Становление централизованного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

С 1462 года - времени прихода на московский престол Ивана 3-го (1462 - 1505 гг.) начинается новый этап в объединении русских земель и образовании единого централизованного государства. Формирование российского централизованного государства сопровождалось стремительным расширением границ. С 1462 по 1533 гг. территория государства выросла в 6.5 раза - с 430 тыс. км2 до 2.8 млн.

Содержание

Становление централизованного государства. (Вторая половина пятнадцатого века - начало шестнадцатого века).
Установление Советской власти. Гражданская война.
Тест. Выделите черты характерные для периода Дворянской империи:
политическая стабильность.
политическая реакция.
усиление крепостной эксплуатации.
быстрая смена политического курса.
расточительность двора.
фаворитизм.
усиление роли гвардии.
унижение русского национального самосознания.

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт. 
 

Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»

Вариант - 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1-го курса.

Факультет: финансово-кредитный 

Специальность: финансы и кредит (утро)

 Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Омск 2006 год.

План:

  1. Становление централизованного государства. (Вторая половина пятнадцатого века - начало шестнадцатого века).
  2. Установление Советской власти. Гражданская война.
  3. Тест. Выделите черты характерные для периода Дворянской империи:
        1. политическая стабильность.
        2. политическая реакция.
        3. усиление крепостной эксплуатации.
        4. быстрая смена политического курса.
        5. расточительность двора.
        6. фаворитизм.
        7. усиление роли гвардии.
        8. унижение русского национального самосознания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Становление централизованного государства. (Вторая половина пятнадцатого века - начало шестнадцатого века).

  С 1462 года - времени прихода на московский престол Ивана 3-го (1462 - 1505 гг.) начинается новый этап в объединении русских земель и образовании единого централизованного государства. Формирование российского централизованного государства сопровождалось стремительным расширением границ. С 1462 по 1533 гг. территория государства выросла в 6.5 раза - с 430 тыс. км2 до 2.8 млн.

  На  этот период приходится борьба за присоединение к Московскому княжеству Новгорода. Борьба Москвы с Новгородской феодальной республикой была очень острой. В1471 году на р. Шелони новгородское войско было разбито. В 1478 г. Земли Новгородской республики вошли в состав единого Русского государства. Старая система управления в Новгороде заменяется княжеским наместником. Исчезли старые удельные княжества: в 1463 г. в состав Московского княжества включаются Ярославские земли, в 1472 г. ликвидируется Дмитровский удел, в 1481 г. - Вологодское, в 1485 г. - Тверское великое княжество, в 1486 г. - Верейско - Белозерское, в 1491 г. - Углицкое княжество. В начале 16-го века устранена обособленность Пскова и Рязани. Таким образом, на рубеже 15-16 вв. завершается объединение Северо-восточной Руси и Новгорода. С 1480 г. Русь окончательно освобождается от татарского ига, а в 1490-х гг. уже Казанское ханство оказывается в вассальной зависимости от Москвы.

  Более того, в состав Русского государства вошли и территории, населенные другими народностями: ненцами, манси, коми-зырянами, коми-пермяками, карелами, саами. Таким образом, Русское государство становится многонациональным, структура его усложняется и характеризуется определенными имперскими чертами. Именно с этого времени для названия образовавшейся державы, одного из крупнейших государств в Европе, употребляется понятие «Россия».

  Процесс централизации предполагает не только объединение и присоединение новых территории. Централизация требует включения этих территории в систему правовых отношений, существующих в прежних территориях, обязательного учета местных особенностей и, возможно, нововведений в сложившуюся систему управления. Процесс оформления единой системы управления начался в 80-х гг. 15-го вв. и продолжался весь 16-й. Он шел в нескольких направлениях:

  1. сокращение территории удельных княжеств, лишение удельных князей государственных прав, превращение их в удельных вотчинников, ликвидация удельных княжеств.
  2. оформление социально - экономических отношении и государственного права.
  3. преобразование вооруженных сил и формирование единой, сильной армии.
  4. реформа местного управления.
  5. преобразование центральных органов управления до превращения их в политические органы единой страны.
  6. реформа финансовой системы.

Судебник 1497 года стал важнейшим законодательным документом этого периода. В нем закреплены итоги борьбы с удельной системой и феодальный характер государства. Все основные государственно-управленческие функции были отнесены к центральны органам.

