Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:46, курсовая работа
Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конституция – основной источник конституционного права зарубежных стран.
Понятие, сущность, юридические свойства конституции.
Форма и структура конституций.
Порядок принятия конституций и внесения в них изменений.
Глава 2. Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик.
Если же на народное голосование выносится проект, подготовленный правительством помимо парламента, а подчас и вопреки ему (в «социалистических» странах - подготовленный в недрах аппарата компартии и лишь формально одобренный парламентом), то конституционный референдум зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу доверие правительству (в «социалистических» странах - руководству компартии). Избиратели в таких условиях обычно подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные конституционные акты. Например, Конституция Франции 1958 года одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса, Конституция Чили 1980 года - в условиях диктатуры генерала А. Пиночета, конституции ГДР 1968 года, Болгарии 1971 года, Кубы 1976 года - в условиях тоталитарного режима, когда свобода выбора избирателей либо отсутствовала, либо была серьезно ограничена.
Изменение конституций.
Одним из юридических свойств конституции, как отмечалось, является ее стабильность. Из этого, однако, не следует, что конституция не подлежит ни при каких условиях изменениям и дополнениям. В ней должны найти отражение качественные изменения тех общественных отношений, которые составляли предмет регулирования в момент принятия основного закона. В противном случае она рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативную силу и имеющий мало общего с реальной действительностью. Юридической гарантией стабильности конституции является особый порядок ее изменения, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона.
Традиционно в конституционной доктрине конституции по способу изменения подразделяются на:
Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.
Чаще всего для изменения
конституции устанавливается
Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.
Гибкие конституции изменяются путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль) либо определенные части писаных (Индия).
Гибкие конституции - это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года.
В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента6.
Способы инкорпорирования поправок в текст конституции:
Первый способ имеет то преимущество, что не требует от правоприменителя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них действуют в настоящий момент, а кроме того, обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу.
Сравнительный анализ конституций Литвы и Латвии.
Прежде
чем, мы с Вами, перейдем
к непосредственному
конституций, следует отметить, что конституции Литвы и Латвии, являются
свободным волеизъявлением народа этих государств.
Литва |
Латвия |
конституция Литовской Республики была принята путем референдума 25 октября 1992 года |
конституция Латвийской Республики была принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года. |
Исходя из выше приведенных данных, следует отметить, что правительство Латвийского государства непосредственно после получения статуса независимого государства, приняло Конституцию Латвийской Республики по состоянию на 1922 год, тогда как, правительство Литовской Республики пошло на создание совершенно новой Конституции, но опираясь на текст, ранее имевшего быть место Конституции.
Литва |
Латвия |
конституция состоит из XIV глав, и имеет 154 статьи конституции |
конституция состоит из VII разделов и имеет 88 пунктов конституции |
При рассмотрении первых частей конституций Литвы и Латвии можно отметить, что данные государства провозглашаются независимыми, суверенными и суверенная власть принадлежит народу этих государств, чье волеизъявлениеосуществляется через представителей избранных демократическим путем.
Литва |
Латвия |
Государственной атрибутикой является: флаг: желтый, зеленый, красный; герб: белый Витис на красном фоне; гимн: «Национальная песнь»;В.Кудирки;столица: Вильнюс. |
Государственной атрибутикой является: флаг: красный с белой полосой; |
Здесь же следует отметить, что в отличии от Литовского варианта
конституции, в Латвийском отсутствует ссылка на гимн и столицу данного государства.
При анализе статей конституции отвечающих за описание государства,
места человека в государстве (обществе), я отметила, что в варианте
конституции Литвы права и обязанности гражданина этой страны очень подробно описаны, тогда как, в конституции Латвии, ссылки на права и обязанности я не нашла, за исключением того, что активным избирательным правом гражданин Латвии обладает с 18 лет. То есть, из данного контекста следует, что граждане Литовской Республики, имеют более сильную, моральную и социальную поддержку со стороны своего государства, которое в варианте своей конституции более конкретнее указывает на значимость каждого гражданина для государства и общества, что к сожалению нельзя отметить в отношении граждан Латвии.
