Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:05, реферат
Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Под эту волну также попадали и по социальному признаку. Однако значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями.
Введение ……………………………………………………………………..3 стр.
Основная причина массовых репрессий……………………….…….5 стр.
Жертвы массовых репрессий………...…………………………...…..7 стр.
Ряд открытых судебных процессов………………………………….9 стр.
Масштабы репрессий……………...………………………………...11 стр.
Вывод…………………………………………………………………...…...12 стр.
Список использованной литературы……………………………………...13 стр.
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...13 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина прошло чуть более 50 лет, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники. Эта тема очень интересна для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться в той действительности, с которой мы знакомы только лишь со страниц учебников.
Идеологическая сторона Сталинских репрессий сформировалась еще в годы гражданской войны, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года, как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России (уничтожение «классовых врагов», борьба с национализмом и «великодержавным шовинизмом» и т. д.).
Новый подход был сформулирован на пленуме ЦК ВКП (б) в июле 1928 года:
«Мы говорим часто, что развиваем социалистические формы хозяйства в области торговли. А что это значит? Это значит, что мы тем самым вытесняем из торговли тысячи и тысячи мелких и средних торговцев. Можно ли думать, что эти вытесненные из сферы оборота торговцы будут сидеть молча, не пытаясь сорганизовать сопротивление? Ясно, что нельзя.
Мы говорим часто, что развиваем социалистические формы хозяйства в области промышленности. А что это значит? Это значит, что мы вытесняем и разоряем, может быть, сами того не замечая, своим продвижением вперёд к социализму тысячи и тысячи мелких и средних капиталистов-промышленников. Можно ли думать, что эти разорённые люди будут сидеть молча, не пытаясь сорганизовать сопротивление? Конечно, нельзя.
Мы говорим часто, что необходимо ограничить эксплуататорские поползновения кулачества в деревне, что надо наложить на кулачество высокие налоги, что надо ограничить право аренды, не допускать права выборов кулаков в Советы и т. д., и т. п. А что это значит? Это значит, что мы давим и тесним постепенно капиталистические элементы деревни, доводя их иногда до разорения. Можно ли предположить, что кулаки будут нам благодарны за это, и что они не попытаются сорганизовать часть бедноты или середняков против политики Советской власти? Конечно, нельзя.
Не ясно ли, что всё наше продвижение вперёд, каждый наш сколько-нибудь серьёзный успех в области социалистического строительства является выражением и результатом классовой борьбы в нашей стране?
Но из всего этого вытекает, что, по мере нашего продвижения вперёд, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать всё больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперёд рабочего класса и основных масс крестьянства.
Нельзя представлять дело так, что социалистические формы будут развиваться, вытесняя врагов рабочего класса, а враги будут отступать молча, уступая дорогу нашему продвижению, что затем мы вновь будем продвигаться вперёд, а они - вновь отступать назад, а потом "неожиданно" все без исключения социальные группы, как кулаки, так и беднота, как рабочие, так и капиталисты, окажутся "вдруг", "незаметно", без борьбы и треволнений, в лоно социалистического общества. Таких сказок не бывает и не может быть вообще, в обстановке диктатуры-пролетариата - в особенности.
Не бывало и не будет того, чтобы отживающие классы сдавали добровольно свои позиции, не пытаясь сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет того, чтобы продвижение рабочего класса к социализму при классовом обществе могло обойтись без борьбы и треволнений. Наоборот, продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы.» (И. В. Сталин, Речь «Об индустриализации и хлебной программе» 9 июля 1928 года на пленуме ЦК ВКП(б)).
Жертвами
репрессий становились не только активные
политические противники большевиков,
но и люди, просто выражавшие несогласие
с их политикой или просто заложники. Под
эту волну также попадали и по социальному
признаку. Однако значительная часть жертв
сталинских репрессий была членами Коммунистической
партии, партийными, советскими, военными
и прочими руководящими деятелями.
1. ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ
Российский исследователь С.А. Воронцов при анализе становления механизма массовых репрессий в 1930 - е годы предлагает принять во внимание следующие факторы.
Переход к политике форсированной коллективизации сельского хозяйства, индустриализации и культурной революции, который требовал значительных материальных вложений или привлечения бесплатной рабочей силы (указывается, например, что грандиозные планы освоения и создания промышленной базы в районах севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока потребовали перемещения огромных людских масс) .
