Ссыльные
поляки – исследователи
Западной Сибири
В XIX веке интерес
польских исследователей к русской
культуре значительно усилился в
связи с тем, что на территориях,
заселенных русскими, некоторое время
проживали тысячи поляков (политических
ссыльных, военных, царских чиновников
и пр.). Некоторые из польских ссыльных,
сосланных в Сибирь за участие
в восстаниях 1831, 1853 годов проявляли
интерес к этнографии и составляли
описания, опубликованные впоследствии
на родине отдельными книгами или
в периодических изданиях. До настоящего
времени эти “дневники”, “записи”,
“воспоминания” лишь в незначительной
степени привлекаются учеными, прежде
всего, видимо, ввиду отсутствия переводных
публикаций (Фурсова, 1987). Следует заметить,
что среди прочих ссыльных в сибирские
края, именно польские повстанцы уделяли
внимание описанию традиционно-бытовой
культуры русского населения, почему нередко
их работы включают интересные подробности,
являясь ценными этнографическими
источниками. Среди многих сосланных в
Сибирь участников Ноябрьского 1831 года
восстания был Юзеф Кабылецки, который
по возвращению в Варшаву в 1837 году издал
труд “Wiadomosc o Syberyi i podroze wniej odbyte w latach 1831-1834”.
Значительную часть своей книги автор
посвятил описанию культуры и быта давно
мигрировавших сюда крестьян-старожилов,
казаков, старообрядческих групп. Повествуя
о домах сибирских крестьян, традиционной
одежде, Кабылецки иногда отмечал даже
очень мелкие детали. В его работе можно
найти сведения о традиционных забавах
зимнего периода календаря, прежде всего
то, что поразило поляка своей “непохожестью”
на родные обычаи (катания на санях, взятие
снежных крепостей, битвы на метлах и пр.).
Автор сообщает о “специальных” венках,
спускаемых на воду во время Зеленых Святок
(день Святой Троицы), устраиваемых на
Масленицу маскарадах. Значительную часть
работы поляк посвятил описанию свадьбы,
где он увидел и уточнил роли “пана молодого”
и всех участников свиты (дружки, подружья,
тысяцкого). Польская писательница Ева
Фелиньска отбывала ссылку в городе Березове
на севере Тобольской губернии в 1839-1841
гг. В своих воспоминаниях она описала
стороны жизни разных социальных слоев
березовцев первой половины XIX века. Как
женщина, Фелиньска прежде всего обратила
внимание на меcтные наряды: ее поразила
добротность костюма сибирских горожанок,
его демократичность. Полячку удивлял
значительный достаток, какой наблюдался
у богатых купцов, при котором даже на
“наибеднейшей батрачке можно найти белое
тонкое белье (иного никто не носит) и,
если не много, то хоть один салоп из праздничного
материала, крытый лисами либо писцами
с собольим воротником”. Описывая богатый
наряд замужних женщин, она подчеркивала,
что “только убор на головах отличал чиновничьих
жен от неблагородных: первые носили небольшие
чепцы, а другие шелковый разноцветный
платок, придавая голове форму дыни”.
Однако уже в то время низшие сословия
стремились отойти от первозданной простоты
и начинали использовать различные украшения
в виде блесток, шпилек с каменьями и другие
“претензии”. В зимнее время, по мнению
писательницы, местные жители перенимали
“остяцкий наряд”, под которым она подразумевала
длинные, шитые шерстью наверх шубы. Из
работы Е. Фелиньской можно почерпнуть
сведения о календарных праздниках сибирских
горожан 30-х годов XIX века. Так, писательница
пишет о торжественном отмечании дня Святого
Петра, который совпадал с окончанием
летнего поста. Ей удалось увидеть традиционные
коллективные гуляния за городом, в котором
участвовало, практически все население.
“Выходили из домов семейные женщины
и мужчины, которые были одеты очень нарядно.
Собирались потом в круг и располагались
группами на траве. Женщины приносили
с собой лакомства и угощали ими других.
Простолюдины просто довольствовались
кедровыми орешками. По окончанию праздника
в каждом доме подавали обильную праздничную
пищу…. Удалось увидеть храмовые или престольные
праздники с характерными для них крестными
ходами: “Торжественный праздник».