Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, реферат
Цивилизации Древнего мира зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить два больших региона, в которых создавались разнообразные культуры: Восток и Европа.
Цивилизации Древнего мира зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить два больших региона, в которых создавались разнообразные культуры: Восток и Европа.
Древние цивилизации образовались на Востоке - обширной географической области, протянувшейся от Средиземноморья до Тихого океана. Это пространство условно делится на Ближний Восток, Южную Азию и Дальний Восток. Из древнейших цивилизаций данного региона выделяются: на Ближнем Востоке - египетская, месопотамская и хеттская; в Южной Азии - цивилизации Инда и арийцев; на Дальнем Востоке - цивилизации Китая и Японии.
В Европе древние цивилизации существовали в Карпато-днестровском-
Кукутень-Трипольская цивилизация
Кукутенско-трипольская культура была одной из первых цивилизаций в Европе, появившись несколькими веками ранее первых поселений в Месопотамии и Египте. Ее наименование произошло от названия населенных пунктов, у которых впервые были обнаружены ее следы: Кукутень (село вблизи Ясс, Румыния) и Триполье (населенный пункт на Украине).
Эта цивилизация существовала в VI–III тысячелетиях до н. э. на обширном пространстве от Карпатских гор до среднего течения реки Днепр, общая площадь которого – 350 тысяч квадратных километров. Это территория Республики Молдова, Украины и Румынии. Кукутенская цивилизация относится к наиболее ранним культурам VI тысячелетия до н. э. в Карпато-Дунайском регионе, у представителей которой антропологи отмечают нордический, средиземноморский и динарский тип европеоидной расы.
Кукутенская цивилизация была протогородской – ее поселения-«города» были довольно большими (от нескольких десятков гектаров до 200–450 га в некоторых случаях). Иногда они укреплялись земляными валами и рвами. Поселки были довольно многолюдными — до 20 000 жителей. Возводились такие населенные пункты на возвышенностях вблизи источников воды. Носители этой культуры строили большие прямоугольные дома (площадью от 40 до 100 кв. метров). Жилища представляли собой деревянный каркас со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной. Их оборудовали очагами, которые служили для обогрева и приготовления пищи. Дома были одно- и двухэтажными, разделялись перегородками на несколько помещений.
Основными занятиями носителей кукутенской культуры были земледелие и скотоводство. Они возделывали пшеницу, ячмень, просо, горох, коноплю и виноград. Земли обрабатывались с помощью мотыг из оленьего рога. Позднее стало использоваться арало, которое тянули тягловые животные. Урожай убирали деревянными серпами со вставками из заостренных обломков кремня, а также серпами из меди.
Представители кукутенской культуры разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней, а из птиц – кур. Охота носила вспомогательный характер.
Важное место занимали ремесла. Люди того времени изготавливали различные орудия труда из кремня, камня, кости, глины, раковин и меди.
Высокого уровня достигло производство керамики. Еще одним занятием было ткачество. Полотно ткали из конопли. Была освоена техника добычи и обработки меди, из которой делали ножи, шила, иголки, а позднее серпы, топоры, кинжалы и украшения.
Будучи земледельцами, представители кукутенской культуры поклонялись божествам, которых представляли женские глиняные статуэтки – символы изобилия и плодородия. Существовали также фигурки быков с большими рогами, олицетворявшие бога Солнца. Кукутенцы поклонялись богам, совершали магические и религиозные ритуалы у алтарей.
Возникновение земледелия и ремёсел, жизнь в поселениях или городах предполагали существование определенной организации в коллективе под руководством вождя (царя) и совета старейшин.
Новый образ жизни в организованном обществе повлек за собой специализацию и разделение труда: одни занимались исключительно земледелием и разведением скота, другие изготавливали орудия труда, оружие или сосуды. Чтобы обеспечить свое существование, земледельцы, скотоводы и ремесленники вымениевали излишки производимого ими на продукцию, которой им не хватало. Так возникает натуральный обмен. В результате всех этих изменений жизнь людей становится более комфортной.
Большинство серьезных ученых склоняется к тому, что Кукутенская цивилизация относится к одному из центров прото-индоевропейской цивилизации, изчезновение которой в 3 тысячелетии до н.э. связывают с появлением индо-европейских народов, которые стали возвращаться на свою прародину в результате климатических и демографических изменений на Востоке. Наряду с этим, прекращение Куктень-Трипольской цивилизации является одной из не раскрытых до конца загадок.
