Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:22, контрольная работа
На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.
ВВЕДЕНИЕ 2
СПЕРАНСКИЙ М.М. И ЕГО ВАРИАНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Волгоградский филиал
Шифр: ВФиКз-2010д-017
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Отечественная история»
на тему:
« Сперанский М.М. и его вариант преобразований в России »
Выполнил студент 1 курса
заочной формы обучения
специальности финансы и кредит
Горемыкин Р. П.
Рецензент:
к.и.н. С.В.Прокопов
Волгоград 2011г.
Содержание
Введение
На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе. Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М. М. Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет.
Если все проекты Сперанского были осуществлены, то Россия превратилась бы в конституционную монархию со строгим разделением властей.
Сперанский составил план государственной реформы в России 1861 года:
Александр I одобрил проект, создал Государственный совет и на этом реформы окончились. Царь колебался - дворянство не хотело введения этого проекта, поэтому начали собирать мощную аристократическую оппозицию, а сам император оказался не готов к столь решительным преобразованиям.
Цель контрольной работы проанализировать вариант преобразования России Сперанского М.М.
Сперанский М.М. и его вариант преобразований
в России
Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.
Петербургский митрополит Гавриил рекомендовал его в качестве личного секретаря князю Куракину. В 1796 г. назначенный на должность генерал-прокурора Куракин взял Сперанского на государственную службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать и отличное умение говорить и писать. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.
По воцарении Александра он был
переведен в новообразованный Непременный
совет, где ему поручено было управлять
экспедицией гражданских и
Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского, а вне - союзом с Наполеоном.
Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для России Тильзитский мирный договор с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ.
Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.
Сперанский расчленял
общество на основании различия прав.
«Из обозрения прав гражданских
и политических открывается, что
все они в рассуждении
1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;
2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующие разделение состояний:
1) дворянство;
2) люди среднего состояния;
3) народ рабочий»1.
Дворянству Сперанский
присваивает все категории
3 апреля 1809г. издан был Указ
о придворных званиях. Указ 6 августа
1809г. установил порядок
Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства:
совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2. он один их рассматривает;
3. Ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.
Была учреждена
Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к началу 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.
Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.
После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.
Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649г. (1803) . Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т. ; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.
Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.
1 января 1839 г., в день 67-летия, М.
М. Сперанскому, высочайшим
Заключение
В ходе написания контрольной работы мы убедились, что каждая проведенная реформа М.М.Сперанским сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; уделив вниманию каждой реформе, можно четко сформулировать сложившуюся политическую обстановку в России. Определить значение каждого политического шага для развития и дальнейшего процветания российского государства. Какое идейное наследство оставил потомкам великий реформатор. К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть.
И все же нельзя не отметить, что влияние идей Сперанского на современников было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.
Сперанский одним из первых заговорил о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. К сожалению это стандартная ситуация в России когда гениальные, прогрессивные идеи просто душатся невежеством, не дальнозоркостью и корыстными целями высших чинов которым не выгодны изменения, новые условия под которые придётся подстраиваться.
Информация о работе Сперанский М.М. и его вариант преобразований в России