Средневековое государство Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи, то есть с 476 г.
Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.
Одним из ярких примеров развития феодализма является средневековая Германия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1. Становление и развитие раннефеодального государства………...4
1.1. Общественный строй……………………………………………………..4
1.2. Государственный строй…………………………………………………..9
1.3. Судебная система…………………………………………………………12
Глава 2. Феодальное государство в период территориальной
Раздробленности………………………………………………………………14
2.1.Государственный строй…………………………………………………..14
2.2. Центральные органы управления………………………………………..15
Глава 3. Право феодальной Германии………………………………………..20
3.1.Источники права…………………………………………………………...21
3.2. Регулирование гражданско-правовых отношений………………………22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы…………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

referat_srednevekovoe_gosudarstvo_Germanii_docx.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


 

 

                          

                                       

 

 

 Р Е Ф Е Р  А Т

 

На тему:

 

                                         Средневековое государство Германии                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ :

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть 

Глава 1. Становление  и развитие раннефеодального государства………...4

1.1. Общественный  строй……………………………………………………..4

1.2. Государственный строй…………………………………………………..9

1.3. Судебная  система…………………………………………………………12

Глава 2. Феодальное государство в период территориальной 

Раздробленности………………………………………………………………14

2.1.Государственный  строй…………………………………………………..14

2.2. Центральные  органы управления………………………………………..15

Глава 3. Право  феодальной Германии………………………………………..20

3.1.Источники  права…………………………………………………………...21

3.2. Регулирование  гражданско-правовых отношений………………………22

Заключение……………………………………………………………………..28

Список используемой литературы…………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из ярких и наиболее заметных периодов развития государственного института в истории человечества является эпоха феодализма, затронувшая не только страны западной Европы, но и пожалуй, весь известный к тому времени цивилизованный мир. Данная эпоха послужила основанием всего политического устройства мира на протяжении вот уже более полутора тысяч лет. Многие страны, сформировавшиеся в ту эпоху на территории Европы и Азии существуют и по сей день практически в изначальных территориальных границах. Кроме того, эпоха средневековья оказала огромное влияние на культурный, научный и религиозный уклад жизни десятков поколений. Отголоски культурного наследия той эпохи до сих пор имеют огромное значение в современном обществе.

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи, то есть с 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

Одним из ярких примеров развития феодализма является средневековая  Германия.

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление и развитие раннефеодального государства.

1.1. Общественный строй.

Германия как  самостоятельное феодальное государство  образовалось на землях восточных франков  после распада Франкской империи. Ее территория состояла из нескольких герцогств – Саксонии, Франконии, Швабии (Аллемании), Баварии, отвоеванной у Франции Лотарингии, а также присоединенных позднее французских, итальянских и славянских земель – Бургундии, городов Северной Италии, Богемии, Австрии и др. Они отличались пестрым этническим составом населения и различным уровнем развития феодализма.

После короткого  периода относительного единства в X-XI в.в. в Германии начался  необратимый процесс феодальной раздробленности. Объективные процессы развития феодальной Германии не привели к установлению централизованного государства, как это имело место в Англии и Франции на определенных этапах развития феодализма. Германия развивалась по пути территориальной раздробленности и утверждения на поздних стадиях развития феодализма княжеского абсолютизма.

В силу этого  периодизация развития феодального  государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько  по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в мелкие и мельчайшие государства, формально связанные между собой имперской властью. Что же касается германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа.

1. Становление  и развитие относительно централизованного  раннефеодального  государства в Германии в рамках империи (X-XII в.в.).

2. Территориальная  раздробленность в Германии (XIII- начало XIX в. в.) и развитие  автономных германских княжеств – государств.

После образования  самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII-XIV в.в.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и  сохраняла форму сеньориальной  монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.

В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливается сословно-представительные, а в XVII-XVIII в.в. – абсолютные монархии. В 1806 г. под ударами войск Наполеона  «Священная Римская империя германской нации», получившая в XV в. это название в результате искусственного объединения германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии, пала.

Германский  феодализм в X-XI в.в. отличался незавершенностью. Сохранилась сильная, устойчивая сельская община-марка, которая объединяла свободное крестьянство.

В течение XI-XII в.в. процесс феодализации Германии сделал значительные успехи. Однако развитие феодализма происходило в различных  герцогствах неравномерно. В Саксонии, например, сохранились устойчивые пережитки родоплеменного строя. Это герцогство ревностно охраняло свою автономию, старинные обычаи населения.

Феодальная иерархия в Германии была окончательно оформлена во второй половине XII в. Формой военной (а в широком смысле слова — и государственной) организации немецких феодалов стало деление всего дворянства и духовенства на особые ранги («военные щиты» — Heerschilden). Так, согласно т. н. Швабскому зерцалу (сборнику обычного права, составленного частным лицом между 1273 и 1282 гг.), в начале XIII в. существовало семь «щитов». Первый из них принадлежал королю, второй и третий — духовным и светским магнатам, являвшимся прямыми вассалами самого короля (архиепископам, епископам, аббатам и светским имперским князьям). Четвертый щит держали вассалы князей — графы, пятый — «свободные господа», т. е. вассалы графов и князей, получившие рыцарское звание по выслуге. В шестом ранге состояли вассалы этих «свободных господ», а седьмым рангом обладали вассалы феодалов шестого ранга — низшие слои рыцарского сословия, которые назывались «однощитными рыцарями».1

В XI-XII в.в. в Германии сформировались основные классы-сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации господствующего класса феодалов. Его  верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги – племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты –королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI-XII в.в., эти слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупные духовные феодалы – «князья церкви». Окончательно сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Сословие рыцарей  образовалось не только из мелкопоместных дворян, но также из верхушки свободного крестьянства. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы. Они выделились из несвободных слуг короля и феодалов. Министериалы исполняли некоторые административные функции и несли военную службу вместе с господами.

Феодальное  дворянство и духовенство было разделено  по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. «Саксонское зерцало» (20-ые г.г. XIII в.) упоминает семь военных «щитов» (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффенское сословие». Из них подбирались судьи в общинных судах – шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию благородных.

Крестьянство в Германии в XIII в. разделилось на две категории  – свободное и несвободное. Категория  юридически свободных крестьян согласно «Саксонскому зерцалу» складывалось из крестьян чиншевиков и арендаторов. Чиншевики являлись держателями господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая – не имела права его отчуждать. Арендаторы не имели своей земли и получали ее во временную обработку. Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крестьяне. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались. Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории - свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.2

Несвободное крестьянство - подавляющая масса германского  крестьянства, именуемая сервами (холопами), находилась не только в материальной, экономической, но и в личной зависимости  от класса феодалов. Крепостные, проживавшие  на землях фиска и в собственно королевских владениях, сохраняли свой юридический статус, даже если они перешли во владения церкви и частных феодалов.

В пограничных  областях Германии, на границах между  герцогствами с X в. началось строительство  многочисленных крепостей-бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI-XII в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей – горожан. Однако большинство городов до XII в. не получили освобождения от власти духовных и светских феодалов и включались в ленную систему.

Происходит и дифференциация духовенства, которое отчетливо  разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские  священники). Высшее духовенство Германии было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах, и входило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духовенство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населению.3

 

 

 

1.2. Государственный строй

 

Королевская власть и центральные органы управления.  В первой трети X-XII в.в. Германия представляла собой единое государство. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства весьма относительным.

В этот период произошло  значительное расширение германского  государства: присоединение Италии, Бургундии, Чехии с образованием Бранденбургской, Австрийской и других марок. Возникла обширная империя. Германские короли с X в. получили титул императоров «Священной Римской империи».

Королевский престол  в Германии был выборным. С развитием  феодализма избрание короля стало зависеть от небольшого числа крупных феодалов. Первым германским королям, правда, удалось добиться, чтобы королевская власть передавалась во время

выборов намеченным или преемникам из королевского рода.

Временному  усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 г. г.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название «оттоновских привилегий». Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (предоставление духовного сана королевской властью). «Епископальная система» Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов своей властью, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель. Эти доходы составили материальную основу сильной королевской власти, как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий) - на недра, монету, высший суд, таможенное обложение и т.д. Реформы Оттона I способствовали развитию церковного землевладения в Германии, росту независимости церковных магнатов.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав королевские раздоры в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, назначать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. С конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Дальнейшее развитие феодализма и трудная борьба с папством вызвали в XII в. ослабление королевской власти.

Центральный аппарат  в Германии в X-XII в. в. сохранял в себе черты дворцово- вотчинной системы  управления, свойственной эпохе Каролингов. Высшие сановники дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становились наследственными и возлагались на крупнейших духовных и светских князей, бесконтрольно управляющих Германией в периоды длительного отсутствия императоров в ходе итальянских компаний. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), который рассматривал важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

С XII в. происходит постепенное разложение системы  администрации королевских  округов – графств. Прежние королевские чиновники на местах (графы) стали превращаться в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных князей Германии. Кроме него, существовали императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы – заведующие императорским имуществом, префекты городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Судебная  система

 

Судебная система была унаследована от королингской монархии. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно ограничивалась в пользу светских и духовных князей, а судебная система приобретала все более сложный и многоступенчатый характер . Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды, действовавшие на основе принципа «суда равных»: княжеские, графские, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права и способствовавшие его дальнейшему развитию. Свои суды создали и церковные корпорации.

Юридически за королем  оставались прерогативы верховного судьи. Он мог изъять любое дело из любой судебной инстанции и рассмотреть его по существу. Кроме того, королю могла быть принесена апелляция на противозаконное решение любого судебного органа. В действительности же судебная власть короля не имела столь всеобщего и неограниченного характера, поскольку реально она распространялась лишь на узкий круг его собственных вассалов. Мало того, король был не свободен в своих поступках: еще при избрании на престол он приносил присягу в том, что будет соблюдать законы и осуществлять справедливое правосудие, и если он совершал какие-либо противозаконные или преступные действия, он отвечал перед судом высшей феодальной знати.

Судебная власть короля была неразрывно связана с его полицейско-административными функциями. Он мог подвергать своих подданных штрафам или административным взысканиям за преступные действия против монархии и церкви, а должностных лиц — привлекать к ответственности за служебные злоупотребления и упущения. Штраф королевского банна мог колебаться в пределах от 2 до 1000 фунтов золота. За нарушение верности королю размер штрафа исчислялся 300 фунтами. За невыполнение королевских распоряжений должностное лицо рисковало потерей «королевской милости», что влекло за собой изъятие лена и лишение должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

2.1.Государственный строй

 

В XIII в. Германия вступает в эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество  княжеств, графств и рыцарских  владений. Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другие опустились в ряды низшего дворянства. Низшее дворянство – основная масса рыцарства – утратило былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, часть его разорилась. Произошла дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

Города в  Германии в XIV-XV в.в. разделились на три  резко обособленные группы. Имперские города были непосредственными вассалами императора. Вольные города пользовались такими же правами, но были освобождены от налога и поставки войска. Земские, или княжеские, города имели ограниченное самоуправление, их права регламентировались князьями.

Население германских городов образовало три различные  группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские  должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли две  четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

 

 

 

2.2. Центральные органы управления

   

      Политическое развитие Германии с конца XII в. характеризовалась общей тенденцией к децентрализации и ослаблению императорской власти. Начиная с XIII в. в Германии фактически начали складываться отдельные центры политической власти и управления. Центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов (светских и духовных князей). В XIII в. королевская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. Император оставался представителем империи вовне, имел право объявить войну и заключить мир, был главнокомандующим. Однако фактически по отношению к князьям он был лишь «первым среди равных». После гибели Штауфенов (династия – Фридрих I Барбаросса (1152-1190 г.г.) и Фридрих II (1212-1250 г.г.) в борьбе с папами, в Германии с 1254 г. по 1273 г. вообще не было императора. В этот период междуцарствия были расхищены коронные земли и регалии, отошедшие к князьям.

В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами.  «Золотая булла» (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточилось в руках семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, маркграфа Рейнского – и трех архиепископов: Майнцского, Кельнского и Трирского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был происходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Впоследствии курфюрситы добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XV в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранились в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV-XV в.в. помимо императора в Германии существовали еще два  постоянно действующих общеимперских  учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским сословно-представительным органом. Он состоял из трех коллегий. Коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, а также коллегии представителей имперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император  испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток  ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй  империи. Вормсский рейхстаг 1495 г. провозгласил « вечный земский мир» (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чел.), городами (2 чел.), а председатель – императором. Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Однако значительная часть этих и других мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Таким образом, центральные органы империи не обеспечивали ее единства. Отсутствие постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей феодальное многовластие, олигархию курфюрстов. Эволюция княжеств и политической власти князей Решающую роль в оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. Он значительно расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту церковной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владения церковных землевладельцев стали полностью неприкосновенными для  королевской власти. Аналогичные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 года и светские императоры. Князья получили королевские регалии (градостроительную, рыночную и монетную). В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 г.) запрещалось их образование без согласия феодального сеньора.

Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. По сути дела, княжества оформились в почти независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось лишь очень слабой вассально-ленной связью.

В XIV в. в каждом отдельном княжестве-государстве  сформировались сословно- представительные монархии. В большинстве государств образовались три замкнутые курии  – духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Однако в большинстве случаев они не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, согласие ландтагов обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Таким образом, основной особенностью сословно-представительной монархии в Германии наряду с отмеченными выше особенностями сословного представительства в рейхстаге является то, что форма феодального государства сложилась в пределах отдельных княжеств, а не в рамках всей империи.

В 1793 г. в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных  государств, а также около 1,5 тыс. свободных рыцарских владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому  миру 1648 г. за князями было признано право заключить союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

Таким образом, в течение XVII в. т.е. позднее, чем в  Англии и Франции, в Германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это  был так называемый княжеский  абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты.

Во-первых, он сложился не в рамках всей империи, которая  оставалась децентрализованной, а в  пределах отдельных княжеских владений.

Во- вторых, его  утверждение не являлось результатом  временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он являлся выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям. Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами  империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество  за политическое верховенство в империи. Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого заложили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрет добился титула короля Пруссии. Пруссия была централизованным королевством с населением протестанского вероисповедания. Ее строй был примером самого реакционного и отличавшегося особой агрессивностью германского абсолютизма.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных. Милитаризация Прусского государства предопределила его захватническую внешнюю политику.

Австрия в отличие  от Пруссии не представляла собой  централизованного государства. Она  была многонациональной страной. В  ней господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

 

 

Глава 3. Право феодальной Германии

3.1.Источники права

        В развитии феодального права Германии можно выделить три основных этапа:

- период преобладания  обычного права (X-XIV в.в.);

- период рецепции  римского права (XIV- XVII в.);

- период оформления  самостоятельных правовых систем  в княжествах (XVII-XVIII в.в.).

В X – начале XIV в.в. основным источником права Германии являлся местный обычай. Постепенно возникла необходимость записи и систематизации правовых обычаев. Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнение других судов по сходным делам (особенно в городах). Запись обычаев и судебной практики получила широкое распространение в XIII в. Среди таких записей наибольшую известность приобрели «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало».

В «Саксонском  зерцале», которое составил в 20-х  годах XIII в. рыцарь Эйке фон Репгау, были записаны наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. «Саксонское зерцало» делится на две части: первая посвящена земскому, вторая – ленному праву. Земское право содержит нормы государственного права, которое применяли в земских судах в отношении свободных шеффенского сословия. Ленное право регулировало отношения между «благородными» свободными, т.е. высшими слоями феодалов. Поскольку «Саксонское зерцало» построено как судебник, большинство вопросов в нем рассматривается с позиций защиты нарушенных прав.

Во второй половине XIII в. появился второй сборник, составленный неизвестным лицом, - «Швабское зерцало». Этот памятник также содержал нормы  земского и ленного права, но отразил  значительное влияние канонического права. Особенно подробно здесь говорилось о взаимоотношениях императора и папы. В отличие от «Саксонского зерцала» в «Швабском зерцале» откровенно пропагандировалась идея господства папы в феодальном мире.

Источником  германского права этого периода являлись также постановления центральных органов империи – законы.

В XIII в. в Германии получило значительное развитие городское  право, началась унификация практики городских  судов. В XIV – XV в.в. важнейшим источником права  становится рецепированное римское право.

Одним из значимых источников права в феодальной Германии в XVI в. стало уголовно-процессуальное уложение Карла V, принятое рейхстагом в 1532 г. и получившее название «Каролина». «Каролина» содержала некоторые  общие положения уголовного права, заимствованные из современной ей итальянской юриспруденции и уже вошедшие в ранее изданные Бамбергское уложение 1507 г. и Бранденбургское уложение 1516 г.

В начале XVII в. в  различных землях проводятся официальные  записи норм местного права. С этого времени складываются собственные правовые системы в отдельных государствах феодальной Германии.

