СССР в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941-ноябрь 1942гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Государственный Комитет Обороны (ГКО) возглавил
а) нарком обороны С.К. Тимошенко
б) начальник Генштаба Г.К. Жуков
в) Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), Председатель СНК И.В. Сталин
г) нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар госбезопасности Л.П. Берия
д) Маршал Советского Союза, председатель Комитета Обороны при СНК СССР
К.Е. Ворошилов

Содержание

Тест…………………………………………………………………………………………………….. стр. 3-12
1.Периодизация истории Великой Отечественной войны.
Начальный период войны: нападение фашистской Германии
и ее союзников на СССР. Отступление и оборонительные
бои Красной Армии. Причины поражения советских
войск в 1941 – 1942гг……………………………………………..…………………..….….. стр. 13-19
2. Московская битва, ее значение и военная кампания 1942г……….. стр. 20-22
3.Советский тыл в годы войны: перестройка экономики
на военный лад. ГКО, его структура, состав и значение.
Эвакуация на восток, ускоренное строительство новых
промышленных предприятий. Лозунг «Все для фронта,
все для победы!» в деревне ……………………………………………………………… стр. 23-25
4. Создание и укрепление антигитлеровской коалиции………….…….…стр. 26-27
Список Литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 80.76 Кб (Скачать)

В первые же дни в войну против СССР на стороне  Германии вступили Румыния, Финляндия, Италия; в июле к ним присоединилась Венгрия. Военные действия на границе с Финляндией начались 29 июня, на границе с Румынией — 1 июля. Вооруженные силы Гер- мании перед нападением на Советский Союз насчитывали 8,5 млн человек. К западным границам СССР были выдвинуты 153 дивизии и 2 бригады. Кроме того, там приводились в боевую готовность 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии. Всего в восточной группировке противника насчитывалось 5,5 млн человек, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4,3 тыс. танков, 5 тыс. боевых самолетов.

  Им  противостояли советские войска в западных военных округах численностью 2,9 млн человек. Это было более половины (60,4%) всего личного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и Военно-Морского Флота (ВМФ). Всего к июню 1941 г. в армии и на флоте насчитывалось 4,8 млн человек. Кроме того, в формированиях других ведомств, состоявших на довольствии в Наркомате обороны (НКО), находилось около 75 тыс. человек. Еще 805,3 тыс. военнообязанных было в войсках на «больших военных сборах». С объявлением мобилизации 22 июня они были включены в списочную численность войск.

   Всеобщая  мобилизация военнообязанных мужчин 1905—1918 гг. рождения, в возрасте от 23 до 36 лет, позволила уже к июлю пополнить армию на 5,3 млн человек (ее размеры увеличивались более чем вдвое). В августе 1941 г. в связи с восполнением боевых потерь, а также для создания резервов были мобилизованы военнообязанные 1890— 1904 гг. и призывники 1923 г. рождения. Призыв последующих возрастов (вплоть до 1927 г. рождения) осушествлялся в обычном порядке. За все годы войны в армию и для работы в промышленности было мобилизовано, с учетом уже служивших к началу войны и ушедших воевать добровольцами, 34,5 млн человек, или 17,5% от довоенной численности населения страны. Более трети этого состава находились в армейском строю, из них 5—6,5 млн служили в действующей армии. (Для сравнения: на службу в вермахт были привлечены 17 893 тыс. человек, или 25,8% численности населения Германии в 1939 г.) Мобилизация позволила сформировать в годы войны 648 новых дивизий, из них 410 — в 1941-м.

  Советские войска, выдвинутые к западным границам страны, имели 167 дивизий и 9 бригад; в них насчитывалось 32,9 тыс. орудий и минометов, 14,2 тыс. танков, 9,2 тыс. боевых самолетов (16% общего числа танков и 18,5% самолетов находились в ремонте или нуждались в нем). В целом силы и средства Германии и ее союзников в начале войны в 1,2 раза превосходили имевшиеся у СССР. По ряду позиций Вооруженные силы СССР количественно превосходили армии противника, однако уступали ему в стратегическом развертывании, качестве многих образцов вооружения, опыте и подготовке кадров. В отличие от германских, 75% советских войск не обладали современным боевым опытом. Значительная часть командных кадров РККА (55%) занимали свои должности менее шести месяцев. Это было связано с тем, что численность Красной Армии увеличилась почти вдвое с 1939 г. Кадрам был нанесен урон сталинскими чистками.

