Сравнительная характеристика государственно-политического развития Югославии и КНР в 1940-1980-ее годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Вторая мировая война (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945) – война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшей войной в истории человечества. В войне участвовало 62 государства из 73, существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трех континентов и в водах четырех океанов. После ее завершения на карте мира возникла новая группа социалистических стран, в том числе Югославия (Европа) и Китайская Народная Республика (Юго-Восточная Азия). Развитие этих стран в 1940-1980-ее годы было весьма интересно, они часто шли по разным путям развития. Данную тему необходимо изучать сейчас, чтобы лучше понять суть самого государственно-политического развития социалистических стран, узнать прошлое этих стран и подумать, возможен ли был другой путь развития.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 31.04 Кб (Скачать)

1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

Вторая мировая  война (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945) – война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшей войной в истории человечества. В войне  участвовало 62 государства из 73, существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трех континентов и  в водах четырех океанов. После ее завершения на карте мира возникла новая группа социалистических стран, в том числе Югославия (Европа) и Китайская Народная Республика (Юго-Восточная Азия). Развитие этих стран в 1940-1980-ее годы было весьма интересно, они часто шли по разным путям развития. Данную тему необходимо изучать сейчас, чтобы лучше понять суть самого государственно-политического развития социалистических стран, узнать прошлое этих стран и подумать, возможен ли был другой путь развития. 

1.2. Социалистический  политический режим. 

Для социалистического  политического режима были характерны:

  • Бюрократическая жесткость.
  • Негибкость правительственных и партийных институтов и проводимой ими практики.
  • Преобладание командно-административных приемов регулирования управленческой и законодательной сфер.
  • Представление социалистического права как способа дисциплинирования и контроля в обществе и государстве
  • Сверхцентрализованное и сверхбюрократизированное управление государством, партией и массовыми общественными организациями.
 

1.3. Цель работы.

Целью данной работы является сравнительный анализ развития социалистических стран, на примере  Югославии и КНР.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Причины и предпосылки образования Югославии и КНР. Модель построения социализма в этих странах.

2) Сравнительный анализ государственно-политического развития Югославии и КНР.

3) Результаты развития Югославии и КНР.

2. Сравнительная  характеристика государственно-политического  развития Югославии и КНР в  1940-1980-ее годы. 

2.1. Причины и предпосылки  образования Югославии  и КНР. Модель построения социализма в этих странах.  

Югославия. 

В годы войны  Югославия была оккупирована немецкими  и итальянскими войсками. В ходе освободительной борьбы решались различные задачи – восстановление независимости либо смена политико-властного режима. Значительную роль сыграло то обстоятельство, что освобождение проходило при поддержке Советского Союза и в Югославии руководили компартии,  ставшие самой влиятельной политической силой. Пользуясь поддержкой Советского Союза, компартии быстро вошли в состав всех послевоенных правительств и довольно быстро установили свою монополию на формулирование и осуществление программ «строительства социализма». В конце 1940-х гг. возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Сталиным, что привело к разрыву отношений с СССР в 1948 году.  В годы правления Тито Югославия выполняла роль посредника между Западом и некоторыми коммунистическими режимами.  Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться. Моделью построения социализма в Югославии была модель самоуправленческого социализмаОна предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.    
 
 
 
 

Китайская Народная Республика. 

К 1949 г. вооружённые силы КПК одержали победу в гражданской войне в Китае. Если бы не советская помощь коммунистам, правительству Китайской Республики было бы нетрудно справиться с КПК и её вооружёнными силами, причём Гоминьдан мог защитить свою власть самостоятельно — без помощи США, тогда как «Компартия Китая своих возможностей для вооружённого захвата власти не имела и опиралась на Советский Союз». 

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958—1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена «культурная революция»1966—1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками и др.)  Модель построения социализма в КНР по своей сути была повторением сталинского эксперимента, но в более жесткой форме.    

Вывод: таким образом, причины возникновения Югославии и КНР были практически одинаковы, то есть после войны появились проблемы, которые возможно было решить только с помощью смены государственно-политического режима. Но, если в Югославии модель построения социализма была самоуправленческий социализм, с использованием противоречий капитализма и социализма, то в КНР использовалась модель «сталинского социализма» в более жесткой форме. Это их различия.  

2.2. Сравнительный анализ  государственно-политического  развития Югославии  и КНР. 

Югославия.

После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией, состоявшей из шести союзных республик под названиями Демократическая Федеративная Югославия (с 1943 года), Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) (с 1945 года), Социалистическая Федеративная Республика (СФРЮ) (c 1963 года).

В качестве модели национального строительства в  социалистической Югославии был  избран федерализм. Это положение было отражено в постановлении II сессии Антифашистского Веча Народного Освобождения Югославии от 29 ноября 1946 года «Об образовании Югославии на федеративных началах». Законодательно федеративное устройство было закреплено в Конституции 1946 года.

В связи с  тем, что руководители Компартии  Югославии отказались подчиниться  диктату  Сталина по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию, произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 г. советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Началась пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию югославского руководства. Утверждалось, что в Югославии существует «антикоммунистический полицейский режим фашистского типа». Официальные советские издания писали в этот период о «кровавой клике Тито - Ранковича»; по некоторым данным, советские спецслужбы готовили покушение на Тито, отменённое из-за смерти Сталина.

