Средневековые ереси в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Резкое усиление классовой борьбы наблюдается в середине 50-х годов XVI в. Русские еретические движения являлись одной из ее идеологических форм.
При исследовании форм религиозного решения политических вопросов в еретических направлениях общественной мысли необходимо учитывать, что они появились в период объединения государства, который исторически закономерно связан с ломкой всей совокупности старых отношений эпохи феодальной раздробленности. А это обстоятельство обычно пробуждает активную работу критической мысли (антифеодальной по своей направленности), подвергающей радикальному пересмотру старые порядки. Данные условия представляют собой питательную среду, характерную для возникновения средневековых реформационных движений.
В социально – политической теории, формулирующей идеалы еретиков, наиболее яркое воплощение получили идеи, оппозиционные по отношению к церкви, выражающие недовольство всем феодальным строем.
Характерной особенностью первых этапов развития еретических движений на Руси была ориентация их идеологов на помощь политической власти в освобождении от господства церкви.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Средневековая ересь в России……………………………………………….4
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ иппу.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Центром  всех богословских споров средневековья, как правило, являлся основной универсальный догмат христианства – учение о Троице. Тринитарный догмат – это не только учение о взаимоотношении главных лиц христианства: бога Отца, Сына и Святого духа, но и взаимоотношениях между ними, с одной стороны, и сотворенным по их воле человечеством – с другой.  Официальное идеалистическое  отношение  к догмату требовало восприятия тринитарного учения только посредством веры. Человек же сотворен богом и полностью подчинен ему, поэтому сам не может нести ответственности за себя, и не обладает  

свободой  выбора линии поведения. Та или иная форма толкования сторон догмата  давала возможность строить теории о сотворенности человека или  его самобытийности, наличии у  него свободной воли или, напротив, наличии изначально только послушания, реализующегося в подчинении чужой воли (бога – царя – господина – отца – мужа). Подводя к рассмотрению догмата с рационалистических позиций, еретики прежде всего искали возможности теоретического обоснования правомерности самостоятельной реализации человеком своей воли.

Косой вообще не воспринимал традиционное положение о троичности божества. Одну из главных величин троицы –  Иисуса Христа – он лишал божественной сущности и рассматривал его только как человека, рожденного по естественным законам. Иисус Христос воспринимался Феодосием как мудрейший философ. Косой считал человека не «тварным» созданием, а таким же естественным продуктом природы, как и все другие ее произведения. Человек, по его учению, самобытиен; он рождается, живет и умирает по законам природы, регулирующим его жизнь, болезни и смерть. Здесь Феодосий практически сформулировал понятие «естественного закона», который в своей реализации воплощает божественные истины в жизни природы и человека. Этому закону Косой отдает предпочтение перед всеми видами государственных законов.

Вслед за отрицанием божественной природы  Христа, Косой, следуя логике, отрицает культ Богородицы; почитание креста и соответственно весь цикл так называемых «страстей господних» - им просто нет места в системе Косого, поскольку он отвергал сам тезис о возможности искупительной жертвы Христа, принесенной в целях спасения человечества. Человек должен сам заботиться о себе, располагая личным мужеством и «духовным разумом» и, кроме таких же, как он, людей, никто ему в этом помочь не сможет, таков естественный закон жизни. Само по себе общение с богом – дело глубоко духовное, не требующее никаких внешних аксессуаров. Исходя из этих посылок, Косой отвергает  

церковную организацию как таковую, объявляя ложными  все виды ее деятельности. Церковь не нужна, поскольку каждый человек способен сам общаться с богом. Духовенство, по мнению Косого, глубоко безнравственно. Из этих посылок вытекал вывод об упразднении всей церковной организации, во-первых, как не предусмотренной писанием, а во-вторых, как корыстолюбивой, ложной и бесполезной.

Распространение «Нового учения» Феодосия в XVI в. было довольно значительным как по географическому ареалу, так и по количеству лиц, знакомых с его основными положениями, а известность самого Феодосия   Зиновий сравнивает со славой Магомета и Лютера.

Учение  Косого сыграло значительную роль в  истории русской политической и  философской мысли, не говоря уже  о том, что оно представляло собой  первый вариант социалистической утопии на русской почве, имевший не только  теоретическую  конструкцию, но и первый практический опыт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В столкновении еретиков и ортодоксов за догматическими разногласиями скрывались социальные противоречия. Новгородско-московскую ересь, особенно в новгородской ее разновидности, многие исследователи характеризуют как антифеодальное движение, носящее реформационный характер. Широки были культурные  интересы и образованность еретиков VI в. Их интересовали этико-философские проблемы (свобода воли или «самовластие» души), грамматические, календарно – астрономические, исторические темы.

При дворе  боровшегося с ересью новгородского  архиепископа Геннадия в 1499 г. был составлен  полный древнерусский (славянский) свод библейских книг – важная веха в культурной истории любого народа.

Представитель нового поколения еретиков – реформаторов, самый радикальный русский мыслитель  XVI в. Феодосий Косой, создатель «рабьего учения», плебейской ереси средневековья, выдвинул идеи уничтожения кабальной зависимости, утверждения человека, принятия жизни, веротерпимости, равенства народов и вер.  

 

 

 

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

  1. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI- XX  вв.- М.: Юрист, 1995.
  2. История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2001
  3. История политических и правовых учений. Учебник/ Под  ред. О. Э. Лейста.- М.: ИКД «Зерцало – М», 2004.
  4. История Европы. Том третий. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.) М.: «Наука», 1993.
  5. Золотухина Н. М. Развитие русской  средневековой политико-правовой мысли. М.: Юрид. Лит., 1985.

Информация о работе Средневековые ереси в России