Сталин

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 02:11, реферат

Описание работы

Личность Иосифа Сталина настолько противоречива, что многие ученые еще долго будут спорить о том, как оценивать его роль в истории.
Для того чтобы понять внутренний мир Сталина, необходимо учесть, что все кого он знал, могли принадлежать только к одной из двух категорий – друзья, которым можно было доверять, или враги, против которых нужно было вести борьбу. Ведь человек, которого пока еще нельзя перечислить ни к друзьям, ни к врагам, потенциально мог стать как тем, так и другим.
Такой способ оценки людей сформировался под влиянием определенных событий. Негативный опыт, приобретенный Сталиным в детстве и связанный с жестокостью его отца по отношению к нему самому и к его матери. В результате это в юношеские годы он стал жестче и проявлял в своем характере мстительность и враждебность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3с

Глава I. Годы становления………………………………………………….4с

Глава II. Профессиональный революционер……………………………...8с

Глава III. 1917 г…………………………………………………………….11с

Глава IV. Сталин во время гражданской войны……………………….....13с

Заключение………………………………………………………………....15с

Список используемой литературы………………………………………..16с

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 49.70 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………….3с

Глава I. Годы становления………………………………………………….4с

Глава II. Профессиональный революционер……………………………...8с

Глава III. 1917 г…………………………………………………………….11с

Глава IV. Сталин во время гражданской войны……………………….....13с

Заключение………………………………………………………………....15с

Список используемой литературы………………………………………..16с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Личность  Иосифа Сталина настолько противоречива, что многие ученые еще долго будут  спорить о том, как оценивать  его роль в истории.

    Для того чтобы понять внутренний мир  Сталина, необходимо учесть, что все  кого он знал, могли принадлежать только к одной из двух категорий –  друзья, которым можно было доверять, или враги, против которых нужно  было вести борьбу. Ведь человек, которого пока еще нельзя перечислить ни к  друзьям, ни к врагам, потенциально мог стать как тем, так и  другим.

    Такой способ оценки людей сформировался  под влиянием определенных событий. Негативный опыт, приобретенный Сталиным в детстве и связанный с жестокостью его отца по отношению к нему самому и к его матери. В результате это в юношеские годы он стал жестче и проявлял в своем характере мстительность и враждебность.

    Также нельзя не признать то, что у Сталина  были все основания гордиться  собой. По каким бы критериям не оценивали  деятельность Сталина, к середине 20-х  годов он сделал головокружительную карьеру. Он был выходцем «из ниоткуда», его родители – бедные люди, жили в провинции. Но Сталин сумел занять руководящее положение в партии большевиков и непосредственно  сотрудничал с Лениным.

    Вместе  с тем Сталин во многом не соответствовал избранному им героическому образу революционера. Ему не удалось добиться известности, которая уступала бы только ленинской. Обладая незаурядными способностями и преданностью делу партии, он, тем не менее, не был человеком настолько выдающимся, чтобы добиться значительного успеха как революционера.

      
 

Глава I. Годы становления 

    Из  четырех детей Виссариона и Екатерины  Джугашвили остался в живых только последний, Иосиф, родившейся 21 декабря 1879 года. В раннем возрасте его звали  Сосо, обычным грузинским уменьшительным именем для Иосифа. Полуграмотные родители из крестьян (потомки крепостных) были бедны и жили в небольшом, взятом в аренду домике на окраине Гори, в так называемом русском квартале, рядом со старыми русскими армейскими бараками.

Гори расположен в гористой местности на востоке  Грузии, примерно в 45 милях к северо-западу от Тифлиса. В те времена он являлся  уездным центром Тифлисской губернии. На протяжении всей истории его неоднократно разрушали землетрясения. В прошлом  один из пунктов караванного пути, этот город стал станцией главной  железнодорожной линии, построенной  в 1871 году и соединившей черноморский порт Поти с Тифлисом. К моменту  рождения Сосо город насчитывал 8-9 тыс. жителей.

    О его предках известно немного. Прадед по отцу, по имени Заза Джугашвили, в начале XIX века участвовал в крестьянском восстании против русских и затем нашел убежище в деревне Диди-Лило близ Тифлиса. Его сын Вано развел в этой деревне виноградник, и здесь у Вано родился сын Виссарион, по прозвищу Бесо. После смерти отца Бесо поселился в Тифлисе и нашел работу на кожевенном заводе Адельханова, где обучился сапожному ремеслу. Через некоторое время некий Барамов открыл в Гори сапожную мастерскую, и среди нанятых им на работу был и Джугашвили. В Гори Бесо познакомился и вступил в брак с Екатериной Геладзе, из семьи бывших крепостных, проживавших в соседнем селении Гамбареули. После отмены в Грузии крепостного права в 1864 г. (на три года позднее, в чем самой России) семья Геладзе переселилась в Гори. Тогда Екатерине было 9 лет, когда же родился Сосо немногим более двадцати, к тому времени она уже похоронила троих детей.

