Сперанский М.М. и его вариант преобразований в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
СПЕРАНСКИЙ М.М. И ЕГО ВАРИАНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

министерство  образования и науки российской федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Волгоградский филиал

 


 

 

Шифр: ВФиКз-2010д-017

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Отечественная история»

 

на тему:

« Сперанский М.М. и его вариант преобразований в России »

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

заочной формы  обучения

специальности финансы  и кредит

Горемыкин Р. П.

 

Рецензент:

к.и.н. С.В.Прокопов 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011г. 
Содержание

 

Введение

На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе. Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М. М. Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет.

Если все проекты Сперанского  были осуществлены, то Россия превратилась бы в конституционную монархию со строгим разделением властей.

Сперанский составил план государственной реформы в России 1861 года:

    • Ввести в государственную жизнь гражданские и политические права
    • Ограничение власти царя, но незыблемость прав частной собственности
    • Привлечение к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей различных уровней.

Александр I одобрил проект, создал Государственный совет и на этом реформы окончились. Царь колебался - дворянство не хотело введения этого  проекта, поэтому начали собирать мощную аристократическую оппозицию, а  сам император оказался не готов к столь решительным преобразованиям.

Цель контрольной  работы проанализировать вариант преобразования России Сперанского М.М.

 

Сперанский  М.М. и его вариант преобразований

в России

Михаил Михайлович Сперанский родился  в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Отец определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург в недавно основанную Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах.

Петербургский митрополит Гавриил  рекомендовал его в качестве личного  секретаря князю Куракину. В 1796 г. назначенный на должность генерал-прокурора  Куракин взял Сперанского на государственную службу и поручил ему заведовать своей канцелярией. Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать и отличное умение говорить и писать. Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. В январе 1797 г. Сперанский получил чин титулярного советника, в апреле того же года - коллежского асессора (этот чин давал личное дворянство), в январе 1798 г. - надворного советника, а в сентябре 1799 г. - коллежского советника.

По воцарении Александра он был  переведен в новообразованный Непременный  совет, где ему поручено было управлять  экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном  секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились "полиция и благосостояние империи". В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление. Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки

Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства  влиянием Сперанского, а вне - союзом с Наполеоном.

Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для  России Тильзитский мирный договор  с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ.

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

Сперанский расчленял  общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских  и политических открывается, что  все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:

1) права гражданские  общие, всем подданным принадлежащие;

2) права гражданские  частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;

3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующие разделение состояний:

1) дворянство;

2) люди среднего состояния;

3) народ рабочий»1.

Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические «не иначе  как на основании собственности». Люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне) имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Народ рабочий (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга) имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами – участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству.

3 апреля 1809г. издан был Указ  о придворных званиях. Указ 6 августа  1809г. установил порядок производства  в гражданские чины коллежского  асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных  сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

Таким образом, устанавливался твёрдый  порядок законодательства:

совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;

2. он один их рассматривает;

3. Ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.

Этими чертами указывается двоякое  значение совета - законодательное  и объединительное: он, во-первых, обсуждает  возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

Была учреждена государственная  канцелярия с особым отделением для  каждого департамента. Канцелярией  руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.

Вслед за Государственным советом  были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми  произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них  установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложено было преобразовать  и Сенат. Проект преобразования был  подготовлен к началу 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Возражений против этого проекта  в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая  часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.

Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

По разным причинам Сперанский был  уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.

Его назначили составителем свода  законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная  с уложения 1649г. (1803) . Это полное собрание Сперанский и положил в основание  действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т. ; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

1 января 1839 г., в день 67-летия, М.  М. Сперанскому, высочайшим повелением  было пожаловано графское достоинство.  Но прожить Михаилу Михайловичу  с графским титулом суждено  было всего 41 день. 11 февраля 1839 г. он умер от простуды: «Светило Русской администрации угасло»

 

 

Заключение

В ходе написания контрольной работы мы убедились, что каждая проведенная реформа М.М.Сперанским сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; уделив вниманию каждой реформе, можно четко сформулировать сложившуюся политическую обстановку в России. Определить значение каждого политического шага для развития и дальнейшего процветания российского государства. Какое идейное наследство оставил потомкам великий реформатор. К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть.

И все же нельзя не отметить, что  влияние идей Сперанского на современников  было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.

Сперанский одним из первых заговорил  о разделении властей, о гражданских  правах и свободах, о привлечении  населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. К сожалению это стандартная ситуация в России  когда гениальные, прогрессивные идеи просто душатся невежеством, не дальнозоркостью и корыстными целями высших чинов которым не выгодны изменения, новые условия под которые придётся подстраиваться.

Информация о работе Сперанский М.М. и его вариант преобразований в России