Становление фашистского режима в Германии, его механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ становления и развития фашизма в Германии, его механизм. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «фашизм» и описать его характерные черты;
2. Описать причины зарождения, принципы и цели фашизма;
3. Охарактеризовать возникновение фашизма в Германии и приход его к власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие «фашизма» и его характерные черты………………………………4
2. Возникновение фашистских движений………………………………………7
3. Захват фашистами власти в партии НСДАП…………………………..........10
4. Захват фашистами власти над Германией.………………………………….20
5. Открытая подготовка войны…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ИГПЗС.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    Но  не только численность НСДАП определяла массовость ее социальной базы, столь необходимую германскому монополистическому капиталу для подготовки и ведения войны. Уже ко времени прихода к власти под руководством НСДАП функционировали 14 массовых организаций, наиболее тесно связанных с ней и служивших орудием ее террора или проводником ее влияния в различных слоях населения, а также источником пополнения ее рядов. Так называемые «подразделения НСДАП» включали штурмовые отряды – CA (созданы в 1921 г.), отряды СС (1923 г.), корпус автомобилистов (1931 г.), «Гитлер-югенд» («Гитлеровская молодежь», 1926 г.), союз студентов (1926 г.), организацию женщин (1931 г.) и союз школьников (1929 г.). Во вторую категорию так называемых «примыкающих» организаций входили благотворительная организация «народное благополучие» (1932 г.), союз врачей (1929 г.) и союз учителей (1927 г.).

    Чистка  и последующие мероприятия положили начало процессу заполнения государственного аппарата членами НСДАП. На 1 января 1935 г. члены нацистской партии составляли среди высших начальников служб государственного значения 62,8%, служб коммунального управления – 60,7 (в том числе в городах – 78,2 и в сельской местности – 59,9); в целом среди верхушки государственного аппарата их доля составляла 60,7%. Таким образом, менее чем за два года фашистской диктатуры почти 2/3 высших государственных постов заняли нацисты.

    Процесс сращивания государственного аппарата с нацистской партией был особенно заметен на организации СС. По мере усиления террористических функций НСДАП черная гвардия германского фашизма – эсэсовцы последовательно проникали в различные звенья государственного аппарата и устанавливали над ними контроль. Особенно возросло значение самого кровавого подразделения СС – службы безопасности (СД), являвшейся своеобразной партийной полицией.

    После прихода фашистов к власти развитие государственно-монополистического капитализма  пошло чрезвычайно быстрыми темпами. Этот процесс проходил в борьбе между  двумя группировками монополистического капитала, нашедшей отражение в не менее острых конфликтах внутри НСДАП.

    Перекроив на фашистский лад политическую структуру  страны, монополисты с помощью нацистской партии перешли к ускоренной реорганизации экономики, чтобы поставить ее на рельсы подготовки к войне. Технически и организационно высокоразвитая германская промышленность, сконцентрированная в руках немногих монополистов и уже располагавшая опытным аппаратом государственно-монополистического регулирования, могла без труда подвергнуться координации и быть поставлена на службу тотальному вооружению. Государственно-монополистическая банковская система также оказалась как нельзя более пригодной для финансирования вооружений.

    Ускоренная  милитаризация началась с первых дней фашистского режима. Перестройка экономики осуществлялась по пяти основным линиям: подготовка военно-сырьевой базы; форсированное развитие военной промышленности; осуществление после ликвидации безработицы, мероприятий по обеспечению военной промышленности рабочей силой; подготовка продовольственной базы; совершенствование органов регулирования и милитаризации всей страны.

    По  требованию Гитлера и Геринга  на заседании кабинета 8 февраля 1933 г. были полностью подчинены военным  потребностям все мероприятия по обеспечению работой, предприняты ранее правительством Шлейхера.

    Всю подготовку к войне возглавил  созданный 4 апреля 1933 г. под председательством Гитлера тайный военный кабинет. В него были включены Бломберг, Геббельс, Фрик и другие ведущие министры, а также представители монополий. Тайный военный кабинет – еще один образец сращивания государственного аппарата, монополий и верхушки НСДАП. Но решающие, еще более ускорившие процесс сращивания шаги были сделаны начиная со второй половины июля 1933 г. 15 июля 1933 г. были опубликованы два закона, ставшие важными вехами в развитии государственно-монополистического капитализма.

    Для координации экономики в масштабе всей страны был создан Генеральный совет германского хозяйства. Его состав ярко отражал классовую сущность фашистской диктатуры: в числе 16 членов в нем было 9 крупных монополистов, 4 крупных банкира и 2 крупных агрария.