  Центральную власть в стране осуществлял великий князь, обладавший высшей законодательной властью. Великий князь был и верховным главнокомандующим. Раздал землю с крестьянами служилым людям на условии несения ими военной службы и только в срок службы и без права передачи по наследству, а также без права продажи и вклада в монастырь. Таким образом, создавалось войско, полностью зависящее от государства. Боярство занимало командные позиции в вооруженных силах страны и государственном аппарате.

  Политическая  элита состояла из бояр, дворян  и высшей бюрократии (дьяков). При Великом князе работал совещательный орган - Боярская Дума из 12-16 бояр и окольничих. Бояре назначались в Думу по принципу  старшинства, по местническому счету, который определялся службой предков. Члены Думы одновременно ведали государственными отраслями: тысяцкий - военными делами, казначей - государственными финансами, дворецкий - дворовым хозяйством и т.д.

  Все большую роль в управлении государством начинают играть дьяки - чиновники великокняжеской канцелярии (казны). Дьяки ведали посольскими делами, вели делопроизводство по военным делам. Они были реальными исполнителями государевой воли, составляли аппарат Боярской Думы, Казны и дворцовых учреждений. По социальному происхождению дьяки не принадлежали к знати, а были выходцами из духовенства, купечества, что делало их полностью зависимыми от великого князя.

  Функции великокняжеской канцелярии выполняла казна.  Казна была хранилищем денег, драгоценностей, государственного архива и печати, ведала внешней политикой. Впоследствии из нее выделились приказы. При Иване 3 сложилась и система служебных отношений - местничество - распределение служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения. Местничество ограничивала возможности верховной власти в расстановке не родовитых людей, порождала вражду и недовольство в правящем слое общества. И все же по мере оформления государственно-административной системы увеличивался слой служилых людей небоярского происхождения, работающих на государственных управленческих должностях: думные дьяки, думные дворяне, думные докладчики и др.

  Еще  сохранялось самоуправление сословий - общины крестьян, горожан, дворянские  землячества, церковные и купеческие  корпорации и т.д. Центральная  государственная власть еще не была в состоянии все контролировать, управление осуществлялось через эти первичные социальные единства, которые получали значительный политический вес в обществе, что ослабляло влияние государства и его чиновников. 

  В  конце 15-го вв. экономическое и социальное положение крестьян постепенно ухудшается. Резко возросли государственные повинности. Вырос натуральный и денежный оброк. Крестьянам все чаще приходилось вести борьбу против захватов их земель светскими и духовными феодалами. Отказывались выполнять феодальные и государственные повинности. Учащаются переходы крестьян от владельца к  владельцу, из княжества в княжество внутри княжества. Крестьяне выступали против эксплуатации.

  Меняются функции крестьянской общины, особенно на черных землях. Главной задачей становится борьба за сохранение земельного фонда. Феодальное государство все больше было вынуждено считаться с общиной и использовать ее, особенно верхушку, в своих интересах. Среди крестьян наблюдается определенное земельное и имущественное неравенство. 

  В  свою очередь, государство и  феодалы начинают борьбу за  рабочие руки. В 1467 году был  принят первый документ на  Руси, ограничивающий право перехода  крестьян от феодала к феодалу  одним днем в году (14 ноября - Филиппов  день). Это была «псковская судная грамота». Но в Судебнике 1497 года вводился Юрьев день (26 ноября). Крестьянину отныне разрешалось перейти к другому феодалу за неделю до и неделю после этого срока, уплатив «пожилое» - плату за проживание на земле феодала.

  Преобразование вооруженных сил в 80-х гг. 15 -го века была также вызвана централизацией государства и направлена на ликвидацию дружинной системы и создание общерусской армии. Великие и удельные князья были лишены права в любое время отъезжать от Великого князя Московского и добровольно решать вопрос об участии в тех или иных военных действиях. Вместо свободы военного выбора было введено государственное подданство, свободные землевладельцы должны были нести воинскую службу в московском войске. Проводились и ременные дополнительные наборы в войско. В итоге увеличилась армия, появилась артиллерия, а с ней и пушечный сбор.

