Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:25, лабораторная работа
О времени, в которое жил царь Нума, также идут оживленные споры, хотя, казалось бы, существуют точные и полные родословные его потомков. Но некий Клодий в «Исследовании времен» решительно настаивает на том, что первоначальные записи исчезли, когда город был разрушен кельтами, те же, которые показывают ныне, лживы, ибо составлены в угоду некоторым людям, вознамерившимся без всякого на то права протиснуться в древнейшие и самые знатные дома - так описывает Плутарх происхождение Нумы Помпилия.
Вступление………………………………………………………………………...3
Сравнительная характеристика деятельности Нумы Помпилия………………4
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………………...13
Эссе на тему
«Сравнительная характеристика деятельности Нумы Помпилия
по Титу Ливию и Плутарху»
Содержание
Вступление……………………………………………………
Сравнительная характеристика деятельности Нумы Помпилия………………4
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Вступление
О времени, в которое жил царь Нума, также идут оживленные споры, хотя, казалось бы, существуют точные и полные родословные его потомков. Но некий Клодий в «Исследовании времен» решительно настаивает на том, что первоначальные записи исчезли, когда город был разрушен кельтами, те же, которые показывают ныне, лживы, ибо составлены в угоду некоторым людям, вознамерившимся без всякого на то права протиснуться в древнейшие и самые знатные дома - так описывает Плутарх происхождение Нумы Помпилия. И на самом деле, вокруг Нумы существует множество легенд и мифов. И авторы по-разному интерпретируют его деятельность. В своём эссе я хочу разобраться в деятельности Нумы, сравнив характеристики двух авторов – Тита Ливия и Плутарха. Эти авторы достаточно полно рассказывают нам о его деятельности, приводя различные примеры. Но не стоит забывать, что оба автора жили уже в Римской империи, причём Плутарх в своём произведении делал упор на греческих деятелей. Тем не менее, эти авторы иллюстрируют нам достаточно полную картину деятельности Нумы.
Сравнительная характеристика деятельности Нумы Помпилия
После смерти Ромула, встал вопрос о новом царе. Началось противостояние сената и сабинян, у которых тоже не было царя. Этот период называется междуцарствием. В это время Римом правил сенат. Но народ хотел иметь над собой царя, и такое положение дел их не устраивало. Сенату пришлось уступить и предоставить народу право выбора нового царя, так как кандидатуры у них не было. И народ выбрал Нуму. Нума был родом из Кур, знаменитого в Сабинской земле города, по имени которого римляне прозвали себя и соединившихся с ними сабинян «квиритами». Его отец, Помпоний, пользовался уважением сограждан и имел четверых сыновей; Нума был самый младший. Божественным изволением он родился в день, когда Ромул основал Рим, — за одиннадцать дней до майских календ. Нрав его, от природы склонный ко всяческой добродетели, еще более усовершенствовался благодаря воспитанию жизненным бедствиям и философии: Нума не только очистил душу от порицаемых всеми страстей, но отрешился и от насилия, и от корыстолюбия (которые у варваров отнюдь не считаются пороками), отрешился, истинное мужество видя в том, чтобы смирять в себе желания уздою разума. Он изгнал из своего дома роскошь и расточительность, был для каждого согражданина, для каждого чужестранца безукоризненным судьей и советчиком, свой досуг посвящал не удовольствиям и не стяжанию, а служению богам и размышлению об их естестве и могуществе и всем этим приобрел славу столь громкую что Татий, соправитель Ромула в Риме, выдал за него замуж свою единственную дочь Татию. Впрочем, брак не побудил Нуму переселиться к тестю, но, чтобы ходить за престарелым отцом, он остался в Сабинской земле — вместе с Татией: она также предпочла спокойствие частной жизни, которую вел ее муж, почестям и славе в Риме, рядом с отцом. На тринадцатом году после свадьбы она умерла. Тогда Нума, как сообщают, оставил город, полюбил одинокую, скитальческую жизнь под открытым небом и большую часть времени проводил в священных рощах, на лугах, отданных в дар богам, среди пустынных мест. Вот откуда, бесспорно, и слухи о связи с богиней: не в смятении, не в душевной тревоге прервал-де Нума общение с людьми, но вкусив от радостей более возвышенных — удостоившись божественного брака (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Таким образом, у Нумы, как и Ромула, была часть божественного – необходимая часть для царя того времени. Нуме шел уже сороковой год, когда из Рима прибыли послы звать его на царство. Приглашенный в Рим, он, следуя примеру