
  1. История древнего мира. Античность - М.: «Владос», 2000
    1. Команина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. Пособие - М.: Юристъ, 1999
    2. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права - М., 1997
    3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права - М., 1998
    4. Сизиков М.И. История государства и права - М.: «Юридическая литература», 1997.
    5. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие - М. 1993
    6. Смышляев А.Л. История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов Курс лекций 26.11.2004 19:27 | РУДН
    7. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru – 2004
    8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой - М.: Юрист. 1996

Информация о работе Становление государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия