Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Текущую ситуацию в сфере образования охарактеризовал Президент Республики Беларусь. "Назрела необходимость решения наболевших проблем системы образования Беларуси", - признал он. "Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем", - сказал глава государства.
Введение 2
Развитие высшего образования в 90-е годы 20 века 3
Развитие высшего образования в 21 веке 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Введение 2
Развитие высшего образования в 90-е годы 20 века 3
Развитие высшего образования в 21 веке 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Если нация хочет быть невежественной и одновременно свободной и независимой, то она хочет того, чего никогда не было и не будет.
Томас Джефферсон.
Текущую ситуацию в сфере
образования охарактеризовал
С этой общей оценкой состояния дел в сфере образования надо согласиться. Более конкретная оценка положения сферы образования затруднительна в связи с тем, что качественная официальная статистика состояния качества образования в стране фактически отсутствует.
Развитие высшего образования в 90-е годы 20 века
В начале 1990-х гг. новые
политические и социально-экономические
реалии, связанные с распадом СССР
и появлением суверенных государств,
положили начало трансформационным
процессам в белорусской
В 90-е гг. в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др. В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
Развитие высшего образования в 21 веке
В марте 2002 г. в Беларуси была
принята новая редакция Закона об
образовании. При доработке законопроекта
были уточнены понятия «образование»,
«национальная система
В Законе получили отражение принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования:
Таким образом, на протяжении
минувшего десятилетия в
Начавшись в средней школе,
трансформационные процессы постепенно
охватили и высшую школу. В основу
преобразований легла «Концепция развития
высшего образования в
Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:
Поскольку в 90-е гг. преобразования
высшей школы в республике были начаты
без достаточного теоретического обоснования,
отдельные аспекты
Дискуссии затрагивали прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; систему оценки результатов; повышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.
За минувшее десятилетие
белорусская высшая школа существенно
изменила свой облик. Вследствие тенденций
вестернизации в 90-е гг. в Беларуси,
как и в других странах СНГ,
институты были реорганизованы в
классические и профильные университеты,
которые сегодня играют ведущую
роль в системе образования и
сохраняют за собой статус крупнейших
образовательных и научно-
По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. За 10 лет в высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. И хотя сейчас даже Мальта предлагает обучение, белорусы выбирают своё, местное образование, которое ничем не уступает зарубежным аналогам. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры.
В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет).
С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.
В последние годы актуальной
для высшей школы стала проблема
педагогических кадров. За прошедшие 10
лет социальный статус профессорско-
Заключение
В заключение следует отметить,
что реформирование образовательной
сферы в настоящее время
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
Список использованной литературы
-2011. – С. 57–65.