Цели этой политики заключалась в:
Для решения этих задач было необходимо мобилизовать усилия всего населения страны и обеспечить абсолютную поддержку государственной политики, и нейтрализовать потенциальную политическую оппозицию, на которую мог опереться противник.
Впоследствии, новая политика привела государство к резкому падению уровня жизни населения и к массовому голоду. Сталин и его окружение понимали, что это увеличивает число недовольных режимом и пытались изобразить «вредителей» и саботажников - «врагов народа» ответственными за все экономические трудности, а также аварии в промышленности и на транспорте, бесхозяйственность и т. п.
Некоторые последователи (И.С. Шишкин, В.А. Мичурин) Л.Н. Гумилёва полагают, что суть сталинских репрессий состояла в физическом уничтожении большинства активных членов общности людей, которую они называют «антисистемой большевиков». По их мнению, именно репрессии позволили стать реальностью «лучшим свершениям сталинской эпохи», особенно победе в Великой Отечественной войне.
2. ЖЕРТВЫ МАССОВЫХ РЕПРРЕССИЙ
В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» — «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны. Таким образом, государство уничтожало основную социальную группу сельского населения, способную организовать и материально поддержать сопротивление проводившимся мероприятиям.
Масштабы сопротивления коллективизации были такими, что захватили далеко не только кулаков, но и многих середняков, противившихся коллективизации. И это поспособствовало тому, что в списки кулаков могли попасть не только зажиточные семьи, но практически любой крестьянин, всего лишь получая статус «подкулачника».
30
января 1930 года Политбюро ЦК ВКП
(б) приняло постановление «О
мероприятиях по ликвидации
Всего за 1930—1931 годы, как указано в справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932—1940 гг. в спецпоселения прибыло еще 489 822 раскулаченных.
Чистки проводились и в органах ВЧК—ОГПУ—НКВД. Ещё в начале 1920-х годов из «органов» был убран ряд «излишне активных» деятелей красного террора. (Я не понимаю, что я должна здесь исправить. Или просто пояснить, что это были большевики, которые значительно превышали свои полномочия?)
Крупная чистка была проведена, когда ведомство возглавил Ягода. В сентябре 1936 Ягода был перемещён на пост наркома связи, а в 1937 — арестован. В феврале 1938 он предстал на Третьем московском процессе, где был обвинён в сотрудничестве с иностранными разведками и убийстве Максима Горького.
6 сентября 1936 наркомом внутренних дел вместо Ягоды был назначен Ежов, под руководством которого были проведены Второй и Третий Московские процессы и расследовано «Дело военных». Сама чистка 1937—1938 годов ассоциируется, в первую очередь, с именем Ежова («ежовщина»).
Из сотрудников госбезопасности с 1 октября 1936 г. по 15 августа 1938 г. было арестовано 2273 человека, из них за «контрреволюционные преступления» — 1862. (Имя Ежова упомянуть неплохо бы) После прихода Берии за 1939 год к ним прибавилось еще 937 человек. Часть из них была, потом освобождена и восстановлена в органах.
3. ОТКРЫТЫЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В период 1936—1938 гг. состоялись три больших открытых Московских судебных процесса. Судили бывших деятелей ВКП(б), которые были в 20-30-е годы связаны с троцкистской или правой оппозицией.
Первый
Московский процесс над 16 членами
так называемого «Троцкистско-
В одну группу входили известные большевики, участвовавшие в 1926—1927 гг. в «объединенной оппозиции»: Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Е. Евдокимов, И. П. Бакаев, С. В. Мрачковский, В. А. Тер-Ваганян, И. Н. Смирнов, Е. А. Дрейцер, И. И. Рейнгольд, Р. В. Пикель, Э. С. Гольцман
Они обвинялись в том, что:
В другую группу входили 5 бывших членов Компартии Германии, эмигрировавших в СССР: Фриц-Давид (И.-Д. Круглянский), В. П. Ольберг, К. Б. Берман-Юрин, М. И. Лурье, Н. Л. Лурье.
Они обвинялись в том, что, будучи якобы членами подпольной троцкистско-зиновьевской террористической организации, являлись активными участниками подготовки убийства руководителей партии и правительства.
Второй Московский процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 прошёл над 17 менее крупными руководителями. 13 человек были расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.
Третий Московский процесс в марте 1938 состоялся над 21 членами так называемого «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Рыков, Раковский, Крестинский и Ягода — организатор первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трёх, были казнены.