Древний Египет
Цивилизация Древнего Египта сформировалась в долине Нила, в сравнительно изолированной области, что наложило на неё отпечаток оригинальности. Для долгой истории Древнего Египта характерна смена эпох централизации государства (царства) периодами распада (переходные периоды). У каждого такого этапа есть особенности экономического, политического и культурного порядка, хотя всегда сохранялись элементы, обозначавшие преемственность египетской цивилизации. История Египта традиционно делится на следующие крупные периоды:
I. Додинастический период (IV тыс. до н. э.), в течение которого образовались 42 территориально-политических единицы – номы. Они в результате политического, экономического и военного взаимодействия объединились, создав два политических формирования: Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север). Те, в свою очередь, стали частями единого египетского государства.
II. Период Раннего царства (ок. 3300 – ок. 2800 до н. э., I–II династии). При царе Менесе – основателе I династии – произошло объединение Египта. Столица разместилась в городе Мемфисе. Целостность страны укреплялась путём создания централизованной системы орошения и административного аппарата, изобретения и распространения иероглифической письменности.
III. Период Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н. э., III–VI династии). Египет становится экономически и политически сильным государством. Экономическое процветание и политическая стабильность сделали возможными усовершенствование ирригационной системы, а также строительство пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина – символов египетской цивилизации.
IV. Первый переходный период (ок. 2250 – ок. 2050 до н. э., VII–X династии). Это время внутренних усобиц и распада централизованного государства. Увеличилось значение города Фивы, он стал центром, вокруг которого вновь объединилось царство.
V. Период Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н. э., XI–XIII династии). Страна воссоединилась, а власть предводителей номов была ограничена. Египет увеличил свою территорию, особенно на юге. Получили распространение орудия труда из бронзы, начинается производство стекла.
VI. Второй переходный период (ок. 1700 – ок. 1580 до н. э., XIV–XVII династии). Египетское государство распалось вследствие нашествия гиксосов – кочевых племён семитского происхождения, вторгшихся из Азии и завоевавших северную и центральную части страны. Правители Фив возглавили освободительную борьбу, завершившуюся изгнанием гиксосов.
VII. Период Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н. э., XVIII–XX династии). Эпоха расцвета египетской цивилизации. Египет расширил владения до Евфрата на востоке и третьего порога Нила на юге. Фараоны прикладывали большие усилия, чтобы сохранить свои земли в борьбе с Хеттским царством, а позднее с т. н. народами моря.
VIII. Поздний период (ок. 1070–525 до н. э., XXI–XXVI династии). Время распрей, нашествий и чужеземного господства: ливийского, нубийского, ассирийского. При XXVI династии Египет пережил последний свой подъём – т. н. Саисское возрождение.
IX. Период персидского господства (525–405 до н. э., XXVII династия). Персидское царство завоевало Египет, однако увеличение налогового гнёта и злоупотребления персов привели к тому, что египтяне восстали и освободили страну.
X. Последний период независимости Египта (405–342 до н. э., XXVIII–XXX династии). Объединение свелось к внутренним раздорам, которые стали причиной ослабления государства и восстановлению персидского влияния.
XI. Период персидского, греческого и римско-византийского господства (342 до н. э. – 646 н. э.). В 332 г. до н. э. персы были изгнаны Александром Македонским. После распада империи Александра в Египте установилась эллинистическая династия Птолемеев, которая продержалась до времени римского завоевания (30-е гг. I века до н. э.).
Наследие египетской цивилизации бесценно. Прежде всего для греко-римского мира, позаимствовавшего и переработавшего многие достижения культуры Древнего Египта.
Месопотамская цивилизация
Другая речная цивилизация появилась на плодородных землях междуречья Тигра и Евфрата. Месопотамия (Двуречье) представляла собой пространство, на котором пересекались пути, соединявшие побережье Персидского залива с гористыми районами Закавказья, восточносредиземноморское побережье с Индией. В отличие от египетской месопотамская цивилизация была открыта различным влияниям и подвержена нашествиям. Если египетскую цивилизацию характеризовало этническое единство, то для месопотамской культуре были присущи разнообразие населявших регион народностей и вариации в историческом развитии. Основные периоды в истории Двуречья совпадают со временем установления политического, военного господства того или иного народа.
I. Шумерский период начался в конце IV тыс. до н. э. В южной части междуречья Тигра и Евфрата развивалась высокая цивилизация шумерских народов, чьё происхождение является загадкой для многих ученых. Некоторые специалисты в области истории относят шумеров к древним праиндоевропейцам. Центрами шумерской цивилизации были процветающие города-государства: Ур, Урук, Эриду, Лагаш, Умма, Ниппур, Ларса и др. Каждый город-государство имел предводителя с политическими и религиозными функциями, называвшегося патеси или энси. Шумеры создали ирригационные системы, изобрели клинопись, заложили основы монументальной архитектуры, используя в качестве строительного материала кирпичи из обожжённой на солнце глины. Эти достижения переняли другие древневосточные народы.
II. Аккадский период начался во второй половине III тыс. до н. э., когда к власти в Шумере пришла аккадская династия. Аккадцы – народ семитского происхождения, который жил в Двуречье вместе с шумерами с конца 4 тысячелетия и, к моменту прихода к власти аккадской династии, был в высокой степени «шумеризирован». Поэтому аккадцы являются продолжателями достижений цивилизации шумеров. Самым выдающимся правителем аккадцев был Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). При нём необычайно возросло значение города Вавилона, превратившегося в важный экономический и культурный центр. Этот царь прославился ещё и тем, что по его указанию был разработан ценнейший юридический и административный документ, вобравший в себя нормы гражданского, уголовного и торгового права, – кодекс Хаммурапи. Правление Хаммурапи представляет собой золотой век вавилонской цивилизации. При его преемниках Вавилон был завоёван касситами, вторгшимися, при поддержке хеттов, с севера и востока. Со временем касситы усвоили все достижения вавилонской культуры, дополнив ее достижениями в области военного искусства и монументальной архитектуры.
III. Ассирийский период. В XII в. до н. э. касситы были покорены ассирийцами, которые населяли север Двуречья. Основу их экономики составляло скотоводство. С политической точки зрения, усиление ассирийцев связано с установлением их господства в области города-государства Ашшур. В течение пятисот лет, с 1150 по 612 г. до н. э., ассирийцы, ведя постоянные завоевательные войны, пытались подчинить соседние страны. В VIII–VII веках, во время правления Саргона II (721–705 до н. э.) и Ашшурбанапала (669–626 до н. э.), Ассирия достигла апогея своего могущества, захватив значительную часть Ближнего Востока. Обладая регулярной и хорошо организованной армией – настоящей военной машиной, Ассирия игнорировала интересы порабощённого населения. Власть ассирийцев держалась на жестокости и массовых депортациях непокорившегося населения. Милитаризация и бюрократизация привели к ослаблению Ассирии. В конце VII в. до н. э. это государство пало под ударами вавилонян, мезов и скифов, а в 612 г. до н. э. была разрушена легендарная столица империи – Ниневия.
IV. Нововавилонское царство. После гибели Ассирии на политическую арену вернулся Вавилон. При царе Навуходоносоре (605–562 до н. э.) вавилоняне распространили своё влияние на всю Месопотамию, подчинив также Сирию, Иудею, Финикию и Палестину. Возводя храмы, дворцы и мощные крепостные стены, Навуходоносор превратил Вавилон в самый процветающий город Востока. Его потомки, однако, были побеждены завоевателем с востока – персидским царём Киром. Он захватил Вавилон в 539 г. до н. э. Культурное наследие месопотамской цивилизации огромно. Именно здесь появились первые библиотеки и архивы, были построены величественные дворцы и храмы.
Древняя Индия
У истоков индийской цивилизации находится цивилизация Инда. Название последней происходит от реки, у которой она возникла. Подобно Египту и Месопотамии цивилизация Инда была речной – земледелие было основано на орошении. Её создали племена дравидов в III тыс. до н. э. Археологи открыли несколько сотен поселений, среди которых выделяются Мохенджо-Даро и Хараппа. Они впечатляют продуманностью планировки и техникой строительства: улицы, мощённые каменными плитами, двух- трёхэтажные дома из обожжённого кирпича, канализационная система. Большинство населения занималось земледелием и ремёслами, а купцы установили торговые связи с отдалёнными землями. После 1700 г. до н. э. эта цивилизация пришла в упадок, а долина Инда утратила статус культурного центра. К этому времени в Индию с северо-запада проникли земледельческие арийские народы, которые смешались с местным населением. Они отличались от местного населения языком, религией и социальной структурой.
Период истории Индии между XV–VI веками до н. э., как правило, именуется ведическим, поскольку единственным источником познаний об этой эпохе являются Веды – священные книги арийцев. Общество было строго разделено на четыре категории, варны(брахманы — жрецы, учёные, подвижники/кшатрии — воины, правители\вайшьи — фермеры и торговцы\шудры — слуги, наёмные рабочие, ремесленники), принадлежность к которым передавалась по наследству и не могла быть изменена. Следующий этап, VI–III вв. до н. э., представляет собой время появления и распространения буддизма. В этот период на территории Индии существовало ок. 20 крупных государств.