  Настроенные на блицкриг германские войска после  недолгой артподготовки устремились в глубь СССР по трем основным направлениям. Группа армий «Север» (командующий генерал-фельдмаршал В. Лееб) имела задачу уничтожить советские войска в Прибалтике и захватить Ленинград. Группа «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. Бок) наступала по линии Минск—Смоленск—Москва. Группа «Юг» (генерал-фельдмаршал Г. Рундштедт) должна была разгромить силы Красной Армии на Западной Украине, выйти на Днепр и наступать в юго-восточном направлении на Киев. По планам германского командования основную задачу войны должны были решить войска Ф. Бока, обладающие наибольшей мощью. Советские стратеги ошиблись в определении направления основного удара, и основные силы отпора врагу были сосредоточены на южном направлении.

  К исходу первого дня войны германские войска продвинулись в глубь советской  территории в Прибалтике на расстояние до 80 км, в Белоруссии — до 60, на Украине  — до 20. В тот же день германская авиация разбомбила около 70 аэродромов, уничтожив на земле 1489 самолетов. 322 советских самолета были сбиты в  воздухе. Немецкие танковые колонны, не боясь воздушных ударов, могли  смело идти вперед. На основных направлениях германской армии удалось обеспечить трех-четырехкратное превосходство в силе над пытавшимися наступать советскими частями. В течение решающих первых дней войны московское руководство не обеспечило управление войсками. Верхом непонимания складывающейся ситуации был поступивший вечером 22 июня приказ наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко советским войскам «немедленно отбросить противника на его территорию».

  В ряде приграничных мест советские войска оказали ожесточенное сопротивление  наступающим войскам противника и надолго задержали его продвижение  в глубь страны. Три с половиной  тысячи защитников Брестской крепости (в их числе героически сражались  представители более 30 народов СССР) во главе с капитаном И. Н. Зубачевым  и полковым комиссаром Е. М. Фоминым целый месяц сковывали пехотную дивизию врага, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией. Контрудары 8-го, 9-го и 19-го механизированных корпусов (к началу войны создано 9 и 20 таких корпусов находились в стадии формирования) нанесли серьезный урон наступающим немецким танковым дивизиям в районе Дубно, Луцка и Ровно, отбросив их на 10—35 км, что не только задержало вражеское наступление на Киев до конца июня, но и позволило вывести из-под угрозы окружения главные силы Юго-Западного фронта в районе Львова.

Не имея должного представления об обстановке на фронтах, Советское правительство занялось спешной перестройкой руководства Вооруженными силами. 22—24 июня на базе довоенных приграничных округов были образованы Северный, Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты. Их командующими стали генерал-лейтенант М. М. Попов, генерал-полковник Ф. И. Кузнецов, генерал армии Д. Г. Павлов, генерал-полковник М. П. Кирпонос. 25 июня из 9-й и 18-й армий был сформирован Южный фронт (генерал армии И. В. Тюленев). На последующих этапах войны одновременно действовали до 10-15 фронтов. Каждый из них включал: 5-9 общевойсковых армий по 8-9 стрелковых дивизий; 1-3 танковые, 1-2 воздушные армии; несколько отдельных танковых, механизированных и кавалерийских корпусов; соединения и части артиллерии; специальные войска фронтового подчинения. Численность офицеров и солдат в составе фронта достигала 800 тыс. человек.

  На  второй день войны СНК и ЦК партии создали Ставку Главно-  го Командования во главе с маршалом Тимошенко. Само наименование говорило о восстановлении русских исторических традиций. (Последней ставкой было верховное командование России в Первой мировой войне.) Ставка была призвана принимать решения стратегического характера, она включала в себя маршалов Советского Союза, начальника Генерального штаба, руководителей военно-морских и военно-воздушных сил; позднее в нее были включены главы родов войск.

  Смятение  в Москве длилось до конца июня. Из всех приказов, поступавших в войска.. фактически действовал лишь один — сражаться до последнего. Однако ситуация на фронтах к лучшему не менялась. Советские войска отступали. 24 июня они оставили Вильнюс, 28 июня были вынуждены покинуть Минск. 30 июня немцы захватили Львов, вели бои за Ригу, которая пала 1 июля. Непрерывной бомбардировке подвергались Мурманск, Орша, Могилев, Смоленск, Киев, Одесса, Севастополь. 29 июня Гитлер заявил: «Через четыре недели мы будем в Москве, и она будет перепахана». 30 июня Гальдер произнес: «Русские потерпели поражение в этой войне в течение первых же восьми дней». И вскоре «уточнил»: «Кампания против России выиграна за четырнадцать дней». Эти оценки, пока еще вполне согласные с «планом Барбаросса» и самоуверенностью агрессора, были ошибочными. Основные события на советско-германском фронте только начинались.