    Джугашвили  снял домик, который состоял из единственной маленькой комнаты. Стол, четыре табуретки, кровать, небольшой буфет с самоваром, настенное зеркало и сундук и  семейными пожитками - вот и вся  обстановка.

    По  описаниям, Бесо Джугашвили был худощавым, с черными волосами, бородой и усами. Современники отмечали, что в молодости Сосо внешне очень походил на отца. Достоверно известно, что Бесо был суровым, вспыльчивым человеком и большим любителем выпить. В конце концов он умер после драки в трактире. Екатерина и Сосо постоянно страдали от его побоев. В 1885 г., когда Сосо было пять лет, Бесо вернулся на фабрику Адельханова в Тифлисе, не порывая, однако, связи с семьей. Между тем Екатерина с трудом сводила концы с концами, работая прачкой, швеей и кухаркой в богатых домах Гори.

    Сосо Джугашвили оказался не по годам развитым, способным в учении, энергичным, физически подвижным ясноглазым ребенком, большим любителем всяческих забав. Обладая хорошим голосом, он пел в школьном хоре горийской церкви. Роста был небольшого, вероятно, не более 1 метра 63 см. Перенесенная в детстве оспа оставила на лице свои следы.

    Ценным  источником информации о начальном  периоде жизни Джугашвили являются опубликованные в Берлине мемуары  его бывшего близкого друга и  школьного товарища (в Гори) - Иосифа Иремашвили. Иремашвили, для которого квартира Джугашвили стала вторым домом, вспоминал приятеля как худого, но крепкого мальчика, с упорным безбоязненным взглядом живых темных глаз на покрытом оспинами лице, с гордо откинутой головой и внушительным, дерзко вздернутым носом. Отличался равнодушием с окружающими; его не трогали радости и печали товарищей по училищу, никто не видел его плачущим. Характеристика заканчивалась словами: "Для него высшая радость состояла в том, чтобы одержать победу и внушить страх... По-настоящему любил он только одного человека - свою мать. Как мальчик и юноша он был хорошим другом для тех, кто подчинялся его властной воле"1.

Иремашвили вспоминает о Екатерине Джугашвили как о благочестивой и трудолюбивой женщине, сильно привязанной к сыну. Она обычно носила традиционную одежду грузинских женщин, пользовалась в общине уважением и по странному обычаю посвятила свою жизнь служению богу, мужу и сыну. Отсюда, однако, не следует, что Екатерина обладала мягким и покорным нравом. Подобное предположение противоречило бы тому образу, который сам Сталин нарисовал в беседе с дочерью Светланой в 40-е годы. По словам Светланы, Сталин на протяжении всей жизни был самого высокого мнения о матери, которую считал умной женщиной, хотя и не получившей образования. Она хотела, чтобы сын стал священником, и всегда сожалела о том, что этого не произошло. На основании этих фактов можно прийти к заключению, что Екатерина была женщиной строгой и решительной, твердой и упрямой, требовательной к себе и что все эти качества перешли к сыну, который больше походил на нее, чем на отца.

    Привязанность, которую Сосо Джугашвили испытывал к своей матери, резко отличалась от его чувств по отношению к отцу. Иремашвили рассказывает о жестоких побоях, которыми часто награждал ребенка пьяный Виссарион, о постоянно возраставшей антипатии Сосо к отцу. Живя под постоянной угрозой выходок вспыльчивого Виссариона и наблюдая с возмущением, как матери приходилось ночами работать на швейной машине, так как Виссарион пропивал почти все свое небольшое жалованье, Сосо начал ненавидеть этого человека и по возможности избегать его. В характере Сосо появились мстительность, свойственная ему в дальней жизни; он был бунтарем против отеческой власти в любом проявлении. "Незаслуженные страшные побои, - писал Иремашвили, - сделали мальчика столь же суровым и бессердечным, каким был его отец. Поскольку люди, наделенные властью над другими благодаря своей силе или старшинству, представлялись ему похожими на отца, в нем скоро развилось чувство мстительности ко всем, кто мог иметь какую-либо власть над ним. С юности осуществление мстительных замыслов стало для него целью, которой подчинялись все его усилия". В 1890 г., когда Сосо было 11 лет, Бесо умер от ножевого ранения, полученного в пьяной драке. "Ранняя смерть отца не произвела на ребенка никакого впечатления, - замечает Иремашвили. - Он ничего не потерял со смерти человека, которого должен был называть отцом".

    Таким образом, Сосо Джугашвили вырос в обстановке острого семейного конфликта и материальной нужды. С 1888 г. Сосо зачислили в училище. Учитывая бедственное положение семьи, ему определили ежемесячную стипендию в 3 рубля и, кроме того, разрешили Екатерине зарабатывать в месяц до 10 рублей, прислуживая учителям.

    Сосо начал рассматривать себя человеком, который обязан превосходить других в любой деятельности: в мальчишечьей борьбе, в преодолении крутого утеса или в учебе. Ему передалась вера матери в собственную способность добиться многого. И для этой веры были веские основания, когда он начал посещать духовное училище, он проявил незаурядные дарования. Привыкнув к постоянному восхищению матери, он с возрастом стал воспринимать подобное отношение как должное, не только ожидая почитания, но и стремясь быть достойным его. Поощряемый поклонениям матери, Сосо и сам стал идеализировать себя. 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Профессиональный революционер. 