Особенно широкую  известность получило изданное в 1794 г. Прусское земское уложение. Его  источниками послужили римское  право «Саксонское зерцало», Магдебургское и Любекское право, практика берлинского верховного суда. Уложение состояло из двух частей. Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались главным образом нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословий, о школах и церкви.

 

3.2. Регулирование гражданско-правовых отношений

   

       Поземельные отношения строились в Германии на тех же принципах «феодальных держаний», что и других западных стран, однако в ленном праве имелись определенные особенности. Прежде всего император и его вассалы-князья не имели свободы в распоряжении ленами. Принцип обязательного пожалования наиболее почетных имперских ленов князьям лишали императора права присваивать высвободившиеся лены и присоединять их к своему домену. Существовала также специальная разновидность ленов, связанная с правом суда над населением определенного округа. Передача императором «судебного лена», который не мог дробиться, давала ленникам, князьям и графам право судить приказом короля. Действовало также правило, запрещающее вассалу отчуждать полученный лен. Продажа лена, передача его в залог допускалась только с согласия господина.

Большую роль в  германском ленном праве играл институт владения. Право владения являлось особым правом. Оно отличалось от фактического держания и защищалось особыми исками. Это право обычно приобреталось в результате символического обряда ввода во владение (инвеституры), но иногда могло возникнуть и по давности фактического владения леном (один год и один день без возражения господина). Феодальное обязательственное право основывалось прежде всего на вассально-ленных отношениях и отношениях зависимости, прямо вытекало из форм землевладения. Ленные обязательства связывали сеньора и вассала, а чиншевые оформляли отношения феодальной эксплуатации. При этом только ленные обязательства можно считать в какой-то мере договорными. В целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо.

Брачно-семейные отношения. Нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, отражали сословное неравенство, приниженное положение женщины. При неравных браках определяющим являлось состояние мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, у кого был более низкий статус. «Саксонское зерцало» выдвигает принцип общности имущества мужа и жены, поступавшего в полное распоряжение мужа. Без разрешения мужа жена не могла управлять никаким имуществом. В случае развода жена могла пожизненно пользоваться предоставленной ей мужем собственностью, «женской долей» и тем, что она принесла при вступлении в брак. В случае же смерти мужа женщина сохраняла «утренний дар» (свадебный подарок мужа), «женскую долю» и пожизненное содержание, причем «женская доля» наследовалась только по женской линии. Дети приобретали право на имущество только с согласия отца или после выделения из семьи. Принципы наследования были подчинены задаче сохранения земли в руках мужчины и также носили сословный характер. Для получения наследства получатель должен был иметь равный или более высокий статус с наследователем. По ленному праву лен переходил только к одному сыну. По земскому праву наследство получали в равных долях все сыновья или другие родственники. Имущество крепостного после его смерти переходило к господину.

Уголовное право. До «Каролины» отдельные составы преступления были зафиксированы в постановлениях о «земском мире» и записях обычного права. Среди них самыми опасными считались убийство, телесные повреждения, изнасилование, разбой, вероотступничество, колдовство, поджог, некоторые виды кражи, незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество. За них были установлены наиболее суровые наказания. За другие правонарушения, проступки назначались телесные и позорящие наказания (имперская опала, ограничение прав), вергельд, штраф, возмещение вреда.

С изданием «Каролины» появился имперский свод, содержащий некоторые общие  принципы уголовного права, а также значительный перечень преступлений и наказаний. К общим понятиям уголовного права, известным «Каролине» можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний.

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в «Каролине» на примере убийства. Ответственность за убийство исключалась в случае необходимой обороны, при «защите жизни, тела и имущества третьего лица», задержании преступника по долгу службы, и некоторых других случаях. Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убитый нападал со смертельным оружием и если подвергшийся нападению не мог уклониться от него. Уложение предписывает тщательно разбирать каждый конкретный случай необходимой обороны, поскольку правомерность ее должен был доказывать сам убийца, а неправомерность влекла за собой наказание.

«Каролина»  предусматривает и некоторые  смягчающие обстоятельства. К ним  относились: отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность), совершение преступления в «запальчивости и гневе». Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и «прямая голодная нужда».

«Каролина»  не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более-менее однородные группы.

Прежде всего  указывались преступления против религии  – богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы, а также преступления, несовместимые с христианской моралью, - распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, предметов торговли. К ним примыкали преступления против нравственности – прелюбодеяние, двоебрачие, кровосмесительство, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек.

