Сравнительный анализ конституции России, США, Франции, Великобритании, Бельгии и Дании по форме правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть разные формы правления данных государств и сделать сравнительный анализ их форм правления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие формы правления. 2. Рассмотреть различные формы правления и сделать сравнительный анализ этих форм.

Работа содержит 1 файл

Петросьян.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Одним из главных условий сохранения парламенто - демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента.

     Исторический  прецедент быстрого, почти неконтролируемого  усиления исполнительной власти за счет прерогатив законодательной в чрезвычайных ситуациях был создан А. Линкольном. Президент в чрезвычайной ситуации гражданской войны между Севером  и Югом без санкции конгресса резко увеличил размеры армии, объявил чрезвычайное положение, по своему усмотрению использовал средства государственной казны, отменил рабство, приостановил действие некоторых конституционных гарантий прав граждан. Показательно, что Верховный суд США недвусмысленно поддержал действия президента.

     Чрезвычайные  ситуации, особенно военного времени, в любом демократическом государстве  чреваты быстрым усилением исполнительной власти вплоть до установления диктатуры. С целью минимизации такой опасности «отцами-основателями» США и была предусмотрена досрочного отстранения должностных лиц, включая президента, от власти. Оно может быть осуществлено «в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие серьезные проступки и преступления». По конституции, палате представителей предоставлено исключительное право возбуждать импичмент, она выдвигает и утверждает простым большинством голосов статьи обвинения против должностного лица. Своеобразной судебной инстанцией выступает сенат. После разбирательства дела он выносит квалифицированный большинством голосов (две трети) вердикт - виновно или нет должностное лицо. Приговор ограничивается простым отстранением от должности, после чего оно может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке.

     В истории США процедура импичмента в отношении президента применялась  лишь один раз. В 1868 г. к ответственности  был привлечен президент Э. Джонсон. Он обвинялся в противозаконной  попытке уволить военного министра. Для признания его виновным не хватило одного голоса. Однако в 1998 году была возбуждена еще одна процедура импичмента. В роле обвиняемого предстал Билл Клинтон, по обвинению в лжесвидетельстве на судебном процессе. Однако сенат и на этот раз признал президента невиновным.

     В настоящее время, по-видимому, можно говорить о создании какого-то динамического равновесия между президентской властью и конгрессом, при котором не происходит усиление одной власти за счет другой. Шаги в направлении «имперского президентства» быстро пресекаются, чем обеспечивается сохранение демократического политического строя в стране. Вместе с тем не допускается и серьезное сокращение регулирующей роли исполнительной власти внутри страны, что, в конечном счете, отражает позицию большинства избирателей, заинтересованных в социальной защищенности со стороны федерального правительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РФ И ФРАНЦИИ

     Теперь, после столь подробного рассмотрения структуры правления в США, рассмотрим как реализуются президентские формы правления в Российской Федерации и Франции.

     Президент РФ на основе и во исполнение Конституции  РФ и законов РФ издает указы имеющие  обязательную силу на всей территории страны.

     Президент имеет право издавать указы нормативного характера по ряду вопросов, относящихся к ведению парламента. Указы должны соответствовать Конституции, а парламент может отменить или изменить любой из них.

     Президент США, к примеру, издает обязательные для применения исполнительные приказы, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. На практике конгресс либо прямо делегирует президенту законодательные полномочия по определенным вопросам, либо формулирует законы в столь общих выражениях, что их применение требует детализации в нормативных указах президента.

     Во  Франции парламент может принимать  законы только по тем вопросам, перечень которых установлен конституцией. Парламент  вправе разрешить правительству  осуществлять мероприятия, обычно относимые  к сфере закона. В конечном счете  это право осуществляется президентом, так как только он может подписать ( или не подписать ) соответствующий акт правительства.

     Президент РФ обязан оформлять своим указом решения возглавляемого им Совета Федерации. В системе органов исполнительной власти США и Франции нет и намека на органы, которые вправе были бы принимать решения, обязательные для президентов.

     Президент РФ обязан представлять Совету Федерации  ежегодные доклады о положении  дел страны и информировать его  о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики РФ. Президент регулярно присутствует на на заседаниях Совета Федерации, выступает на них, отвечает на вопросы депутатов.

     В США президент периодически дает конгрессу информацию о положении  дел в стране и рекомендует  ему рассмотреть такие примеры, которые президент считает необходимыми и целесообразными. Он присутствует в конгрессе, лишь когда зачитывает свои послания ( как правило раз в году ). Процедуры ответов президента на вопросы членов конгресса во время заседаний не существует.

     Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.

     Президент РФ может вернуть закон со своими возражениями в Совет Федерации для повторного обсуждения и голосования. Если Совет Федерации двумя третями голосов подтвердит ранее принятое им решение, президент подписывает закон. Аналогичное правило существует и в отношениях президента и конгресса США.

     Президент Франции также может потребовать  от парламента нового обсуждения принятого  им закона. Но потребность возвращения  закона в парламент в значительной степени уменьшается, а то и вовсе  исчезает в связи с тем обстоятельством, что обсуждение законопроектов в парламенте происходит только по тексту, представленному правительством, а к тексту, выработанному в случае разногласий между палатами смешанной комиссией не может быть принята никакая поправка, если с ней не согласно правительство.

     Президенты РФ и США не имеют никаких полномочий на роспуск парламента. Во Франции президент может распустить Национальное собрание. При принятии такого решения он руководствуется собственными соображениями и лишь консультируется с премьер-министром и председателями палат парламента, но мнения этих лиц для него не обязательны.

