Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:43, реферат
Целью моей работы будет рассмотрение вопроса о сплошной коллективизации в стране в тридцатые годы, а главное, о тех просчетах и перегибах, что были допущены в этом деле.
Введение...................................................................................................3
1. Начало коллективизации и первые кризисы.....................................8
2. Раскулачивание...................................................................................12
3. Социально-экономические результаты............................................16
Заключение.............................................................................................19
Список использованных источников...................................................21
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
"УО" БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему:"Сплошная
коллективизация в Беларуси
в 1930-е гг., ее методы,
результаты и уроки
"
Студент
ФЭУТ, 1-й курс,
ДГХ-1
Проверил Г.Ф.Шаповал
кандидат
исторических наук,
доцент
Минск 2010
ПЛАН
Введение......................
1. Начало коллективизации
и первые кризисы.......................
2. Раскулачивание................
3. Социально-экономические
результаты....................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Приложение А..................
Приложение Б..................
Приложение В..................
Приложение Г..................
ВВЕДЕН
Тема коллективизации меня заинтересовала по нескольким причинам. Эта тема почти незаметно проходит в нашем курсе истории, о ней в пособии написано кратко, в то время как это целый период жизни СССР и БССР. Правдивый анализ уроков прошлого поможет решать сегодняшние проблемы, в том числе и подъёма сельской экономики. Сегодня, пожалуй, главное - вернуть крестьянину утраченное в прежние годы положение хозяина земли, пробудить чувство любви к ней, уверенность в завтрашнем дне. Различные формы подряда, аренда и меры социального развития деревни призваны обеспечить успех в решении этих задач. Хронологически их чаще всего датируют 1928-1940гг. Большая часть данного отрезка времени приходится на два первых пятилетних плана (1928-1932 и 1933-1937гг.), когда происходили ключевые события «великого перелома». На этом пути было много трудностей и ошибок, подвигов и преступлений, побед и неудач; успехи в развитии народного хозяйства и провалы на многих его участках, особенно в сельском хозяйстве. Индустриализация сначала считалась главной задачей «великого перелома», а коллективизация села –только его инструментом, подспорьем. Коллективизация была развернута позже индустриализации. Однако в первой половине тридцатых годов коллективизация выделилась в самостоятельное направление в государственной политике, потребовавшее не менее пристального внимания, чем индустриализация. О «великом переломе» написано много, как и о революции 1917г., как и разброс мнений о нем столь же велик. Одни считают индустриализацию и коллективизацию вынужденным выходом из положения, оправданным следованием императивам эпохи, прорывом к могуществу страны. Другие- видят в них разрушение исторически сложившейся самобытности. Эта тема актуальна и в наши дни, поскольку и ныне сельское хозяйство Беларуст находится в упадке. И именно сейчас важно отслеживать развитие сельского хозяйства так, чтобы не повторить ошибок прошлых лет и советской системы хозяйствования. В связи с этим видится проблема ошибок прошлых лет, которую и важно рассмотреть.
Целью моей работы будет рассмотрение вопроса о сплошной коллективизации в стране в тридцатые годы, а главное, о тех просчетах и перегибах, что были допущены в этом деле.
Круг вопросов, связанных с историей коллективизации, весьма широк. Здесь и развитие сельского хозяйства в условиях нэпа, и расслоение крестьянства, сохранение в его среде кулачества на одном полюсе, бедноты и батрачества - на другом, и развитие кооперации, и внутрипартийная борьба вокруг вопросов, связанных с путями и темпами социалистических преобразований, и многое другое.В том, что крестьянству в нашей стране суждено пойти по пути коо-перирования, в конце 20-х годов не сомневался, пожалуй, ни один экономист. Все они сходились в признании неизбежности и прогрессивности перехода сельского хозяйства на путь кооперативного производства. Но даже в среде аграрников-марксистов сталкивались весьма разноречивые суждения о том, какой быть кооперированной деревне и как из единоличника превратить крестьянина в "цивилизованного кооператора". Эти споры отражали противоречивость тех реальных экономических предпосылок кооперирования, которые сложились к концу 20-х годов в СССР. Вопрос отношения к крестьянству был наиболее важным в течение всего курса социалистической революции. Он стал еще более важным во время Сталинского правления, что проявилось в его политике, направленной на крестьянство: раскулачивание, коллективизация и распределение земли. Миллионы людей были затронуты этой политикой.
Начав
коллективизацию, Политбюро стремилось
к тому, чтобы крестьяне, оставаясь
производителями продукции, перестали
быть ее собственниками. Новые собственники
– колхозы – полностью
Несмотря на то, что коллективизация в Беларуси является хорошо изученной темой, редко в современной исторической литературе удается встретить материал, в котором авторская точка зрения отличалась бы от «общепринятой» в современной исторической литературе в том смысле, что после либерализации исторической мысли коллективизацию саму по себе стали рассматривать как абсолютное зло, принимая во внимание количество жертв раскулачивания и методы, которыми коллективизация проводилась. В работе использованы разные литературные источники,а также веб-сайт. Основная часть информации взята из книг таких,как "Экономическая история Беларуси", "История Беларуси" под редакцией Грешенка, энциклопедий, материалов «Краткого курса» истории ВКП(б), интернета,а именно: веб сайт "belarus.by".
По материалу из книги "История Беларуси":"Коллективизация – наиболее тяжелое и драматическое направление преобразований под флагом построения социализма. Ученые-историки дают неоднозначную оценку этому периоду в истории Советского Союза, однако с уверенностью можно сказать, что эта политика абсолютно изменила образ жизни сельского населения страны. Она была проведена во время формирования диктаторского режима и культа личности и, конечно, поспособствовала этим процессам.
Своеобразие этой революции состояло в том, что она была произведена сверху, по инициативе государственной власти, при прямой поддержке снизу со стороны миллионных масс крестьян, боровшихся против кулацкой кабалы, за свободную колхозную жизнь» (История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Госполитиздат, 1945); в современных же (созданных за последние 10-15 лет) исторических очерках коллективизация выглядит так: «…на рубеже 20-30 годов в жизни села начался коренной перелом, приведший к трагическому исходу судеб многих тысяч крестьян. На смену экономическим методам переустройства сельского хозяйства пришли репрессивно – мобилизационные, наивысшей формой которых стала сплошная коллективизация».
В
советский период в отечественной
историографии преобладало
Вопрос отношения к крестьянству был наиболее важным в течение всего курса социалистической революции. Он стал еще более важным во время Сталинского правления, что проявилось в его политике, направленной на крестьянство: раскулачивание, коллективизация и распределение земли. Миллионы людей были затронуты этой политикой.
Коллективизация стала самым страшным проявлением его политики. Идея коллективизации не возникла и не была введена сразу же после прихода к власти Сталина; она была как бомба с часовым механизмом, которая взорвалась в 1927 после кризиса «ножниц цен».
Перед
этим была вторая Программа Партии
1919, где заявление о «
Однако, оно так и осталось лишь заявлением, потому что не было принято никакого решения о полном отказе от курса Революции.
Во время ее проведения верх брали принудительные методы работы, давление на сельское население. Все предложения по проведению более последовательной коллективизации были отвергнуты, хотя такие мнения существовали на самом «верху». В основе коллективизации лежали административные методы управления, широкое применение чрезвычайных мер, игнорирование объективных факторов в развитии общества. И все это делалось ради всеобщей коллективизации, принудительного втягивания крестьян в колхозы. Сегодня мы можем наблюдать серьезные недостатки коллективного ведения хозяйства.
Существуют
различные мнения, что касается ее
оценки. Ее можно рассматривать как
успех, так и как полный провал. В любом
случае, это была не просто попытка ускорить
процесс уравнивания людей и восстановить
страну из пост революционной экономической
разрухи, а еще и чистка крестьянства.
Для сторонних наблюдателей, коллективизация,
возможно, могла казаться довольно милой
политикой, приветствуемой народом. В
реальности, коллективизация оказалась
одним из самых черных пятен в русской
истории; болью, террором и страхом, которые
были установлены в деревне. Конечно, я
далека от идеи восстановления полной
исторической справедливости, однако
мне кажется, что в этом смысле современный
взгляд на коллективизацию является в
некоторой степени однобоким. Однако критический
анализ экономических и исторических
фактов, дополняемый статистическими
данными (в которых, кстати, также имеются
расхождения в зависимости от источника)
по этой проблеме является принципиально
важным для выработки объективной оценки
событий коллективизации. Коллективизация
– сложный процесс и потому требует глубокого
объективного исследования.
НАЧАЛО КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
И ПЕРВЫЕ КРИЗИСЫ
В начале 20-х годов сельское население республики Беларусь составляло около 90 % (89,4 % в 1920-1923 гг.), что и определяло сельскохозяйственную направленность в развитии экономики.
Первая мировая война и иноземная интервенция нанесли большой урон экономике Беларуси. А поэтому одной из проблем, которая стала перед советским правительством, необходимость восстановления сельского хозяйства.
Информация о работе Сплошная коллективизация в Беларуси в 1930-е гг., ее методы, результаты и уроки