Ромула, который принял царскую власть, испытав птицегаданием волю богов касательно основания города, повелел и о себе воспросить богов (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Нума решил править с помощью закона, обычаев и традиций. Видя, что ко всему этому невозможно привыкнуть среди войн, ибо ратная служба ожесточает сердца, он счел необходимым смягчить нравы народа, отучая его от оружия, и потому в самом низу Аргилета воздвиг храм Януса — показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые — что все окрестные народы замирены (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Однако Плутарх говорит, что началось правление «с того, что распустил отряд из трехсот телохранителей, которых Ромул постоянно держал вокруг себя и которых называл «келерами», то есть «проворными», — Нума считал для себя невозможным не доверять тем, кто оказал ему доверие, равно как и царствовать над теми, кто ему не доверяет». Как мы видим, источники разнятся в описании правления Нумы. Скорей всего это связано, что авторы пользовались разными источниками, потому что вокруг Нумы сложилось множество легенд, и каждый автор выбирал лишь те, которые он считал более правдивыми по тем или иным причинам. Затем, Нума, чтобы укротить воинственный нрав римлян, внушает суеверный страх. Связав союзными договорами всех соседей, Нума запер храм (храм Януса — показатель войны и мира), а чтобы с избавленьем от внешней опасности не развратились праздностью те, кого прежде обуздывал страх перед неприятелем и воинская строгость, он решил вселить в них страх пред богами — действеннейшее средство для непросвещенной и, сообразно тем временам, грубой толпы. А поскольку сделать, чтобы страх этот вошел в их души, нельзя было иначе, как придумав какое-нибудь чудо, Нума притворился, будто по ночам сходится с богиней Эгерией; по ее-де наущению и учреждает он священнодействия, которые богам всего угоднее, назначает для каждого бога особых жрецов (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Плутарх же говорит: «Устраивая и сам возглавляя многочисленные жертвоприношения, шествия и хороводы, в которых торжественная важность сочеталась с приятной и радостной забавой, он ласкою утишал строптивый и воинственный нрав римлян. Иногда же, напротив, он говорил им о бедах, которые уготовало божество, о чудовищных призраках, о грозных голосах и, внушая им суеверный ужас, подавлял и сокрушал их дух». Нума понимал, чтобы скрепить народ законом, нужно сначала добиться расположения и укротить дух. Учитывая, что народ был суеверный, Нума пользовался этим в достижении своих целей.
Нума разделил год — сообразно с ходом луны — на двенадцать месяцев, а так как тридцати дней в лунном месяце нет и лунному году недостает одиннадцати дней до полного, образуемого кругооборотом солнца, то, вставляя добавочные месяцы, он рассчитал время так, чтобы на каждый двадцатый год любой день приходился на то же самое положение солнца, что и в исходном году, а совокупная продолжительность всех двадцати лет по числу дней была полной. Нума же учредил дни присутственные и неприсутственные, так как небесполезно было для будущего, чтобы дела, ведущиеся перед народом, на какое-то время приостанавливались (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Далее Нуме приписывают учреждение должности верховных жрецов (римляне зовут их «понтификами») и говорят, что первым их главою был сам царь (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Затем Нума занялся назначением жрецов, хотя многие священнодействия совершал сам — особенно те, что ныне в ведении Юпитерова фламина. Но так как в воинственном государстве, думалось ему, больше будет царей, подобных Ромулу, нежели Нуме, и они будут сами ходить на войну, то, чтобы не оставались в пренебрежении связанные с царским саном священнодействия, он поставил безотлучного жреца — фламина Юпитера, отличив его особым убором и царским курульным креслом. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого — Квирину. Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалованье от казны, а отличив их девством и прочими знаками святости, дал им общее уважение и неприкосновенность. Точно так же избрал он двенадцать салиев для служения Марсу Градиву; им в знак отличия он дал разукрашенную тунику, а поверх туники бронзовый нагрудник и повелел носить небесные щиты, именуемые «анцилиями», и с песнопениями проходить по городу в торжественной пляске на три счета. Затем он избрал понтифика — Нуму Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, — и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершаться и откуда должны выдаваться потребные для этого деньги (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Первыми, как сообщают, Нума посвятил в весталки Геганию и Верению, затем — Канулею и Тарпею. Впоследствии Сервий прибавил к четырем еще двух, и это число остается неизменным вплоть до сего дня. Царь назначил священным девам тридцатилетний срок целомудрия: первое десятилетие они учатся тому, что должны делать, второе — делают то, чему выучились, третье — сами учат других. По истечении этого срока им разрешено выходить замуж и жить, как вздумается, сложив с себя жреческий сан. Не многие, однако, воспользовались этим правом, те же, что воспользовались, не были счастливы, но весь остаток жизни мучились и раскаивались; пример их поверг остальных в суеверный ужас, и они до старости, до самой смерти, твердо блюли обет девства (Плутарх «Сравнительные Жизнеописания»). Чтобы хранить неугасимый огонь, Нума, по преданию, воздвиг также храм Весты. Нума выстроил подле храма Весты так называемую «Регию» — царский дом и почти все время проводил там, творя священные обряды, наставляя жрецов или вместе с ними размышляя о божественных предметах. На холме Квирина у царя был еще один дом, и римляне до сих пор показывают место, на котором он стоял. Во время торжественных шествий и вообще всяких процессий с участием жрецов впереди выступали глашатаи, повелевая гражданам прекратить работы и отдаться покою (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Как я уже отмечал, действия Нумы были направлены на укрощение римского народа, и его деятельность была успешной. Забыв о насилиях и оружии, весь народ; умы были заняты, а постоянное усердье к богам, которые, казалось, и сами участвовали в людских заботах, исполнило все сердца таким благочестием, что государством правили верность и клятва, а не покорность законам и страх перед карой (Тит Ливий «История Рима от основания города», I). Плутарх также отмечает, что Нуме удалось укротить римлян: «Воспитание в духе благочестия исполнило город такою покорностью, таким восхищением пред могуществом Нумы, что речи, совершенно несообразные и баснословные, стали приниматься на веру: римляне решили, что для их царя нет ничего невозможного — стоит ему только захотеть. Говорят, что однажды, позвав к себе много народу, он предложил гостям самые дешевые и простые кушанья на весьма неприглядной посуде. Когда обед уже начался, царь вдруг заявил, что к нему пришла богиня, его возлюбленная, и в тот же миг повсюду появились драгоценные кубки, а стол ломился от всевозможных яств и богатой утвари». По преданию, Нума впервые воздвиг храмы Верности и Термина. Он внушил римлянам, что клятва Верностью — величайшая из всех клятв, и они держатся этого убеждения и посейчас. Термин — божественное олицетворение границы; ему приносят жертвы, общественные и частные, на рубежах полей, ныне — кровавые, но когда-то — бескровные: Нума мудро рассудил, что бог рубежей, страж мира и свидетель справедливости, не должен быть запятнан убийством. По-видимому, вообще лишь Нума впервые провел границы римских владений: Ромул не хотел мерить свою землю, чтобы не признаваться, сколько земли отнял он у других. Ведь рубеж, если его соблюдать, сковывает силу, а если не соблюдать, — уличает в насилии. В самом начале владения Рима были очень невелики, и в дальнейшем большую их часть Ромул приобрел вооруженной рукой (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Из этого отрывка можно сказать, что Нума понимал, какое наследство оставил ему. Я не собираюсь в чём-то винить Ромула, ведь на тот момент политика Ромула была успешной и нужной. Но после завоеваний нужно было как-то управлять большой территорией с пёстрой племенной структурой. Ведь у каждого племени были свои обычаи. И я считаю, что политика Нумы была оправдана. Он смог не только сохранить целостность Рима, но и объединить разные племена с помощью суеверного страха. Все эти новые приобретения Нума разделил меж неимущими гражданами, дабы уничтожить бедность, неизбежно ведущую к преступлениям, и обратить к земледелию народ, умиротворив его вместе с землею. Нет другого занятия, которое бы столь же быстро внушало страстную привязанность к миру, как труд на земле: он сохраняет воинскую доблесть, потребную для защиты своего добра, но совершенно искореняет воинственность, служащую несправедливости и корысти. Поэтому Нума, видя в земледелии своего рода приворотное средство, которым он потчевал граждан в намерении привить им любовь к миру, и ,ценя его как путь скорее к добрым нравам, нежели к богатству, разделил землю на участки, которые назвал «пагами», и над каждым поставил надзирателя