     Президент РФ имеет в своем подчинении Кабинет  министров, который формируется  им с учетом мнений Совета Федерации. Кабинет министров самостоятельно принимает свои постановления и  распоряжения которые могут быть отменены президентом и Советом Федерации. Структура кабинета определяется Советом Федерации по предложению президента. В США определение структуры кабинета - личная прерогатива президента, который является главой правительства и потому конгресс не имеет никакого влияния на назначение или освобождение главы правительства ( если только он не уличен в государственной измене, взяточничестве или других преступлениях ). Французский президент председательствует в совете министров. Содержание решений правительства зависит от президента, так как только он подписывает ордонансы и декреты, обсужденные в совете министров, то есть придает им законную силу, а может и отказать в этом. Состав правительства определяется президентом по представлении премьер-министра. Парламент одобряет или отклоняет программу правительства, но не кандидатуру премьер-министра.

     Назначение  президентом РФ членов кабинета министров  требует согласия Совета Федерации. Освобождение их от должности также  должно быть согласованно с Советом Федерации. Президент США назначает глав министерства с совета и согласия сената. Но вопрос об освобождении министров президент на практике не согласовывает с сенатом. Французский президент назначает по предложению премьер-министра других членов правительства и прекращает их полномочия. Ни в том ни в другом случае согласия парламента не требуется.

     Выражение Советом Федерации недоверия  кабинету министров влечет за собой  его отставку. Президент не может  воспрепятствовать отставке кабинета. Конгресс США не имеет права принимать решение об отставке кабинета. Во Франции парламент может выразить недоверие правительству. В этом случае премьер обязан вручить президенту заявление об отставке правительства. Президент либо принимает отставку, либо распускает парламент.

     Президенты  РФ,США и Франции являются главнокомандующими вооруженными силами страны.

     В РФ президент объявляет общую  или частичную мобилизацию, объявляет  военное положение в отдельных  местностях. Военное положение по всей стране может быть введено только Советом Федерации. Президент также объявляет состояние войны в случае нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Совета Федерации. В случае необходимости выполнения международных договорных обязательств решение об объявлении состояния войны и использовании Вооруженных Сил принимается только Советом Федерации. В США только конгресс объявляет войну. Но если президент вынужден без промедления и без предварительного согласия конгресса использовать вооруженные силы то он может это сделать представив в течение 48 часов доклад о причинах такой акции. Она не может продолжаться более 60 дней если конгресс не продлит этот срок. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту. Вооруженными силами распоряжается правительство, в котором председательствует президент. Осадное положение декретируется советом министров, но декрет подписывается президентом.

     В случае восстания против правительства  какого-либо штата президент США  может по ходатайству властей  штата президент США может  по ходатайству властей штата использовать для подавления восстания Национальную гвардию и регулярные войска. Если президент считает, что в штате организуются незаконные препятствия функционированию государственной власти и исполнению законов, создаются и активизируются незаконные объединения или вспыхивают мятежи, он может самостоятельно, без помощи со стороны властей штата, использовать Национальную гвардию и регулярные войска для восстановления порядка. Президент вправе использовать вооруженные силы в случае неспособности властей обеспечить исполнение законов США обычными средствами. Решение президента о применении его военных полномочий внутри страны не подлежит судебному рассмотрению.

     Когда институты Французской республики, независимость нации, целостность  территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей прервано, президент принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами. Не предусматривается необходимость разрешения или необходимость разрешения или одобрения этих мер кем бы то ни было. Президент должен только проконсультироваться по этому поводу с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом, мнение которых для него не обязательно. Объем принимаемых президентом мер неограничен и дает ему возможность фактически подменять собой и правительство, и парламент.

     Президентское правление может вводиться президентом  РФ как временная мера в местностях, где в описанном выше порядке уже объявлено чрезвычайное положение, и при условии, что в этих местностях органы государственной власти и управления не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций президентское правление вводится при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

     Президент РФ может быть смещен парламентом  в случае нарушения им Конституции  и законов РФ. Решение о смещении принимается не менее чем двумя  третями голосов от общего числа  депутатов. В США президент может  быть отстранен от должности после осуждения за государственную измену, взяточничество или другие преступления. Дело по отстранению президента возбуждается палатой представителей и рассматривается сенатом. Он не может быть осужден без согласия двух третей присутствующих сенаторов. Президент Франции не несет ответственности за действия, совершаемые им при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено только идентичными решениями палат парламента. Судит президента высшая палата правосудия.

     Таким образом как мы видим, хотя и при  установлении в России президента было очень много мнений о том что  президент это почти то же самое, если не хуже чем монарх, на самом  деле это не так. Все зависит от конституции и предоставляемых ею полномочий президенту. В разных странах разные права и возможности у президентов. В США на данный момент наблюдается баланс между законодательной властью ( конгрессом ) и исполнительной ( президент ). Во Франции у президента прав больше чем где бы то ни было. А вот в России как раз наоборот, прав у президента намного меньше чем в других странах. Правда с выходом новой Конституции РФ прав и полномочий у нашего президента стало несколько побольше.  
 

V. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

     Таким образом, на основе рассмотренного материала, можно выделить следующие отличительные  особенности данных форм правления.

     Парламентарная  форма государственного устройства существует в двух вариантах - парламентская  монархия и парламентская республика.

     При парламентской монархии:

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов  на выборах в парламент;

Информация о работе Сравнительный анализ конституции России, США, Франции, Великобритании, Бельгии и Дании по форме правления