Современное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Текущую ситуацию в сфере образования охарактеризовал Президент Республики Беларусь. "Назрела необходимость решения наболевших проблем системы образования Беларуси", - признал он. "Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем", - сказал глава государства.

Содержание

Введение 2
Развитие высшего образования в 90-е годы 20 века 3
Развитие высшего образования в 21 веке 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8

Работа содержит 1 файл

реферат по университетоведению.docx

— 24.12 Кб (Скачать)

 

                                         Содержание

 

Введение 2

Развитие высшего образования  в 90-е годы 20 века 3

Развитие высшего образования  в 21 веке 4

Заключение 7

Список использованной литературы 8 

                                               Введение

Если нация хочет быть невежественной и одновременно свободной  и независимой, то она хочет того, чего никогда не было и не будет.

 

      Томас Джефферсон.

 

Текущую ситуацию в сфере  образования охарактеризовал Президент Республики Беларусь. "Назрела необходимость решения наболевших проблем системы образования Беларуси", - признал он. "Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем", - сказал глава государства. Президент отметил, что за прошедшие годы в стране четко определилась стратегия развития национальной системы образования, которая в целом оправдывает себя. По его словам, эксперты ООН отмечают, что по уровню развития образования, в частности по грамотности взрослых, числу учащихся и студентов, Беларусь находится на самых передовых позициях в мире. "Однако это не повод для самоуспокоения", - подчеркнул Александр Лукашенко.

С этой общей оценкой состояния  дел в сфере образования надо согласиться. Более конкретная оценка положения сферы образования  затруднительна в связи с тем, что качественная официальная статистика состояния качества образования  в стране фактически отсутствует.

 

 

Развитие высшего  образования в 90-е годы 20 века

 

В начале 1990-х гг. новые  политические и социально-экономические  реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным  процессам в белорусской системе  образования. Обретение Республикой  Беларусь независимости, поиск путей  решения социально-экономических  проблем в условиях развивающихся  рыночных отношений, курс на создание социально ориентированное государства  актуализировали необходимость  разработки стратегии развития образования  в новых условиях.

В 90-е гг. в Республике Беларусь шел процесс создания новой  нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной  системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании  в Республике Беларусь, в котором  были сформулированы принципы государственной  политики в области образования, цели и задачи национальной системы  образования, ее структура, права и  обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др. В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.

 

Развитие высшего  образования в 21 веке

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта  были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы  образования. В частности, были сняты  ограничения на получение только одного образования за счет средств  бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование  на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования.

В Законе получили отражение  принципы, на которых строится государственная  политика в сфере образования:

  • приоритетность образования,
  • обязательность общего базового образования,
  • доступность,
  • преемственность и непрерывность,
  • научность, приоритет общечеловеческих ценностей,
  • национально-культурная основа образования,
  • экологическая направленность,
  • демократический и светский характер образования.

 

Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых  условиях, научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в  действие новые положения об общеобразовательных  школах, в которых закреплялся  статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).

 

Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшую школу. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разработанная Министерством  образования и одобренная Правительством в 1996 году. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшего  образования на период до 2005 года.

 

Реформу высшей школы планировалось  проводить в три этапа:

  • формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);
  • отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего образования (академия, высший колледж);
  • законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными стандартами.

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международных  и республиканских совещаниях, конференциях постоянно обсуждалась целесообразность перехода на новую систему подготовки специалистов, проводились тесты  бесплатно на регулярной основе.

Дискуссии затрагивали прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; систему оценки результатов; повышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.

  • трансформационные процессы, происходящие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены:
  • на изменение правил поступления в вузы,
  • внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов,
  • создание вузовских систем оценки качества образования,
  • апробацию новых технологий обучения,
  • введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.

За минувшее десятилетие  белорусская высшая школа существенно  изменила свой облик. Вследствие тенденций  вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в  классические и профильные университеты, которые сегодня играют ведущую  роль в системе образования и  сохраняют за собой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных  центров. В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей.

По данным за 2003 г. на 10 тысяч  человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. За 10 лет в высшем образовании  резко вырос негосударственный  сектор. И хотя сейчас даже Мальта предлагает обучение, белорусы выбирают своё, местное  образование, которое ничем не уступает зарубежным аналогам. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры.

В 2004 г. в Парламент был  передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором  учтены международные нормы по высшему  образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются  и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные  стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет).

С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент  по внедрению новой структуры  высшего образования.

В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие 10 лет социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение  снижались, что вызвало такие  негативные явления, как «утечку  мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.

Заключение

В заключение следует отметить, что реформирование образовательной  сферы в настоящее время является основой государственной политики во всех странах мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической  жизни требуют адекватных изменений  в системе образования. Глубина  и темп трансформационных процессов  в мировой практике образования  возрастают с каждым годом.

Курс на модернизацию образовательной  системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг., позволяет сохранить  и приумножить высокий уровень  образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору  на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных  стандартов.

 

 

 

                Список использованной литературы

  1. http://www.historyofpedagogy.ru
  2. http://president.gov.by/
  3. http://www.belarus.by/
  4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пос.,

       -2011. – С. 57–65.

  1. Карпенко М.П. Перспективы развития высшего образования в 21 веке: уч.пос.,-2006.- С.80-85.

Информация о работе Современное образование