Хотя после  смерти Сталина отношения с СССР улучшились, Югославия не стала членом Организации Варшавского договора, а, напротив, в противовес ей создала Движение неприсоединения.

Согласно Конституции  СФРЮ, принятой в 1974 году, субъектами федерации  были шесть социалистических республик  и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными. Национально-государственная  реформа Тито привела к определённым успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в  стране снизился накал межэтнических  отношений. Руководство страны заявило  о появлении новой наднациональной  этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя по национальности югославами (как правило, это были люди, рождённые в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5 %.

Изначально при  создании "Второй Югославии" религия  отделялась от государства, однако гонений  на религию и религиозных деятелей в социалистической Югославии не было. В стране действовали три  основные традиционные религии: православие, католицизм и ислам.

Была упразднена многопартийная система. В результате так называемых посткоммунистических реформ и революций Югославия вступила на путь созидания переходной демократии, когда «дорога свободы открыта, но дорога к демократии неясна и неопределенна».  

Китайская Народная Республика.

К концу затяжной войны китайского народа против агрессии военно-импералистической Японии (1937-1945) сложились благоприятные условия для завершения и конституционного оформления результатов освободительного движения, направленного также против колониальных притязаний европейских держав и США. В 1943 году союзники Китая (США, Англия, Франция и др.) отменили неравноправные договоры с этой страной, а позже, при создании ООН, Китай стал одним из пяти постоянных членов Совета безопасности (наряду с Англией, Францией, США и СССР). Однако внутри страны продолжало существовать военно-политическое противостояние двух лагерей – Гоминьдана (национальная партия с лидером Чан Кайши) и Коммунистической партии Китая (КПК) (лидер Мао Цзэдун). К концу войны под контролем компартии проживало около четверти населения страны. В условиях многолетних гражданских и национально-освободительных войн компартия подвергалась военизации, а ее программные установки – националистическим перетолкованиям, которые способствовали возникновению «китаизированного марксизма» с лозунгом уже не диктатуры пролетариата, а демократической диктатуры народа (1949).

В 1952 году была выработана генеральная линия на так называемый переходный период к социализму, который  включал в себя, прежде всего «социалистическую» индустриализацию и «социалистические» преобразования. Эти положения были включены в Конституцию 1954 года.

В 1958 году компартия  уточняет свою «генеральную линию». Она  решает форсировать экономические  преобразования, осуществить «большой скачок» и разом достичь светлого будущего, действуя по принципу: «три года напряженного труда – десять тысяч  лет счастья». Но это было очень  утопическим. Однако уже через три  года Мао поощрил кампанию по подталкиванию истории, которая известна как «великая пролетарская культурная революция». Это вызвало бурю негодования со стороны общества, насилие и хаос пришлось подавлять с помощью армии. После кончины Мао в сентябре 1976 года, началось осуществление новых реформ в экономической, политической, технологической и военной областях. Этот год стал точкой отсчета нового периода социальной истории Китая, поскольку социалистическая страна с четвертью населения Земли достигла впечатляющих успехов, избежав угрозы надвигавшегося голода и добившись ежегодного прироста производства на 12-13 %. Реформы впоследствии были названы Дэн Сяопином, главным инициатором этих перемен, строительством «социализма с китайской спецификой». Отныне социализм не мыслился без высокоразвитой экономики.  Теория «социализма с китайской спецификой» является своеобразной компромиссной платформой для фракций догматиков и прагматиков внутри партии, для консерваторов и реформаторов внутри властных структур и оправданием многоукладности «социалистической рыночной экономики».

Вывод: таким образом, обе эти страны были на подъеме, социализм процветал и развитие, не смотря на некоторые трудности, проходило благоприятно.      

2.3.Результаты  развития Югославии  и КНР. 

Югославия.  

После смерти президента Тито лидеры югославской  федерации объявили о намерении  продолжать прежний курс. Была согласована  система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители  республик и краев. Правительство  страны в 1982–1986 возглавляла Милка  Планинц, а в 1986–1988 – Бранко Микулич.

На протяжении 1980-х экономические проблемы в  Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 была принята программа  экономической стабилизации, которая  включала меры, направленные на повышение  производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик  и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового  и платежного дефицита, а также  проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 внешняя задолженность  страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения  сократились на 7%.

Экономические и социальные трудности привели  к ухудшению отношений между  отдельными республиками и краями Югославии  и способствовали нарастанию националистических настроений. В итоге Югославия стала распадаться.  

Китайская Народная Республика.  

Китайская Народная Республика развивалась очень  бурно, не смотря на все препятствия. Большую роль в этом сыграли реформы  Дэна Сяопина. Именно Дэн Сяопин сумел вывести Китай из состояния хаоса, отсталости и изоляции и направить его на путь интенсивного социально-экономического развития. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа. 

Вывод: таким образом, Югославия прекратила свое существование из-за возникшего кризиса. Но КНР не только существует и в наши дни, эта республика процветает, не смотря на все сложности в начале ее государственно-политического развития.

3. Заключение.  

Информация о работе Сравнительная характеристика государственно-политического развития Югославии и КНР в 1940-1980-ее годы