Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:03, реферат
Целью моей работы будет рассмотрение вопроса о сплошной коллективизации в стране в тридцатые годы, а главное, о тех просчетах и перегибах, что были допущены в этом деле.
Введение...................................................................................................3
1. Начало коллективизации и первые кризисы.....................................8
2. Раскулачивание...................................................................................12
3. Социально-экономические результаты............................................16
Заключение.............................................................................................19
Список использованных источников...................................................21
Приложение А........................................................................................22
Приложение Б.........................................................................................23
Приложение В.........................................................................................24
Приложение Г.........................................................................................25
Избыток сельского населения, при отсутствии в необходимом количестве плодородных земель, приводил к дроблению земельных наделов, что снижало эффективность производства. Накануне новой экономической реформы в 2/3 крестьянских хозяйств имели место чересполосицы и малые земельные наделы. Если в 1883 г. крестьянские наделы в среднем составляли 18 десятин, то к 1917 году они уменьшились до 8-10. [ 2,с. 166]
Особенностью экономического состояния республики было и то, что введение НЭПа во времени совпадало с передачей земли крестьянам в результате национализации помещичьих имений. В 1921 году землепользование крестьян увеличилось до 5,4 млн. десятин, или на 11,4 %. Однако существенного увеличения наделов крестьян не произошло. И средняя обеспеченность одного двора землей осталась почти на одном уровне (8,35 десятин в 1917 г. и 8,41 – в 1924 г.).
До 1927 года крестьянская политика в республике характеризовалась относительной свободой при выборе форм пользования землей. В земельном кодексе БССР, принятым в 1923 году, право пользования землей предоставлялось всем гражданам, которые ее обрабатывали, не используя наемный труд. А поскольку вся земля затем была объявлена государственной собственностью, те, кто ее обрабатывали и на ней работали, являлись только пользователями земли без права ее продавать, дарить, завещать, закладывать.
Право
пользования землей
Коллективные
хозяйства крупными не были
и отличались по степени
В
целях приобщения колхозов к
социализму государство
Основная масса крестьян не желала и не готова была отдавать свое имущество. А поэтому колхозы, как и совхозы, создавались главным образом на землях государственного земельного фонда и лишь редко на надельных крестьянских землях.
Это значит, что реальных причин для массовой коллективизации не было.
С
1 марта 1925 года в республике
был введен земельный кодекс,
которым рекомендовалось
Наряду
с этим Наркомзем республики
в особом циркуляре указывал
земельным органам о
В
1927 году середняцкое хозяйство
составляло уже около 65 % от
общего количества
Благодаря НЭПу (новой экономической политике) уже к началу 1925-1926 гг. объемы сельскохозяйственного производства в республике в целом достигли довоенного уровня. Однако необходимо отметить, что в Беларуси не было столь существенного расслоения крестьян на кулаков и бедноту.
К
1929 году различными формами
Как
и другие коллективные
В конце 1920-х
гг. рост сельскохозяйственного
Первые коллективные хозяйства в Беларуси появились уже в конце 1917—начале 1918 г. Однако в годы нэпа интерес к коллективным формам хозяйствования снизился. В 1927 г. на территории БССР существовало 416 небольших колхозов, созданных в основном на помещичьих и церковных землях. Среди их членов преобладали безземельные крестьяне и батраки, количество крестьян, которые вступали в колхозы со своими земельными наделами, не превышало 1/5. Одновременно создавались совхозы, в 1925 г. в БССР их было 154.
Вопрос о коллективизации
сельского хозяйства как
В ноябре
1929 г. был взят курс на
Вслед за зерновыми районами СССР сплошная коллективизация и выкачивание денег из деревни (страховые взносы, займы по сельскохозяйственному кредиту, самообложение, вкладные операции, конфискации) начали проводиться в других регионах. В обстановке гонки темпов коллективизации, нарастающего давления сверху, развернулось «соревнование» местных организаций за более быстрое проведение коллективизации. Под угрозой раскулачивания и высылки крестьяне вынуждены были вступать в колхозы. К началу 1930 г. процент коллективизации в БССР поднялся до 20,9 % (165,3 тыс. крестьянских хозяйств). К 1 марта 1930 г. в БССР в колхозах насчитывалось 58 % крестьянских хозяйств. 10 февраля 1930 г. ЦК КП(б)Б направил в ЦК ВКП(б) докладную записку с предложением признать БССР республикой сплошной коллективизации. Чрезмерно быстрое создание большого количества колхозов при отсутствии опыта их ведения, нехватке кадров сельских руководителей, специалистов и техники только увеличили дезорганизацию в сельском хозяйстве. Реакцией крестьянства на форсирование темпов коллективизации и принудительное обобществление средств производства стало массовое уничтожение скота (до мая 1930 г. поголовье коней и крупной рогатой скотины сократилось более чем на четверть и продолжало сокращаться). [3,с.114]
Зимой 1927/28 г. разразился острый кризис хлебозаготовок. Под угрозой голода оказались города и армия, провалился экспортно-импортный план. Руководство страны прибегло к насильственным ("чрезвычайным", как тогда говорили) методам изъятия зерна. Хлебный дефицит был ликвидирован, но крестьяне стали сокращать невыгодное им теперь производство. Зимой 1928/29 г. кризис повторился, вновь последовали "чрезвычайные" меры. Анализ причин кризиса, путей выхода из него привел к формированию в партии двух основных точек зрения. Сталин считал кризис структурным: недостаточный темп развития индустрии порождает товарный голод, что не дает возможности получить у крестьян хлеб экономическим путем – через обмен на промтовары, в свою очередь, мелкокрестьянское хозяйство не способно обеспечить потребности растущей промышленности. Подчеркивался классовый аспект проблемы: эксплуататор-кулак саботирует хлебозаготовки. [9, с.296]
Новая
послевоенная политика явилось не столь
эффективной, чтобы вывести страну из
кризиса. Коллективные
хозяйства в большей степени выполняли
идеологические, пропагандистские функции
как примеры социалистических форм землепользования
и ведения хозяйства. Но под угрозой раскулачивания
и высылки крестьяне вынуждены были вступать
в колхозы. Несмотря на широкую агитацию
за создание колхозов, вступать хотели
немногие. Уже с первых дней были основными
формами коллективных хозяйств были коммуны,
сельхозартели и ТОЗы.
РАСКУЛ
В январе 1930 г. всем окружкомам и райкомам КП(б)Б был разослан секретный циркуляр «О ликвидации кулачества как класса», согласно которому «прием кулаков в члены всех видов кооперации» запрещался, приказывалось «вычистить» всех принятых кулаков со всех видов кооперации, а внесенные ими паи конфисковать. Директивами центральных органов управления, принятыми в январе─феврале 1930 г., количество раскулаченных по районам определялось в 3─5 % всех крестьянских дворов, а по республике в целом – 4,2 % (34 тыс.), что было значительно больше реального количества зажиточных хозяйств (около 2 %). До 20 % раскулаченных высылались в лагеря, остальных 80 % расселяли за пределами колхозов. В раскулаченные попадали середняки и бедняки, которые не хотели вступать в колхозы. В некоторых районах процент раскулаченных достигал 15, а лишенных избирательных прав, что сопровождалось лишением всех политических прав и социальных гарантий, – 20 % крестьян. [2, с. 276-290]
В связи с геополитическим
положением БССР (ей отводилась
роль западного форпоста СССР)
из пограничных районов
Выявление
и выселение кулаков проводили
органы государственной
Задачам стимулирования
Коллективизация и
Вместо объективного
Информация о работе Сплошная коллективизация в Беларуси в 1930-е гг., ее методы, результаты и уроки