Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:34, реферат
В начале века, когда население города уже превысило тысячу человек, стали возводиться каменные постройки. Спасская церковь – древняя и памятная святыня Иркутска из сохранившихся до нашего времени. Это второе по счету каменное строение города. Летописи сообщают нам, что первый иркутский острог был срублен в 1661 году на правом берегу Ангары. В 1672 году была поставлена в нем деревянная церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного, а в 1706 году вместо нее был заложен каменный храм.
1. Стены первого иркутского храма
2. Сибирское барокко
3. Загадки церкви
4. История появления иконы «Спас Нерукотворный»
5. Пожар 1879 года
6. Символика атрибутов церкви
7. Источники
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей
№ 3»
Реферат
Иркутск
2010 г.
1. Стены первого иркутского храма
2. Сибирское барокко
3. Загадки церкви
4. История появления иконы «Спас Нерукотворный»
5. Пожар 1879 года
6. Символика атрибутов церкви
7. Источники
Стены
первого иркутского
храма
В начале
века, когда население города уже превысило
тысячу человек, стали возводиться каменные
постройки. Спасская церковь – древняя
и памятная святыня Иркутска из сохранившихся
до нашего времени. Это второе по счету
каменное строение города. Летописи сообщают
нам, что первый иркутский острог был срублен
в 1661 году на правом берегу Ангары. В 1672
году была поставлена в нем деревянная
церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного,
а в 1706 году вместо нее был заложен каменный
храм. Основное здание Спасской церкви
построено в 1706 году, а 1 августа 1710 года
состоялась церемония освящения храма.
Колокольня, шпиль которой поднимается
почти до высоты 50 м., построена в том же
веке, в конце 50-х – начале 60-х годов.
Всем
своим видом – гармонией
Может именно поэтому её так берегли? Не разрушили, когда разбирали острог, тщательно залатали, когда землетрясение 1861 года покрыло ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в 1879 году пожар небывалой силы истребил центр города. И не раз дружно поднималась общественность города, когда чиновники предлагали снести старинное здание, якобы мешавшее городскому строительству. От многих превратностей судьбы уберегли иркутяне каменную реликвию, отреставрировали ее в числе первых памятников и в возрожденных стенах открыли музей. Сейчас это филиал областного краеведческого музея
Сибирское барокко
Самая
древняя Спасская церковь построена
еще по старинке по типу ранних посадских
храмов. В ее декоративном убранстве использованы
типичные приемы мастеров XVII века: над
цоколем, создавая резкую границу света
и тени, идет поребрик (кирпичная кладка,
где кирпичи ставятся на ребро под углом
друг к другу), а между этажами пролегает
бегунок (поясок из кирпичей в виде ломаной
линии). Особую прелесть придают церкви
наличники северного, обращенного к Ангаре,
фасада, они почти все разные, у каждого
своя особенность, и эта асимметричность
придает особую прелесть церкви, невольно
заставляет сравнивать ее с живым существом.
Каменные
узоры четверика Спасской церкви
более нарядны, чем на колокольне.
Это говорит о том, что колокольня
была пристроена гораздо позже –
в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде
была паперть, от нее отходила в обе стороны
галерея-гульбище. Первоначально кровля
была выполнена из дерева, глава над четвериком
одета в осиновый лемех и возвышался над
ней простой и суровый в своих очертаниях
рубленый крест.
Чтобы
представить первоначальный облик
каменного храма, нужно мысленно отсечь
колокольню. Теперь храм выглядит совсем
иначе. На втором ярусе четверика за деревьями
находится входная дверь, назначение которой
непонятно, ведь она «висит» в воздухе.
А все дело в том, что когда-то Спасская
церковь была опоясана вокруг деревянной
галереей, и вход на нее был именно здесь.
В отличие от предшествующих русских церковных
построек храмы стали менее строгими и
величественными, они приобретают более
праздничный и нарядный характер, становятся
более близкими народному искусству, теряют
некоторые черты церковного аскетизма.
Древнейшая ее часть отличается ярким
и выразительным декором. Сочный, пластичный
и вместе с тем разнообразный орнамент
церкви сохраняет вместе с тем и чувство
меры. Пристройка, спустя полвека, высокой
колокольни удачно довершила первоначальный
замысел зодчих.
Спасская церковь – единственная в Сибири, на стенах которой имеется живопись, созданная в начале XIX века талантливыми художниками. На восточном фасаде церкви размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий (XVIII в.). На южной стене церкви – образы святых, которым была посвящена церковь и ее приделы. Под самым карнизом четверика – Никола Мирликийский, а ниже – святой Митрофан Воронежский, а на самой стене апсиды – особенно тщательно выполненный лик Спаса.
Загадки
церкви
У церкви
есть много своих загадок. Глядя
на Колыбель Иркутского града, не чувствуется
угрюмой настороженности ее оборонной
мощи. Четверик с горящей на солнце золоченой
маковкой, скругленные наверху овалы окон,
увенчанные пенистыми резными кокошниками,
каменное узорочье, по верху и вниз опоясывающее
храм, - все это веселит и радует взор. Но
стоит отойти немного от храма в сторону
мемориала, как белокаменный узорчатый
«утес» храма как бы растает на глазах,
а вместо него, точно невесомая ладья,
«оторвется» Спасская церковь от земли
и легким сияющим облаком поднимется над
нашим бренным бытием.
Архитектурный
силуэт храма построен на плавных, протекающих
линиях, которые словно ласкаются друг
к другу. Сверкает золотом овальная маковка.
Полукружьями белых радуг выгибаются
под крышей закомары. Мягко закруглен
на восток пристроенный к четверику алтарь.
В начале девятнадцатого века церковь была расписана, причем не только внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию. Это довольно редкое явление в сибирских храмах. В верхней части четверика – иконописное изображение Николая Чудотворца, епископа из города Мир Ликийских, великого святого первых веков христианства. Золотая митра на его голове указывает на сан епископа, а узкая, похожая на фартук епитрахиль – знак божественной благодати, которая дает священнику в таинстве рукоположения. Ниже, под окнами третьего яруса, помещено изображение Митрофана Воронежского, который был прославлен церковью в лике святых. Но самое интересное изображение расположено на южной стороне алтаря. Это Спас Нерукотворный.
История появления иконы «Спас Нерукотворный»
Жестокие
испытания и страшные унижения принял
Спаситель, когда Иуда предал его. Воины-язычники
привязали Христа к столбу и стали
бичевать его кожаными плётками. Затем
его венчали терновым венком. Но и это
было не все. Христа приговорили к ужасной,
позорной, мучительной казни – распятию
на кресте. Такой мучительной смерти в
Риме в ту пору подвергали только рабов
и самых злостных преступников. Казнь
должна была свершиться публично. Тяжелый
крест Христа заставили нести к месту
последний страданий на своих плечах.
Измученный и ослабевший, нес он его сквозь
ослепшую от ненависти толпу людей, в ярости
кричавших: «Распни его!». Зноем раскаленного
полдня дышали под его ногами тесные, вымощенные
камнем иерусалимские улочки, обжигавшие
ступни. Пот и кровь струились по бледному
лицу Спасителя. Он падал, снова брал крест
и медленно нес его в гору… Беснуясь, хохотала
и плевала в него озверевшая толпа. И лишь
одна женщина-христианка не побоялась
показать свою любовь к Нему. Звали ее
Вероникой. Когда он поравнялся с нею,
она протянула ему чистый плат, чтобы он
промокнул им свое лицо. Христос принял
его, приложил к свежим ранам, отер пот
и кровь со лба, а когда отнял его, на плату
засияла первая в мире икона – отпечаток
его святого лика.
Потому и называют ее «нерукотворным Спасом» (или «Спасом на плату»), что она не была написана руками человека, а появилась чудесным сверхъестественным образом.