  Этап  оборонительных боев, тяжелейших неудач и отступления Красной Армии продолжался с июня до декабря 1941-го. Немецкие войска рвались к Ленинграду, Москве и Киеву — центрам районов, в которых находилось около 70% всех военных заводов страны. Объединяли и координировали усилия войск, действующих на этих направлениях, созданные 10 июля три штаба главного командования войск следующих направлений-. Северо-Западного (главнокомандующий К. Е. Ворошилов, член Военного совета А. А. Жданов), Западного (соответственно — С. К. Тимошенко и Н. А. Булганин), Юго-Западного (С, М. Буденный и Н. С. Хрущев). Главную роль на войне были призваны играть герои Гражданской войны.

В попытках остановить катастрофическое развитие ситуации на фронтах власть прибегла к экстраординарным мерам. Через три недели после начала войны, 16 июля 1941-го были восстановлены институты военных комиссаров в корпусах, дивизиях и полках, а также политруков в ротах, на батареях и в эскадрильях. В последующем эти органы по усилению партийного влияния в Вооруженных силах были рас пространеньг на другие структурные части РККА и ВМФ. Институт военных комиссаров ограничивал принцип единоначалия в армии и должен был способствовать всемерному укреплению стойкости командиров и личного состава, их готовности сражаться до конца. В июле 1941 г. были преданы суду, обвинены в трусости, бездействии, сознательном развале управления войсками и приговорены к высшей мере наказания командующий Западным фронтом Д. Г. Павлов, группа генералов Западного и Северо-Западного фронтов. До апреля 1942-го по обвинениям в подобных преступлениях расстреляны 30 генералов. 16 августа 1941 г. издан приказ об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия. По нему пленные командиры и политработники объявлялись «злостными дезертирами», их семьи подлежали репрессиям, родные пленных солдат лишались льгот. Однако методы устрашения не давали ожидаемого результата. 9 октября 1942 г. институт военных комиссаров был упразднен.

  Уже в первые месяцы войны Красной  Армии пришлось оставить Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, западные области Украины. В результате двухмесячного Смоленского сражения (героический город оставлен 29 июля, но бои на востоке от него продолжались до 10 сентября) германский план молниеносной войны был сорван, однако наступление немцев продолжалось. К концу июля сложилась угрожающая обстановка для советских войск в районе Киева. Г. К. Жуков предложил оставить город. Возмущенный этим предложением Сталин сместил его с поста. Новым начальником Генштаба стал маршал Шапошников. Жуков был назначен командующим Резервного фронта, и ему удалось успешно провести наступательную операцию по разгрому группировки немецких войск в районе Ельни. 5 сентября город был освобожден. Это была первая, пусть не очень масштабная, победа советского оружия в Великой Отечественной войне.

  На  других направлениях успех сопутствовал вражеским войскам. 1 сентября они взяли станцию Мга, и Ленинград попал в страшное кольцо блокады. Вместе с полутора миллионами жителей в городе оказались запертыми 30 советских дивизий. 16 сентября фашисты вошли в Новгород, перерезали в Чудове Октябрьскую железную дорогу, соединявшую Москву с Ленинградом.

В середине августа наступавшие на Москву войска столкнулись с упорным сопротивлением. В начале сентября гитлеровское командование отдало приказ о переходе войск на московском направлении к временной обороне и начало готовить наступательную операцию по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Танковая группа немецкого генерал-полковника X. Гудериана получила приказ повернуть из района Смоленска на юг. Созданный для отражения опасности Брянский фронт (командующий генерал-лейтенант А. И. Еременко) не сумел помешать движению. !5 сентября наступающие с севера немецкие войска сомкнулись в Лохвице, в 200 км восточнее Киева, с танковой группой Э. Клейста, наступавшей в северном направлении с юга, из района Кременчуга, оставленного советскими войсками 8 сентября. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Московская битва, ее значение и военная кампания 1942г

