СССР в период руководства Брежнева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:34, реферат

Описание работы

Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Содержание

Введение

1. Смена политического курса

1.1 Две тенденции развития

1.2 Конституция СССР 1977 г.

1.3 Правозащитное движение

2. Противоречия экономического развития

2.1 Хозяйственные реформы середины 60-х годов

2.2 Индустриальное развитие

2.3 Социальная сфера

3. СССР на международной арене

3.1 Политика ''разрядки"

3.2 СССР и социалистические страны

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.50 Кб (Скачать)

     Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая  реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой  участвовали хозяйственные работники  и крупные ученые-экономисты, в  их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и  др. В ходе дискуссии высказывались  мысли о необходимости внедрения  полного хозрасчета и самоокупаемости  предприятий. Идеи эти были расценены  как несвоевременные, тем не менее  в реформу были заложены некоторые  принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

     Принятая  реформа устанавливала одним  из главных показателей работы предприятий  объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды  за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему  управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и  восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать  в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности  предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов  управления. Но она не затрагивала  основ командно-административной системы.

2.2 Индустриальное развитие

 

     С 1966 г. приступили к работе на новых  условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В  процессе осуществления реформы  развернулось слияние мелких предприятий  с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны  производственной кооперацией по выпуску  готовой продукции или комплексной  переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В  его состав вошли Московский автомобильный  завод им. И.А. Лихачева и несколько  заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных  республиках.

     Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт  вырос на 13%, промышленная продукция  на 50% (официальные данные). В больших  масштабах велись капитальное строительство  и реконструкция действующих  производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать  Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в  Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя  Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая  длина построенных нефтеи газопроводов превысила 35 тыс. км.

     Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали  с многочисленными трудовыми  начинаниями. Десятки тысяч рабочих  участвовали в движении изобретателей  и рационализаторов, соревновались  за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали показуха и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

     Индустриальное  развитие 70-х начала 80-х годов  характеризовалось углублением  тенденций, вызванных политикой  формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

     Осуществлялись  программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также  предполагалось укрепить хозяйственные  связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский  комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное  управление республиканскими хозяйствами  из центра вызывали диспропорции в  их структуре. Одним из последствий  этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик  из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

     На  рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли  тяжелой индустрии, прежде всего  оборонная. Производство военной техники  на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести  промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы  по внедрению новой техники и  росту производительности труда  выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

2.3 Социальная сфера

 

     Противоречия  в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило  улучшить условия быта сотен тысяч  горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее  запланированного шел рост реальных доходов населения.

     В 70-х - начале 80-х годов резко сократились  капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это  являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между  Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась  со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем  составе населения страны превысила 62%.

     Руководители  высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение  в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное  снабжение продовольственными и  промышленными товарами, действовали  специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического  курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны  некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели.

 

3. СССР на  международной арене

3.1 Политика ''разрядки"

 

     На  рубеже 60-70-х годов значительно  активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН  одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении  ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил  в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми  капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области  изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались  отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи  с Италией.

     Важной  формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров  на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в  строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны  с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие  Японии в разработке Южно-Якутского  угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее  в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и  сотрудничества стран. В документе  шла речь о необходимости соблюдать  в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства  во внутренние дела друг друга, мирного  урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость  сложившихся после второй мировой  войны границ европейских государств.

     Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах  мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной  Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые  предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении  итоговых документов, касающихся ограничения  гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению  проблемы со стороны стран Востока  и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили  им достичь договоренности.

3.2 СССР и социалистические  страны

 

     Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым  уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота  с государствами СЭВ. На их долю приходилось  свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо  и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный "обмен" топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен  на нефть и энергоресурсы на мировом  рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

     В 1971 г. была принята Комплексная программа  социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между  соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в  Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР судостроение и текстильное  машиностроение.

     В рамках СЭВ действовало несколько  десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической  интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных  ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран  членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства  был организован Международный  инвестиционный банк (МИБ). При техническом  содействии СССР возводились атомные  электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

     Диктат  со стороны СССР, навязывание союзникам  по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах  Восточной Европы. Экономическая  интеграция оказывала деформирующее  воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма  хозяйствования.

     Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним  из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие  руководители предприняли попытку "обновления социализма" путем  демократизации общества, внедрения  рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена  как "контрреволюция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены  войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР  и Польши. Ввод войск стран участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать  впредь "проявлений антисоциализма".

     Оставались  напряженными отношения СССР с Китайской  Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло  вооруженное столкновение между  советскими и китайскими воинскими  частями в районе пограничной  реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная  принадлежность которого не была четко  определена. Инцидент едва не перерос  в советско-китайскую войну. После  событий на острове Даманский  были приняты меры по укреплению границы  с Китаем. Здесь создавались новые  военные округа. Была увеличена численность  советских войск в Монголии. Это  привело к усилению напряженности  в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

     В конце 70-х начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с  его союзниками по Организации Варшавского  Договора. В государствах Восточной  Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

     Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х  годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более  чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся  страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую  помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных  кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической  поддержке со стороны СССР сооружались  промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной  Азии и Африки.

Информация о работе СССР в период руководства Брежнева