Так считают
верующие люди.
Пожар 1879
года
Спасская
церковь была любима и оберегаема
многими поколениями иркутян. Но
не только за красоту ее. История
этого храма тесно переплелась
с жизнью самих горожан, вместе с
которыми он переживал все праздники
и бедствия, отмеренные судьбой Иркутску.
Не однажды чудом спасалась церковь от
стихийных бедствий: пожаров, наводнений,
землетрясений. 22 июня 1879 года на Иркутск
обрушился страшный пожар, заливший город
огненной лавой. Городские летописи так
описывают этот черный для истории города
воскресный день: «Часу в четвертом пополудни
загорелась дача купца Черных. В 10 часов
вечера зловещим заревом были объяты уже
одиннадцать городских кварталов. Началась
паника. Люди бежали в сторону Спасской
церкви в надежде переправиться на другой
берег».
Многое
не удалось в те дни спасти иркутянам от
пожара, но Спасскую церковь – первую
свою святыню – с огромным напряжением
сил они все же отстояли. Когда огненный
вал покатился по городу, добровольцы
устроили у церкви дежурство, воду подвозили
с Ангары, часть людей поднялась на колокольню
и тушила летящие искры, ясно осознавая,
что эту святыню уступить огню нельзя
– чего бы это ни стоило. Страшный пожар
не прошел для храма бесследно. Копоти
в те дни было так много, что она толстым
слоем в несколько сантиметров покрыла
настенную роспись над алтарем. Потом
росписи расчистили, содрали и забелили
ее снова после революции, в двадцатые
годы. И восстановили (практически написали
заново) только в 60-е годы, когда под руководством
московского архитектора Галины Геннадьевны
Оранской начались реставрационные
работы.
Спасская
церковь славится своими прекрасными
колоколами. В 1910 году высота колокольни
составляла 22 2/3 сажени. Самый большой
весит более 250 пудов.
В 1930-е
годы замолчали иркутские колокола.
Большая их часть погибла в плавильнях
иркутского завода тяжелого машиностроения.
В 1990 годы
иркутяне вновь услышали колокольные
звоны.
Символика
атрибутов церкви
В большом
узорчатом кресте, который возносится
над куполом храма, есть много
интересных деталей. Под маленьким крестиком
весело искрится золотое, точно игрушечное
солнышко, чуть ниже его видна царская
корона. Как оказалась она здесь? Под короной
– снова солнце, только покрупнее. На кресте
этот символ повторяется несколько раз:
в большую поперечную перекладину креста
вписаны целых три солнца (в середине и
по бокам). Из центрального выходят четыре
луча, на концах каждого из них тоже сияют
золотые светила. Нижним концом надкупольный
крест упирается в золотой полумесяц,
из которого тянутся вверх гибкие стебли,
листья и цветы. О чем говорит нам эта символическая
азбука?
Символ
– есть знак невидимого мира в мире
видимом. Крест является одним из
ключевых символов христианства. Это
великая святыня всех верующих людей.
Как символ спасения души и победы
над грехом мы видим его на иконах, в руках
святых.
Теперь
понятно, почему именно крест венчает
наши храмы.
Непонятно, откуда появился у подножия Креста и золотой полумесяц. В азбуке христианства у него есть несколько значений. Это есть «древний змий, попираемый крестом и полагаемый, как враг Божий, под ноги Христа», - пишут одни святые отцы. Другие утверждают: полумесяц напоминает собою жертвенную чашу, третьи – он похож на люльку, в которую после рождения положила маленького Христа Пресвятая Богородица… один и тот же символ в христианской культуре имеет множество значений. Убедиться в этом нетрудно на примере архитектурного силуэта храма. Издали четверик с золотой маковкой, заостренный кверху, как узкий язычок пламени, похож на большую белую свечу, затепленную на земле. Это образ тихого молитвенного горения человеческой души, пламенеющей горячей любовью к Богу.