К контрнаступлению под Москвой привлекались войска Западного (командующий генерал армии Г. К. Жуков), Калининского (генерал-полковник И. С. Конев) и Юго-Западного (маршал С. К. Тимошенко) фронтов. Замысел контрнаступления заключался в одновременном разгроме угрожающих Москве ударных группировок группы армий «Центр». У советской стороны было 1100 тыс. солдат и офицеров, 7,7 тыс. орудий и минометов, 774 танка, 1 тыс. самолетов против 1708 тыс. вражеских солдат и офицеров, 13,5 тыс. орудий и минометов, 1170 танков, 615 самолетов. Существовало примерное равенство. Решить исход сражения должны были боевой дух войск, воля и талант полководцев.

Моральный дух германских войск был существенно  надломлен. Их потери на Восточном фронте не имели прецедентов. За июнь—ноябрь 1941 г. они оказались в три раза больше, чем за всю кампанию в Польше и на Западном фронте — во Франции, Бельгии, Голландии. Потери в офицерском корпусе были в пять раз больше, чем в 1939—1940 гг. В битве под Москвой только с 16 ноября по 5 декабря германские войска потеряли 155 тыс. человек убитыми и ранеными, около 800 танков, 300 орудий и до 1,5 тыс. самолетов. Всего с начала войны и до конца 1941 г. войска Германии и ее союзников потеряли на Восточном фронте 273,8 тыс. человек убитыми, 802,7 тыс. ранеными, 57,2 тыс. пропавшими без вести.

На нашей  стороне был не только известный  «генерал Мороз», который преподнес немало сюрпризов по-летнему обмундированным немцам. По «плану Барбаросса» их «работа» на Восточном фронте должна была закончиться задолго до наступления холодов. В этой связи имперский министр вооружения Фриц Тодт 29 ноября 1941 г. заявил Гитлеру: «Войну необходимо немедленно прекратить, поскольку она к военном и военно-экономическом отношении уже проиграна». Гитлер не захотел признать правоту своего министра. В дальнейшем убеждать его пришлось в первую очередь советским военным вождям, ob ладевшим современным военным искусством и превосходившим в ратном деле героев, оставшихся на уровне опыта Гражданской войны (К. Е. Ворошилов и др.). Уже заблистали своими талантами стратеги Г. К. Жуков и А. М. Василевский; командующие полевыми армиями И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Л. А. Говоров, Н. Ф. Ватутин; высококлассные военные специалисты Н. Н. Воронов, А. А. Новиков, М. П. Воробьев, И. Т. Пересыпкин; энергичные и мужественные военачальники И. X. Баграмян, М. Е. Катуков, П. А. Ротмистров, С. И. Богданов. В одном строю с ними стояли сотни тысяч и миллионы талантливых и беззаветных тружеников войны и тыла.

  В 3 часа ночи 5 декабря 1941 г. при температуре  —30°С на заснеженные передовые позиции германских войск обрушились войска советских фронтов. Ценой невероятных усилий и героизма Красная Армия перешла в контрнаступление на фронте от Калинина (Тверь) до Ельца. Одновременно наши войска вели активные боевые действия юго-восточнее Ленинграда и в Крыму, что лишало немцев возможности перебрасывать подкрепления своим войскам под Москву.

   Эффект  внезапности сработал в полной мере. Немецкие войска дрогнули и начали отступать. Их стойкость не увеличилась и после того, как Гитлер снял с командных постов 35 корпусных и дивизионных командиров и отправил в отставку главнокомандующего сухопутными войсками вермахта генерал-фельдмаршала В. Браухича (этот пост 17 декабря Гитлер занял сам). Советские войска продвигались вперед в среднем на 3—6 км в день. За первые шесть дней наступления у врага были отбиты 400 городов и деревень. 15 декабря освобожден Клин, 16 — Калинин, 20 — Волоколамск, 30 — Калуга, 17 января 1942 г. — Великие Луки. Наступающим войскам открывалась варварская жестокость врага, дотоле кичившегося высотой своей культуры, по отношению к оккупированному населению. Перед тем, что видели советские солдаты, бледнели фашистские обвинения сталинских порядков в СССР. В Московской битве возникало то, что И. Г. Эренбург назвал «подлинной ненавистью к врагу», что переводило в реальность сталинское предостережение: «Если немцы хотят иметь истребительную войну с народами СССР, они ее получат».

Информация о работе СССР в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941-ноябрь 1942гг.)