Сравнение двух школ происхождения и сущности право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

Теологическая теория происхождения и сущности права;

Теория естественного права.

Рассмотрим две эти школы происхождения и сущности права.

Работа содержит 1 файл

ОТП.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

                                                   Реферат 
 
 

Тема: Сравнение  двух школ происхождения и сущности право. 

Теологическая теория происхождения  и сущности права;

Теория  естественного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Группа Юс 30 
                                                                                                                Курилик Олег
 
 
 
 

\

Сравнение: Теологическая теория происхождения и сущности права;

      Теория  естественного права.

      Рассмотрим  две эти школы  происхождения и  сущности права. 

Теологическая теория происхождения и сущности права. 

Теологическая теория – основная идея: божественный первоисточник происхождения и сущности  государства, т. е. Вся власть от бога.

Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе, который мы именуем теперь правом, возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае). 
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. 
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. 
Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога. 
Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой

государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми""; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. "Всякая душа да будет покорна высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".  
 
 На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории - утверждение приоритета духовной организации (церкви) над светской (государства). Нет государства и власти "не от бога", считают ее приверженцы. 
 
 Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова

Фомы Аквинского (1225 - 1274)Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.  
 
 Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. 

Это теория многим хорошо для самого государство:

-регулирует общественное поведение (люди боялись совершать  преступления направленные на государство т.к боялись наказания бога)

-очень выгодно правителям этого государства(у них были специалисты в области «погоды» они предсказывали когда будет дождь или иные погодные изменения и правитель выходил вызывал или лучше сказать как бы вызывал дождь и он был. И его считали посланником бога)

-простые селяне в принципе не думали, что и откуда берётся. Если бури, грозы, ураганы –это значило,что бог злится и наказывает) 

5 доказательств Бытия Божьего, от Фомы Аквинского Классические доказательства бытия божия

В христианстве существует т.н. "5 доказательств Бытия Божьего". Их больше, но в основном рассматриваются док-ва от Фомы Аквинского. Напишу упрощенно - сам смысл - чтобы не занимать много места. Ф.А. был одним из первых практикующих логиков и увлекался механикой; наблюдая за ветряной мельницей, вывел первое доказательство: 1. Все в мире движется за счет чего-то другого, значит должен быть Один Перводвигатель. И этот Перводвигатель - Бог! 2. Все в мире происходит благодаря Причинно-Следственной связи. Причем пичина всегда идет вначале, а следствие - в конце. Значит, весь ряд мирских событий должен иметь некую Первопричину. Это и есть Бог! 3. Все, что происходит в мире, необходимо этому миру. Из пустоты можно получить только пустоту. Ничто рождает ничто. Значит, должно быть что-то, чье существование влечет за собой существование всего остального, обеспечивает Бытие всего мира. Это что-то и есть Бог! 4. Все вещи в мире обладают разной степенью совершенства. Даже люди есть более совершенные и менее. Значит есть нечто "абсолютно более совершенное", к чему стремится любое несовершенство. Ето совершенство и есть Бог! 5. Все в мире стремится к какой-то одной конкретной цели. Как человеческие поступки всегда имеют конкретную цель, ради которой совершаются, так есть и некая Цель, ради которой существует этот мир. Эта Цель - Бог! 5 доказательств Бытия Божьего, от Фомы Аквинского Классические доказательства бытия божия 

Теория  естественного права.

Классическая школа  естественного права была господствующей на протяжении XVII-XVIII вв. Ее последователем был И. Кант, другие выдающиеся мыслители XIX в.

  Создатели этой школы право.Под этим правом понимали ряд требований таких как:

   

  1) не трогать чужого добра;

  2) возвращать то, что  нам не принадлежит; 

  3) возмещать причиненный вред;

  4) исполнять обещания, соблюдать договоры;

  5) воздавать заслуженное  наказание.

  6) право на жизнь, честь, достоинств

  7)право на частную собственность

  Возникновение естественно-правовой теории связано  с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

  Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует  идейно-ценностный подход к пониманию  такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм —  по существу, новейшая интерпретация  средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права  исходит из этической первоосновы  права, из необходимости соответствия  правовых установлений моральным  требованиям естественного права,  основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм —  направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов. 

Плюсы и минусы теории

Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

Минусы

Положения данной теории шли "на тот момент в разрез" с "теологической школой", т.к. не учитывали "5 доказательств бытия" Фомы Аквинского, не применимы к государствам Ближнего Востока, т.к. оно противоречит одному из столпов ислама "вера в предопределение".

Информация о работе Сравнение двух школ происхождения и сущности право