  К концу 15-го века оформилась финансовая система страны: введена единая денежная единица, право чеканки монеты закреплено за Государем, ликвидированы привилегии князей и бояр в сборе налогов и податей.

  Страна была поделена на уезды, границы уездов определялись рубежами бывших княжеств. Новгородская земля сохранила традиционное устройство - деление на пятины. Уезды в свою очередь делились на станы и волости. Власть в уездах принадлежала наместникам, а в станах и волостях - волостетелям.  Строгого порядка в назначении местных должностных лиц не сложилось. Наместники были высшими судебно-административными лицами и начальниками местных войск.

  Но  эффективность местного управления снижалась существовавшей системой «кормления». Наместники и волостетели получали право собирать в свою пользу судебные пошлины («присуд») и часть налогов («кормленческий доход»). Причем кормление было вознаграждением не за административную службу, а за прежнюю службу в войсках. Власть наместников и волостелей на местах ограничивалась и регламентировалась Судебником 1497 года, в котором содержались компетенция должностных лиц, нормы, наказания за особо опасные государственные преступления.

  Хозяйственное развитие Руси определяется дальнейшим ростом общественного разделения труда и расширением торговых связей. Быстрыми темпами развивалось хозяйство Северо-Восточных земель. Образование и рост городов. В разряд городов переходили села: Руза, Верея, Серпухов, Кашира. Возникали города и на основе собственно ремесленных промыслов или производств, на основе оружейного производства. Развивалась внутренняя торговля. Возникали ярмарки и торги, предвещавшие зарождение всероссийского рынка. Налаживались торговые связи с Сурожем (Крым), Заморьем (Малая Азия), Константинополем и прикаспийскими государствами.

  Распространялось православное христианство, формировалась русская нация и складывалась феодально-крепостническая монархия.

  Таким образом, на рубеже 15-16 вв. завершается объединение Северо-восточной Руси и Новгорода. В России формируется самодержавная феодальная монархия, в которой политическая власть принадлежала Великому князю. Однако центральная власть была ограничена, так как еще не сложился разветвленный государственный аппарат, сохранились пережитки феодальной раздробленности, не определились таможенные границы, приказы не получили широкого развития.

  Начинается формирование рынка и русской наций. Единое Русское государство при Иване 3 восстанавливает разорванные когда-то дипломатические и культурные связи с Европой. Иван 3 первым из русских князей начинает приглашать иностранных специалистов, прежде всего архитекторов и художников. Уделял внимание Иван 3 и повышению авторитета Русского государства в идеологическом отношении. Москва все чаще начинает рассматриваться как наследница православной Восточной Римской империи (Византии).  

2. Установление Советской власти. Гражданская война.

  К осени 1917 года ситуация в стране уже не контролировалась Временным правительством и это означало неизбежность установления режима диктатуры (правой или левой).

  Каковы были возможности установления той или иной диктатуры летом - осенью 1917 года? Установление военной диктатуры было мало вероятным. К осени 1917 года генералы оказались без войска, армия окончательно развалилась, солдаты не хотели воевать с немцами. Единственная сила, на которую в это время могла опереться военная контрреволюция, были казаки, но они были ненадежны. Другой альтернативой было установление рабоче-крестьянской власти во главе с политической партией, способной организовать эту власть и успокоить страну. Был еще один вариант событий - объединение большевиков, меньшевиков и эсеров и взятие власти через Советы или какую - то другую форму власти. Такой союз имел бы мощную социальную базу, так как рабочие и солдаты в марте - апреле 1917 года выступали за создание Советского правительства.

  Поэтому  большевики, особенно с приездом  В.И.Ленина, сделали ставку на  переход власти к Советам и неизменно добивались этого, используя сначала мирные средства, а затем и вооруженное восстание. Среди большевиков были и сторонники более тесного сотрудничества с меньшевиками и эсерами. Большевики к весне 1917 года разработали курс на революцию. Основные положения этой программы были изложены В.И.Лениным в докладе «О задачах пролетариата в данной революции», основу которого составляли «Апрельские тезисы». В докладе определялась форма нового государственного устройства - республика Советов как форма диктатуры пролетариата, а также экономическая программа большевиков. В тех условиях предполагался мирный переход власти к Советам. 

Информация о работе Становление централизованного государства