и стража. Случалось, что он и сам обходил поля, судя о характере того или иного гражданина по его работе, и одним свидетельствовал свое уважение и доверие, а других, нерадивых и беззаботных, бранил и порицал, стараясь образумить (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Среди остальных государственных преобразований Нумы наиболее замечательно разделение граждан соответственно их занятиям. Казалось, что в Риме объединены, как мы уже говорили, два народа, но вернее город был расколот надвое и никоим образом не желал слиться воедино, ни (если можно прибегнуть к такому выражению) стереть, зачеркнуть существующие различия и разногласия; между враждебными сторонами шли беспрерывные столкновения и споры, и Нума, рассудив, что, когда хотят смешать твердые и по природе своей плохо поддающиеся смешению тела, их ломают и крошат, ибо малые размеры частиц способствуют взаимному сближению, решил разбить весь народ на множество разрядов, чтобы заставить первоначальное и основное различие исчезнуть, рассеявшись среди менее значительных. Итак, царь создал, соответственно роду занятий, цехи флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, дубильщиков, медников и гончаров; все же остальные ремесла он свел в один цех. Каждому цеху Нума дал право на подобающие ему собрания и назначил религиозные обряды, впервые изгнав из города то чувство обособленности, которое побуждало одних называть и считать себя сабинянами, других — римлянами, одних — согражданами Татия, других — Ромула (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). Думаю, стоить отметить, таких данных у Тита Ливия нет. Как я уже говорил, это скорей всего связано с тем, что авторы использовали разные источники. Хвалят еще поправку к закону, разрешавшему отцам продавать своих сыновей: Нума сделал из него исключение в пользу женатых, если брак был заключен с одобрения и по приказу отца. Царь видел страшную несправедливость в том, что женщина, вышедшая замуж за свободного, вдруг оказывается женою раба ( Плутарх «Сравнительные жизнеописания»). За все царствование Нумы нам неизвестна ни одна война, ни один мятеж, ни единая попытка к перевороту. Более того — у него не было ни врагов, ни завистников; не было и злоумышленников и заговорщиков, которые бы рвались к власти. Быть может, страх пред богами, которые, казалось, покровительствовали Нуме, быть может, благоговение пред его нравственным совершенством, или, наконец, милость судьбы, зорко хранившей при нем жизнь народа от всякого зла – так оценил правление Нумы Плутарх. Тит Ливий оценил так: «Но все же величайшая из его заслуг в том, что на протяжении всего царствования он берег мир не меньше, чем царство». Таким образом, я хочу отметить, что действительно политика Нумы была на проведение реформ. Он понимал их значения, ведь после смерти Ромула, все его старания могли пойти прахом. Но источники по-разному интерпретируют его деятельность. Тем не менее, Нума заслуживает не меньшего уважения, чем Ромул.
Заключение
Нума Помпилий – легендарный царь Древнего Рима. Он принес мир и справедливость в римское общество. В основном его деятельность была направлена на внушение суеверного страха римскому народу, однако он провёл реформы в других областях. Я думаю, что все реформы Нумы были требованием времени, иначе его бы реформы не обрели такого успеха. В сущности, Нума ввёл множество новшеств в религиозной сфере. Таким образом, деятельность Нумы была узко направлена, хотя и имела широкий охват в обществе. Конечно, стоит учитывать, что полностью истребить неравенство, искоренить преступления и т.п. ему не удалось. Пусть ему приписывают божественный брак, но справедливое общество – это утопия. И никто в истории не смог достигнуть абсолютно справедливого общества. Я думаю, что авторы идеализировали Нуму, что было характерным для людей того времени. Но не стоит отрицать значение Нумы для истории Рима.
Более подробное описание деятельности Нумы мы находим у Плутарха. И это понятно: ведь Плутарх и делал акцент на биографию Нумы в своём произведении. Однако, я думаю, что Плутарх не полностью рассмотрел деятельность Нумы. Но Плутарха можно понять: ему не нужно было знать всё о Нуме для харктеристики его деятельности. Что касается Тита Ливия, тут всё просто: Тит писал историю Рима, для него Нума лишь эпизод его произведения. Отсюда и различие в интерпретации деятельности Нумы. Таким образом, деятельность Нумы до сих пор остаётся не ясной. Мы можем лишь иметь представление о деяниях.
Список использованных источников
Информация о работе Сравнительная характеристика деятельности Нумы Помпилия по Титу Ливию и Плутарху