Итак, от прав и обязанностей граждан мы перейдем к рассмотрению
высших законодательных органов Литвы и Латвии.
Литва |
Латвия |
Сейм: 1. Состоит из 141 члена, избираемых сроком на четыре года на основе прямых, всеобщих, равных выборов, путем тайного голосования. 2. Возрастной ценз для представителя Сейма 25 лет. 3. Личность члена Сейма неприкосновенна, без согласия Сейма его нельзя привлечь к уголовной ответственности, хотя за оскорбление личности или клевету он может привлекаться к ответственности в общем порядке. 4. Президиум Сейма состоит из Председателя Сейма и его заместителя. 5. Открывает первое собрание Сейма старейший из представителей Сейма. 6. Право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а так же законодательной инициативой обладают граждане Литовской Республики ( 50 тысяч граждан могут представить проект закона, который Сейм обязан рассмотреть). 7. Члены Сейма за грубое нарушение Конституции либо за нарушение присяги, а также при выявлении факта преступления большинством 3/5 голосов всех членов Сейма могут быть отстранены от занимаемых должностей или лишены мандата члена Сейма. |
Саэйм: 1. Состоит из 100 представителей народа, избираемых сроком на три года на основе прямого,
всеобщего, равного,тайного и 2. Возрастной ценз для представителя Саэйма 21 год. 3. Личность члена Саэйма неприкосновенна, без согласия Саэйма его нельзя привлечь к уголовной ответственности. 4. Президиум Саэйма состоит из председателя Президиума, его двух товарищей и секретарей. 5. Открывает общее собрание Саэйма председатель предыдущего Саэйма или, по поручению президиума другой член президиума. 6. Право законодательной инициативы принадлежит членам Саэйма. 7. Саэйм обладает правом амнистии. |
Литва |
Латвия |
Президент: 1. Избирается гражданин Литовской республики по происхождению, которому на момент выборов исполнилось не менее 40 лет, и который не менее 3-х лет проживает постоянно на территории Литвы. 2. Избирается сроком на 5 лет и не может быть избран более 2-х раз подряд. 3. Избирается гражданами Литовской Республики на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования. 4. Выборы проводятся в последнее воскресенье за два месяца до истечения срока полномочий президента. 5. После роспуска старого Сейма, вновь избранный Сейм
большинством голосов 3/5 всех членов Сейма в течение
30 дней со дня первого заседания могут
объявить досрочные выборы Президента
государства. 6. Президент назначает Премьер-министра, поручает ему создание Правительства Республики. 7. Представляет государство в международных отношениях. 8. Личность Президента Республики неприкосновенна: до тех пор, пока он исполняет свои обязанности. 9. Он может быть досрочно отстранен от обязанностей только в случае грубого нарушения Конституции или присяги, а также в случае выявления факта совершения преступления. 10. Вопрос отстранения Президента Республики решается Сеймом в порядке процесса импичмента. 11. Президент республики имеет резиденцию. |
Президент: 1. Избирается гражданин Латвийской республики которому на момент выборов исполнилось не менее 40 лет. 2. Избирается сроком на 3 года, одно и то же лицо не может быть президентом более 6 лет подряд. 3. Избирается закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса членов Саэйма. 4. Если на проводимом народном голосовании более половины голосов против роспуска действующего Саэйма, то Президент государства считается смещенным и Саэйм избирает нового Президента на остающийся срок полномочий смещенного Президента. 5. Так же по предложению не менее половины всех членов Саэйма, Саэйм на закрытом заседании большинством голосов не менее 2/3 всех членов Саэйма может постановить о смещении Президента государства, и незамедлительно избирает нового. 6. Президент назначает лицо, которому поручает создание Кабинета министров. 7. Представляет государство в международных отношениях. 8. Ему принадлежит право законодательной инициативы. 9. Является руководителем вооруженных сил государства. 10. Ему принадлежит право помилования преступников. 11. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. 12.Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия большинства членов Саэйма, не менее 2/3 голосов. |
Информация о работе Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик