Завершение
коллективизации. Ее
итоги и последствия
В годы второй пятилетки
государство, действуя с позиции
силы, но в тоже время не отказываясь
от мелких уступок мужику, продолжало
осуществлять сталинскую «революцию сверху».
Коллективизация завершилась к концу
второй пятилетки. В 243,7 тыс. колхозов было
вовлечено почти 94% оставшихся к тому времени
в деревне хозяйств. В деревне возник и
стал господствующим иной тип хозяйства.
На колхозный строй были распространены
принципы хозяйствования, которые были
характерны для государственного сектора
(жесткая централизация, директивность,
плановость, значительный удельный вес
уравнительных тенденций в распределении
материальных и духовных благ).
Важным рычагом, с помощью которого сложился
колхозный строй, стали чрезвычайные партийные
органы - политические отделы при МТС и
совхозах (политотделы), созданные по решению
январского (1933 г.) Пленума ЦК ВКП (б). Строились
они с целью оказания помощи колхозам
на сложном и многотрудном этапе их организационно-хозяйственного
укрепления. Политотделы были наделены
чрезвычайно широкими и многообразными
полномочиями - от подбора, расстановки
и фильтрации кадров, организации сугубо
хозяйственных компаний (сева, уборки)
до руководства политико-просветительской
работой и даже осуществления карательных
функций.
В течение 1933 г. они провели повальную
«чистку» колхозов, особенно их управленческого
аппарата и деревенских партийных организаций.
Из колхозов, находившихся в зонах деятельности
1028 МТС 24 краев, областей и республик были
исключены как «классово-чуждые» или просто
непригодные: 36,8% работников бухгалтерии,
33,5% - механиков, 30,6% - агрономов и 27,7% бригадиров
тракторных бригад. Политотдельцы обеспечивали
выполнение планов колхозами, контролировали
выдачу оплаты на трудодни, организовывали
соревнование, выявляли «вредителей».
Они делали все, чтобы колхозы стали такими,
какими они были нужны партии и государству
для выполнения разнообразных директив
и обязательств. В конце 1934 г. политотделы
при МТС были упразднены (в совхозах они
сохранялись) и слиты с райкомами партии
как выполнявшие свои задачи. Преобразование
мелкого крестьянского хозяйства в крупное
коллективное, позволило перевести сельскохозяйственное
производство на плановые начала его регулирования
и управления. Государство обрело возможность
детально устанавливать не только объем
и другие параметры сельскохозяйственного
производства, но и размеры ежегодных
поставок ему продукции этого производства,
гарантирующих получение почти половины
собираемого в стране урожая, с правом
полного и бесконтрольного распоряжения
им. Такая система взаимоотношений колхозов
с государством означала преимущественно
внешнеэкономический характер принуждения
сельского работника к труду, вследствие
чего тот утрачивал заинтересованность
в подъеме хозяйства своей артели.
Юридически это принуждение было подкреплено
осуществленной в конце 1932 - начале 1933
г. паспортизацией населения страны. В
сельской местности паспорта выдавались
только в совхозах и на территориях, объявленных
«режимными» (приграничные зоны, станичные
города с прилегающими к ним районами,
крупные промышленные центры и оборонные
объекты). Колхозники могли получить паспорта
только при перемене места жительства,
но фактически эта процедура была обставлена
множеством ограничений. закрытым постановлением
СНК ССР от 19 февраля 1934 г. устанавливалось,
что в паспортизированных местностях
предприятия могли принимать на работу
колхозников, которые ушли в отход без
договора с хозорганами. Складывалась
командно-бюрократическая система управления
колхозами, становившаяся одним из факторов
замедленного развития сельского хозяйства,
его отставания от потребностей страны
и бегства крестьян от земли, запустения.
Заключение
Установление
колхозного строя означало качественно
новый рубеж не только в жизни
отечественной деревни, но и страна
в целом. Все однородные по характеру
формы собственности - государственной
и колхозно-кооперативная - стали
всеохватывающими в обществе. Не менее
существенно изменился и его
социально-политический облик. Завершилась
полоса промежуточного, переходного
состояния. Советское общество стало
биполярным: на одном полюсе формировалось
новое социально-классовое образование
в лице партийно-государственной
бюрократии, от лица общества распоряжающейся
государственной и колхозно-кооперативной
собственностью, а на другом - одинаково
лишенные основных средств производства
наемные рабочие города и деревни.
В последнее время в отечественной литературе
преобладающими стали негативные оценки
коллективизации. В истории отечественной
деревни это едва ли не самая трагическая
страница. Но коллективизация обеспечила
форсированную перекачку средств из сельского
хозяйства в промышленность, высвобождения
для индустриализации страны 15 - 20 млн.
чел; она позволила во второй половине
30-х гг. постепенно стабилизировать положение
в аграрном секторе отечественной экономики,
повысить производительность труда.
Список
литературы
1.Зуев М.Н.
«История России» - М.: «Издательство
ПРИОР», 1998 г.
2. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание
(нач. 30-х гг.). - М., 1996
3.«История России»
под ред. Радугина А.А. – М.: «ЦЕНТР», 2002
4. Машков Ю.А. Зерновая
проблема в годы сплошной коллективизации
сельского хозяйства СССР (1929 - 1932 гг.) -
М., 1966
5.Мунчаев Ш.М.,
Устинов В.М. «История России»
- М.: «Издательство НОРМА-ИНФРА-М», 2001
г.
6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.,
Сивохина Т.А. «История России» - М.: «ПРОСПЕКТ»,
2001 г.
7. Рогалина Н.Л.
Коллективизация: уроки пройденного пути.
- М., 1989