Сталинские репрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:41, доклад

Описание работы

Антисталинская оппозиция не могла сложиться в легальную группировку, в этом заключалась опасность для правящей олигархии — Сталина. Его сторонники не могли точно знать, кто в действительности находится на их стороне, а кто готов внезапно выступить против. При этом число противников под влиянием трудностей 1930—1933 гг. возрастало, что в сверхцентрализованной структуре могло стать питательной средой для дворцовых переворотов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.53 Кб (Скачать)

     Антисталинская оппозиция не могла сложиться в легальную группировку, в этом заключалась опасность для правящей олигархии — Сталина. Его сторонники не могли точно знать, кто в действительности находится на их стороне, а кто готов внезапно выступить против. При этом число противников под влиянием трудностей 1930—1933 гг. возрастало, что в сверхцентрализованной структуре могло стать питательной средой для дворцовых переворотов. Для смены курса было необходимо лишь сменить узкую правящую группу. Отсюда вытекала готовность диктатора применять «превентивные репрессии» против партийных группировок, которые могли нести для Сталина и его группы даже потенциальную угрозу.

     Угрозу  сталинской политике показал и Семнадцатый  съезд ВКП(б), подавляющее большинство делегатов которого было уничтожено во время Большого террора. При выборах ЦК против Сталина голосовали десятки делегатов (это была только часть недовольных, решившаяся на такой шаг). 1 декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. Сталин использовал это убийство как повод для постепенного развертывания террора против партийных кадров. В условиях тоталитарного режима террор оказывался наиболее действенным средством борьбы за сохранение власти правящей группой. Уничтожая сотни тысяч людей, преданных идее коммунизма, Сталин мог преследовать цели устранения элиты, саботирующей его курс и представлявшей потенциальную опасность, или (и) разгрома реально складывающегося заговора с целью устранения вождя и изменения курса.

Большого  террор - массовое уничтожение в 1937—1938 партийно-государственных кадров, интеллигенции и других людей в СССР, подозреваемых в оппозиционных настроениях, осуществлялся по инициативе И. В. Сталина.

Удар по партийным и государственным  кадрам Сталин начал с силовых  и карательных органов. Военные  и партийные кадры были тесно  связаны, и Сталин опасался, что в  случае террора против партийно-государственных  работников армия может за них  заступиться и свергнуть руководство  ВКП(б). В мае-июне 1937 была разгромлена часть руководства вооруженных сил. В апреле 1937 был арестован кандидат в члены Политбюро Я. Э. Рудзутак. Это было начало террора в эшелонах высшего партийного руководства. В мае 1937 года НКВД приступило к систематическим арестам всех, кто подозревался в оппозиционных взглядах. Среди них оказались сотни тысяч руководителей партии, включая членов Политбюро, директора и чиновники, деятели культуры и просто случайные люди, чем-то не угодившие следователям НКВД. Арестованными набивали и без того переполненные камеры, подвергали пыткам и издевательствам, добиваясь признаний в самых невероятных преступлениях. Многие сознавались в том, что взрывали поезда, отравляли своих знакомых, передавали информацию разведкам иностранных держав.

Сталин внимательно  следил за настроениями партийных интеллигентов  и уничтожал всех, кого подозревал в оппозиционных идеях. Были уничтожены выдающийся режиссер, идейный коммунист  В. Э. Мейерхольд , писатели и поэты, допускавшие иносказательную критику советской системы И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк и О. Э. Мандельштам.

Были арестованы даже члены Политбюро, такие как  П. П. Постышев , Р. И. Эйхе,В. Я. Чубарь По некоторым данным, готовился процесс над радикальными «сталинистами», которых можно было бы обвинить, помимо прочего, в издержках большого террора.

29 апреля 1938 года Эйхе был арестован и  обвинён в создании «латышской  фашистской организации». На следствии  подвергался пыткам. В январе 1954 года бывший начальник 1-го  спецотдела НКВД Л. Ф. Баштаков показал следующее:

 «На моих  глазах, по указаниям Берия, Родос  и Эсаулов резиновыми палками жестоко избивали Эйхе, который от побоев падал, но его били и в лежачем положении, затем его поднимали, и Берия задавал ему один вопрос:

 „Признаёшься, что ты шпион?“ Эйхе отвечал  ему: „Нет, не признаю“. Тогда  снова началось избиение его  Родосом и Эсауловым, и эта кошмарная экзекуция над человеком, приговорённым к расстрелу, продолжалась только при мне раз пять. У Эйхе при избиении был выбит и вытек глаз. После избиения, когда Берия убедился, что никакого признания в шпионаже он от Эйхе не может добиться, он приказал увести его на расстрел».

     К арестованным применялись так называемые „стойки“, „конвейерные допросы“, заключение в карцер, содержание в специально оборудованных сырых, холодных или очень жарких помещениях, лишение сна, пищи, воды, избиения и различного рода пытки. Из письма заместителя командующего Забайкальским военным округом комкора Лисовского: „…Били жестоко, со злобой. Десять суток не дали минуты сна, не прекращая истязаний. После этого послали в карцер… По 7-8 часов держали на коленях с поднятыми вверх руками или сгибали головой под стол и в таком положении я стоял также по 7-8 часов. Кожа на коленях вся слезла, и я стоял на живом мясе. Эти пытки сопровождались ударами по голове, спине“.

Репрессивная  машина, обладая собственными интересами, фабриковала «дела» не только по команде  сверху, но и по собственной инициативе, пользуясь любыми сигналами.

По данным КГБ СССР в 1930—1953 гг. репрессиям подверглись 3.778.234 человека, из которых 786.098 было расстреляно, а остальные направлены в гигантские рабовладельческие хозяйства системы ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений). В целом сталинские репрессии сыграли не только огромную разрушительную роль, но способствовали  торможению развития страны на стадии тоталитарного режима.

Информация о работе Сталинские репрессии