    Второй  закон служил всемерному усилению концентрации капитала, стимулируемой фашистским государством. Закон предусматривал принудительное картелирование мелких предприятий. В первую очередь оно было проведено в металлургической промышленности. Число акционерных обществ уменьшилось, поскольку ликвидировались все общества с капиталом менее 100 тыс. марок и запрещалось образование новых с капиталом менее 500 тыс. марок. Ряд других декретов правительства был направлен на обеспечение крупным монополиям постоянного роста прибылей и неограниченной эксплуатации рабочего класса.

    Главнейшим  шагом на этом пути стал закон о  подготовке органического построения германской экономики от 27 февраля 1934 г. Закон внес коренные изменения в управление экономикой, распространив на нее принцип фюрерства. Все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики и возглавлялись «фюрером германского хозяйства» – Ф. Кесслером.

    Важным  рычагом порабощения рабочих стало антирабочее законодательство. Различные постановления и директивы регламентировали труд и быт рабочего. Наиболее тяжелые для рабочего класса последствия принес закон о порядке национального труда от 20 января 1934 г., разрекламированный фашистами как осуществление в Германии «социального мира и окончательной ликвидации классовой борьбы». Закон отменял все положения о заводских советах, тарифных договорах, третейских судах, все правила, регулировавшие продолжительность рабочего времени, охрану труда, внутренний распорядок и т. п.

    Владелец  предприятия становился его фюрером, который единолично мог устанавливать  расценки, нормы выработки, длительность рабочего дня, штрафы и наказания. Весь коллектив работающих объявлялся «дружиной фюрера», которая обязывалась соблюдать «верность» по отношению к нему. Вместо тарифной системы было введено так называемое «государственное регулирование», разрешавшее предпринимателю устанавливать тарифы для отдельного предприятия. Одним из наиболее тяжких преступлений против этого закона объявлялось «всякое злонамеренное нарушение трудового мира на предприятии», т. е. проведение забастовок в любых формах. Забастовки обычно заканчивались заключением в тюрьмы и концлагеря части или всех бастующих. Затем последовало распоряжение, запрещавшее в то время любое повышение тарифных ставок.

    Начиная со второй половины 1933 г. в фашистской Германии начал завязываться узел противоречий, которые грозили нарушить планы властителей третьего рейха. Противоречия охватили прежде всего господствующий лагерь. Разгорелась борьба между двумя основными монополистическими группировками за сверхприбыли в ходе тотального вооружения, за преобладающее влияние на государственный аппарат. Кроме того, возникли различные точки зрения на дальнейшие формы и методы подавления народных масс, на темпы вооружения и подготовки войны, на предстоящие акции по устранению Версальского договора. Среди нацистского руководства не было единого мнения по таким острым вопросам, как статут рейхсвера в фашистском государстве и политика по отношению к средним слоям после захвата власти. Не затихала постоянная грызня за распределение наиболее выгодных постов в фашистской иерархии. Острая борьба развернулась и по вопросу о роли и функциях государства и его взаимоотношениях с НСДАП после завершения процесса захвата фашистами власти.

    14 июля 1933 года НСДАП завершила  процесс монополизации политической  власти путем принятия «Закона против образования новых партий», такой закон  игнорировал конституцию, лишал Рейстаг власти и ликвидировал парламентскую систему.

    В ночь 30 июня 1934 года нацистское руководство  при помощи СС расправилось со своими политическими противниками по всей стране. В результате сговора монополий, военщины и нацистских заправил были убиты руководители штурмовых отрядов во главе с Ремом, прибывшие в Мюнхен на заранее назначенное «совещание». Убиты были также потенциально опасные генералы фон Шлейхер и фон Бредов, опальный нацистский деятель Г. Штрассер и многие другие. Всего было уничтожено 1184 человека.

    После смерти 2 августа 1934 г. Гинденбурга посты  президента и рейхсканцлера были объединены и Гитлер провозглашен главой государства и главнокомандующим вермахта. Кроме политических функционеров НСДАП ему обязаны были присягать теперь солдаты и офицеры вермахта и государственные чиновники.

    В политической сфере шла постепенная  смена бюрократических структур государства деспотической диктаторской властью фюрера. Кабинет министров собирался реже, а в 1938 году состоялось его последнее заседание.

