Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:15, реферат
Цель данной работы – рассмотреть историю СССР с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть развитие НТР и ее влияние на ход общественного развития;
рассмотреть основные аспекты «холодной войны» в 60-80-х гг., а так же положение СССР на международной арене;
проанализировать нарастание кризисных явлений в СССР в рассматриваемый мной период.
Введение 2
1. НТР и ее влияние на ход общественного развития 4
2. «Холодная война» СССР на международной арене 10
2.1. Борьба за влияние в странах третьего мира 10
2.2. Международное положение СССР с средины 60-х – начале 80-х гг. 11
2.3. Отношения с капиталистическими странами 14
3. Нарастание кризисных явлений 16
3.1. Изменения в политической системе и нарастание противоречий в экономике 16
3.2. От перестройки к революции 17
Заключение 19
Список литературы 20
Развитие
НТР и даже элементов научно-технического
прогресса более ранних стадий сдерживалось
действовавшим экономическим механизмом,
что имело весьма негативные последствия
и для развития производительных сил общества,
и для социальной сферы. В середине 1980-х
гг. свыше 50 млн. чел. в промышленности,
строительстве и на транспорте были заняты
ручным трудом, характерным для доиндустриальных
технологий. Продолжавшийся количественный
рост работников материального производства
отражал низкий уровень производительных
сил, не соответствующий современным требованиям.
Гонка вооружений была добровольно приостановлена к середине 60-х гг. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была ...
С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи. (1, с.298)
«Холодная
война» велась не только в политике,
но и в области культуры, спорта.
Так например, США и многие страны
Западной Европы бойкотировали Олимпийские
игры 1980 года в Москве. В ответ
спортсмены стран Восточной Европы
бойкотировали следующую
Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая оказалась, в конечном счете, решающей. Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.
К середине 60-х гг. сравнительно с первыми послевоенными годами мир оказался в существенно изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.
Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в «социалистический блок» входили, помимо СССР, страны, игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма международного разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шаг ом вперед в интеграции стран СЭВ явилась принятая в 1971 г. комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее масштабными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство поставок сырья по более низким расценкам.
Активно развивалось сотрудничество в рамках организации Варшавского Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР.
Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран восточноевропейского блока не привели к качественному росту эффективности производства. (4, с.334)
Реакцией на кризис «советской модели социализма» в странах Восточной Европы и события «чехословацкой весны» 1968 г. явилась так называемая «доктрина Брежнева». Главное ее содержание составила «теория ограниченного суверенитета» социалистических стран. Она была провозглашена Генеральным секретарем ЦК КПСС на V съезде Польской объединенной рабочей партии в ноябре 1968 г. Ее выдвижение свидетельствовало о том большом внимании, которое уделялось внешней политике в конце 60-х - начале 70-х годов.
«Доктрина
Брежнева» признала наличие слабых
звеньев в социалистическом фронте,
возможность реставрации
Термин
«доктрина» как система установок
не прижился в советском внешнеполитическом
лексиконе, его нет ни в одном
официальном партийном или
Попытки
народно-демократических
Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусловил жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались. К маоистскому течению в период после «пражской весны» добавился «еврокоммунизм», провозглашавший автономность национальных компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и руководства обществом. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах третьего мира, которые получали военно-финансовую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще одна статья огромных расходов в ущерб собственным экономическим и социальным программам.
Взаимосвязи с развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получили развитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов к процессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия. Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. Активизировались переговоры по ряду конкретных проблем, связанных с ограничением вооружений. В 1972 г. была подписана, а в 1975 г. вступила в силу конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении - первая в истории международных отношений реальная мера по разоружению.
В 1973 г. в Вене начались переговоры 19 государств о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось на принципах равенства обязательств, ненанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ.
Значительный
прогресс был достигнут в советско-
Во
второй половине 70-х годов разрядка
напряженности пошла на убыль. В 1979
г. США создают «силы быстрого развертывания»,
провозглашают «новую ядерную стратегию»
со ставкой на «упреждающий» удар. Очевидной
ошибкой политического руководства СССР
было введение в 1979 г. «ограниченного контингента»
советских войск в Афганистан.
Социальный
заказ правящего класса в 1965 – 1984
гг. состоял в том, чтобы любой
ценой сохранить существующее положение.
Курс на стабильность требовал от властей
укрепления «властной вертикали», которую
в эти годы упорно разъедали ведомственный
монополизм и падающая политическая
активность, апатия советских людей.
Поворот нового руководства к
более жесткому, более консервативному
курсу был продиктован
С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях». Общественному мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и ее становлении как партии всего советского народа». Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако былое значение членства в партии снижалось. (6, с.78)
Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965 – 1984 гг. в высших эшелонах власти были сведены к минимуму, формируются клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат.