В ближайшем будущем
трудовая миграция будет приобретать
все большую значимость для
экономики России. Согласно прогнозу
Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное
население в стране сократится
почти на 7,5 млн человек. В этой связи
одним из приоритетных направлений миграционной
политики становится содействие привлечению
иностранной рабочей силы в российские
регионы для восполнения ожидаемого дефицита
трудовых ресурсов. По экспертным оценкам,
при тех тенденциях рождаемости и смертности,
которые прогнозируются в будущем, потребность
в дополнительной рабочей силе за счет
иммигрантов может составить не менее
500—600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением
импорта рабочей силы в России
растет и ее экспорт. Российская
Федерация вышла на мировой
рынок рабочей силы в начале
90-х годов. Ежегодно на работу
за рубеж выезжают 40—50 тыс. россиян.
Большинство трудовых мигрантов
направляются в страны Европы
— Великобританию, Германию, Польшу,
Финляндию, Австрию, Грецию. Другая
часть российских граждан находят
работу в США, Канаде, Австралии,
Японии, Сингапуре, Индии, Иране,
нефтедобывающих странах Ближнего
Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих
на работу за рубеж, имеют
высшее и среднее специальное
образование. Основными побудительными
мотивами выезда российских специалистов
за рубеж являются невостребованность
их опыта и знаний, низкая заработная плата,
плохие материальные условия жизни. Потери,
которые несет Россия из-за «утечки мозгов»
за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.
О задачах миграционной политики
Мигранты
на стройке в Москве
Ухудшение демографической
ситуации в стране, еще во многом
стихийный характер миграционных процессов,
особенно в первой половине 90-х годов,
обусловили необходимость осуществления
в Российской Федерации целенаправленной
и долгосрочной миграционной политики,
подкрепление ее соответствующей законодательной
базой.
Механизмы реализации
Федеральной миграционной программы
на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование
действующего законодательства
Российской Федерации в области
миграции, приведение его в соответствие
с нормами международного права,
для чего, в частности, предусмотрено
заключение межгосударственных
соглашений со странами СНГ4; совершенствование
системы иммиграционного контроля, включая
меры по депортации (выдворению) незаконных
мигрантов; дифференцированную финансовую
поддержку вынужденных мигрантов за счет
средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации; создание
центров временного размещения вынужденных
переселенцев, компактных поселений, новых
рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется
дальнейшему совершенствованию
системы регулирования миграционных
процессов внутри страны. Сегодня
функции государственного управления
в области миграционной политики
возложены на Федеральную миграционную
службу Министерства внутренних
дел Российской Федерации. В
субъектах Российской Федерации
она представлена территориальными
органами — подразделениями по
делам миграции, находящимися в
подчинении управлений внутренних
дел субъектов Российской Федерации.
Эта служба призвана не только
разрабатывать предложения по
основным направлениям государственной
миграционной политики, но и осуществлять
координацию деятельности всех
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации по ее реализации, а
также осуществлять контроль за
пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим,
что статистика и оценка миграционных
процессов в стране порой весьма
противоречивы. Во многом это объясняется
сложностью и несовершенством существующего
механизма учета потоков мигрантов, особенно
нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка
общего количества нелегальных мигрантов
в России колебалась в пределах от 1,5 до
10—12 млн человек, то есть расходилась
на порядок. Возможно, некоторую ясность
в количественные показатели и географическую
картину миграций внесут данные последней
Всероссийской переписи населения. Хотя
рассчитывать на сколько-нибудь существенные
коррективы не приходится, пока не будет
создана и отлажена более эффективная
система учета и контроля за миграционными
потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие
специалисты сходятся во мнении,
что без разумной миграционной
политики, направленной на регулирование
внутренних потоков мигрантов
и привлечение в страну дополнительной
рабочей силы, вряд ли удастся
решить те масштабные социально-экономические
задачи регионального развития,
которые намечаются на перспективу.