Современные миграционные процессы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:41, реферат

Описание работы

Под миграцией населения1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 198.67 Кб (Скачать)

 В ближайшем будущем  трудовая миграция будет приобретать  все большую значимость для  экономики России. Согласно прогнозу  Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное  население в стране сократится  почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500—600 тыс. человек в год.

 Одновременно с увеличением  импорта рабочей силы в России  растет и ее экспорт. Российская  Федерация вышла на мировой  рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу  за рубеж выезжают 40—50 тыс. россиян.  Большинство трудовых мигрантов  направляются в страны Европы  — Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая  часть российских граждан находят  работу в США, Канаде, Австралии,  Японии, Сингапуре, Индии, Иране,  нефтедобывающих странах Ближнего  Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих  на работу за рубеж, имеют  высшее и среднее специальное  образование. Основными побудительными  мотивами выезда российских специалистов  за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

 

 

Мигранты  на стройке в Москве

 

Ухудшение демографической  ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления  в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной  базой.

 Механизмы реализации  Федеральной миграционной программы  на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование  действующего законодательства  Российской Федерации в области  миграции, приведение его в соответствие  с нормами международного права,  для чего, в частности, предусмотрено  заключение межгосударственных  соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.

 Большое внимание уделяется  дальнейшему совершенствованию  системы регулирования миграционных  процессов внутри страны. Сегодня  функции государственного управления  в области миграционной политики  возложены на Федеральную миграционную  службу Министерства внутренних  дел Российской Федерации. В  субъектах Российской Федерации  она представлена территориальными  органами — подразделениями по  делам миграции, находящимися в  подчинении управлений внутренних  дел субъектов Российской Федерации.  Эта служба призвана не только  разрабатывать предложения по  основным направлениям государственной  миграционной политики, но и осуществлять  координацию деятельности всех  федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации по ее реализации, а  также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.

 В заключение отметим,  что статистика и оценка миграционных  процессов в стране порой весьма  противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.

 Вместе с тем многие  специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной  политики, направленной на регулирование  внутренних потоков мигрантов  и привлечение в страну дополнительной  рабочей силы, вряд ли удастся  решить те масштабные социально-экономические  задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.


Информация о работе Современные миграционные процессы в России