 

     5. Открытая подготовка войны

    Начиная со второй половины 1934 г. фашистская Германия встала на путь еще более усиленной  подготовки войны. Усыпляя бдительность народов и правительств «призывами к миру» и клятвами в верности ему, Германия еще в октябре 1933 г. вышла из Лиги наций. Характерно, что монополии выразили Гитлеру благодарность за эту акцию. В марте 1935 г. фашистское правительство заявило, что оно отказывается выполнять статьи, запрещавшие ему создание военной авиации. 16 марта 1935 г. в стране была введена всеобщая воинская повинность и принят закон о строительстве вермахта. Гонка вооружений и подготовка населения к войне приняли лихорадочный характер.

    Программа деятельности фашистской партии на том  этапе была изложена на ее съезде в  сентябре 1935 г., названном нацистами «съездом свободы». В их понимании это означало отказ от Версальского договора и свободу вооружений. Во внутренней политике были выдвинуты три задачи: строительство и стабилизация внутренней организации НСДАП; воспитание всего народа в духе национал-социализма; устранение всех недовольных и колеблющихся из государственных и партийных органов.

    НСДАП выступала, как основная организующая сила подготовки страны к войне. Военизированные шествия отрядов СС и CA, военные парады и маневры стали неотъемлемыми мероприятиями ежегодных съездов НСДАП. Усилилась военизация всех примыкавших к НСДАП организаций. Особое внимание уделялось «Германскому трудовому фронту». В качестве основной цели ДАФ фашисты открыто декларировали создание «основ и предпосылок для организации немецкого военизированного общества». Приказом Гитлера от 24 октября 1934 г. ДАФ был поставлен под полный контроль фашистской партии, включая и его обширные денежные средства. Но в условиях нацистского варианта государственно-монополистической системы ДАФ служил одним из основных каналов, через который нацисты осуществляли политику социального маневрирования и демагогии, столь характерную для фашистских движений и режимов. ДАФ открывал нацистам доступ в самые широкие слои главной производительной части немецкого общества – рабочего класса.

    Милитаристский  характер носило и одно из главных  порождений нацистского варианта государственно-монополистического капитализма – трудовая повинность. Это средство борьбы с безработицей фашистская клика и монополии умело использовали для подготовки военных контингентов и объектов.

    Трудовая  повинность была впервые установлена  для студентов в мае 1933 г. и  распространена на остальную молодежь законами о «добровольной» (13 декабря 1934 г.) и обязательной трудовой повинности (26 июня 1935 г.). В преамбуле к последнему трудовая повинность провозглашалась «фундаментом» национал-социалистского государства. Все немецкие юноши и девушки обязаны были отбывать ее в специальных военизированных лагерях. 16 мая 1933 г. открылись первые лагеря, а к январю 1934 г. они охватили свыше 300 тыс. человек.

    В ходе усиленной фашизации всего  государственного аппарата особое внимание уделялось органам местного управления. Законом от 30 января 1935 г. об общинном управлении были значительно расширены права уполномоченных НСДАП в общинах. Без согласования с ними бургомистры практически не могли осуществить ни одно мероприятие. В государственном аппарате усиленно насаждалось «национал-социалистское мировоззрение». В июле 1938 г. было объявлено, что все официально не признавшие его чиновники подлежат немедленному увольнению, хотя в то время уже невозможно было и заикнуться о каком-либо непризнании. Существенные изменения были проведены в управлении полицией. С 1935 г. рейхсфюрер СС Гиммлер занял пост начальника политической полиции, а с июня 1936 г. он стал начальником всей полиции страны.

    Подразделения СС обильно финансировались монополиями. Значительным источником финансирования НСДАП и СС являлась конфискуемая собственность евреев и других «врагов государства» в Германии, а в дальнейшем – и на оккупируемых территориях.

    В 1937 г. нацисты раздули шумную кампанию вокруг составления планов строительства «мировой столицы тысячелетнего третьего рейха» – Берлина. Сам Гитлер, выдававший себя за архитектора, участвовал в планировании «монументального зала конгрессов» на 100 тыс. мест, высотой в 350 метров 1. Подобных бредовых планов было немало. Они выполняли пропагандистские функции.

    Идеологически политика экспансии, наряду с другими  доводами, обосновывалась лозунгом «народ без пространства». Отсюда делался вывод, что немецкий народ, для того чтобы жить лучше, должен завоевать «пространство без народа», т. е. истреблять население захваченных территорий. Этот экспансионистский лозунг оказывал роковое воздействие на миллионы немцев.

Информация о работе Становление фашистского режима в Германии, его механизм