К государственным  преступлениям относились измена, бунт против властей, различные виды и способы убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишиться права наследования.

Вся система  наказаний определялась основной целью  карательной политики – устрашением. В «Каролине» содержатся следующие основные виды наказания: смертная казнь, членовредительские наказания (урезание языка, ушей и т.п.), телесные наказания (сечение розгами); позорящие наказания (лишение прав, выставление к позорному столбу в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещение вреда и штраф. Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, чаще всего в квалифицированной форме – сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо (для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу.

Уголовное право  в различных княжествах Германии, как и юридическая доктрина, до конца XVIII в. в целом основывались на принципах «Каролины».

Процессуальное  право. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения гражданского и уголовного видов процессов. Кроме того, в Германии широкое распространение имел самосуд. В первой трети XIII в. было установлено, что самосуд считается законным в тех случаях, когда

стороны не были удовлетворены судебным решением.

Основной формой рассмотрения уголовных дел в  «Каролине» являлся инквизиционный (следственно-розыскной) процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела. Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование.

Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в  нем лица. Для этого судья занимался сбором предварительной тайной информации о преступлении и преступнике. Если суд получал данные о том, что кто- либо «опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия доказательствами, подозрениями и уликами», он заключался под стражу.

Общее расследование  сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах  дела, в целях уточнения некоторых  данных о преступлении. При этом действовал принцип «презумпции  виновности» подозреваемого. Наконец, происходило специальное расследование – подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.

Специальное расследование  являлось определяющей стадией инквизиционного  процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Для каждого преступления перечислялись виды «полных и доброкачественных доказательств, улик и подозрений». Вместе с тем по общему правилу все доказательства, улики и подозрения не могли повлечь за собой окончательного осуждения. Оно могло быть вынесено только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого. Поскольку такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно, инквизиционный процесс делал основной упор на допрос под пыткой. Таким образом, целью всего сбора доказательств фактически становилось отыскание поводов для применения пытки.

«Каролина»  не регламентировала порядок и приемы самой пытки. Она указывала 

только, что  допрос под пыткой производится в  присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Указания о конкретных приемах пытки содержались в трактатах законоведов. Известно, что в Германии XVII в. применялось более полусотни видов пытки.

Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным «судным днем» рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, «судный день» сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке – сопровождалось колокольным звоном и пр. Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные. Пытка была окончательно отменена в Пруссии в 1754 г., в Австрии – в конце XVIII в., а в ряде мелких германских княжеств – в 20-х годах XIX в.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Период средневековья, охватывавший более тысячи лет европейской  истории, представляет собой закономерный этап в процессе поступательного  развития человеческого общества. На карте средневековой Европы возникли практически все ныне существующие национальные государства. Они пришли в тесное соприкосновение, начали активно воздействовать друг на друга не только в военном, но и в хозяйственном, культурном, правовом отношениях. Отставание отдельных регионов или стран сравнительно быстро преодолевалось вследствие усвоения достижений более развитых государств.

Единство эпохе европейского средневековья придает господство феодализма, который представлял  собой не только особую совокупность социально-экономических отношений, но и обусловленную этими отношениями специфическую систему политических и правовых установлений. В политической системе средневековой Европы, несмотря на свойственную феодализму диффузию политической власти, решающая роль всегда принадлежала государству, так что даже в период максимальной феодальной раздробленности королевская власть оставалась общепризнанным олицетворением единства страны и народа. По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти (политическим режимам) феодальные государства в различных странах и на различных этапах исторического развития отличались большим разнообразием. При этом явное преобладание в период средневековья имели монархические формы правления, тогда как республиканские устройства были сравнительно редкими явлениями. Что касается политических режимов, то им были свойственны преимущественно автократические и олигархические черты.

Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление  политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим признаком верховной власти стал ее публично- правовой характер; были выработаны основы взаимоотношений различных административно-управленческих институтов местного и регионального масштаба; был решен принципиальной важности вопрос о соотношении государства и церкви.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003. - 496 c.
  2. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран 2-е изд., Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004г. — 624 с.
  3. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.
  4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах. 3-е изд., испр. - М.: Тон-Остожье, 2000. Т.1 - 528с, Т.2 - 496с.
  5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Учебное пособие под ред. проф. 3. М. Черниловского составитель В. Н.Садиков М.: 1994

1 В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.

2 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

3 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.


Информация о работе Средневековое государство Германии