    Готовиться  к роли профессионального революционера  Джугашвили начал еще до того, как  бросил семинарию. Оставив семинарию, Джугашвили продолжал работать пропагандистом кружка самообразования рабочих  железнодорожных мастерских Тифлиса, в котором его знали как  Сосо. В конце марта 1900 г., в период повальной безработицы и широких волнений в Грузии, полиция, проводя облаву на местных социал-демократических активистов, устроила обыски в его комнате при обсерватории. Когда пришла полиция, Джугашвили дома не было, и он, узнав о случившимся, ушел в подполье, избежав ареста ценою потери рабочего места в обсерватории.

    О деятельности Джугашвили в последующие  месяцы известно мало. Вместе с Джибладзе и другими он готовил в августе 1900 г. Крупную, но безуспешную забастовку железнодорожных рабочих Тифлиса. В тот же период он познакомился с прибывшим в Тифлис другом Ленина, эмиссаром «Искры» Виктором Курнатовским и нашел в этом русском революционере-марксисте одного из первых своих наставников. Вместе с Ладо Кецховели и его единомышленником Александром Цулукидзе Сосо разрабатывал план создания грузинской газеты «Брдзола», которая начала печаться в 1901 г. В подпольной типографии «Нина». Постепенно он приобрел достаточное влияние в местных марксистских кругах, чтобы на партийной конференции, проходившей в Тифлисе в ноябре 1901 г., быть избранным в состав Тифлисского социал-демократического комитета, который действовал с 1898 г.

    В эти первые годы Джугашвили участвовал в революционной деятельности и  политических спорах местных марксистов. Он отстаивал воинственную позицию  в агрессивном, фракционистском стиле, что создало ему среди грузинских марксистов репутацию человека с тяжелым характером, вечного возмутителя спокойствия.

      Волнения в ряде промышленных центров Закавказья нарастали, возможно, под влиянием батумской демонстрации 9 марта, и власти решили разделаться с социал-демократическими активистами. Ночью 5 апреля 1902 г. Во время заседания Батумского социал-демократического комитета были арестованы Джугашвили и другие его члены. После годичного пребывания в батумской и шестимесячного заключения в кутаисской тюрьмах его отправляют на 3 года в ссылку в село Новая Уда Иркутской губернии. На место он прибыл в конце ноября 1903 г., а в начале следующего года уже совершает побег и добирается до Тифлиса. Впоследствии такое происходило неоднократно. По сведениям, приведенном в официальной биографии, между 1902 и 1913 гг. Джугашвили арестовывался восемь, отправлялся в ссылку семь и бежал с мест ссылки шесть раз. Не удалось ему бежать только из ссылки, к которой он был приговорен в 1913 г., из которой его освободила февральская революция. Так как в последний раз его заслали в такое отдаленное место на севере Сибири, сбежать откуда было трудно.

    Вернувшись  в феврале 1904 г. В Тифлис, Джугашвили снова с головой ушел в подпольную партийную работу. Также Джугашвили активно участвовал в грузинских событиях 1905 г., но его революционная  роль не была особенно заметной. Он выступил на некоторых массовых митингах, выпустил несколько агитационных прокламаций  и написал ряд статей, касавшихся революционной ситуации и внутрипартийных  разногласий. Ездил по Грузии как  организатор и пропагандист большевизма.

    В январе 1909 г. Джугашвили отправляют из Вологодской городской тюрьмы на место ссылки в Сольвычегодск. По дороге, передвигаясь, по всей видимости, пешком, он заболевает тифом, какое-то время находится в больнице в  Вятке и достигает Сольвычегодска только к концу февраля. Через  четыре месяца Джугашвили бежит на юг и в июле 1909 г. Опять объявляется  в бакинском подполье. В марте 1910 г. Его вновь арестовывают и, продержав  в Баиловской тюрьме, в начале сентября возвращают в Сольвычегодск, предварительно вручив предписание кавказского наместника, воспрещающее проживание на Кавказе в течение пяти лет. Отбыв двухгодичную ссылку в Сольвычегодске, Джугашвили избирает Вологду местом жительства под надзором полиции. В сентябре он нелегально выезжает в Петербург по фальшивому паспорту на имя Чижикова, где устанавливает связь с Сергеем Аллилуевым и другими большевиками. После ареста в декабре его высылают в Вологду на три года, но в начале 1912 г. Он снова бежит. И это был еще не последний побег.

    С невестой Екатериной Сванидзе Джугашвили мог познакомиться через ее брата  Александра, который учился вместе с ним в Тифлисской семинарии. Хотя Иремашвили утверждает, что бракосочетание состоялось в 1903 г., оно, по-видимому, произошло или в 1902 г., до первого ареста и высылки Джугашвили, или же в 1904 г., т.е. после этих событий.

Информация о работе Сталин