Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:43, контрольная работа
Начнем с главного: что представляет собой современный мир и как выглядит в нем наша страна?
С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государственного суверенитета республики, становления демократического общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли.
Контрольная работа
по дисциплине «История»
ТЕМА: Современная Беларусь и Я
Начнем с главного: что представляет собой современный мир и как выглядит в нем наша страна?
С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государственного суверенитета республики, становления демократического общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли.
На сегодняшний день внешнеполитическая стратегия Беларуси строится на трех основополагающих принципах: политический суверенитет, экономическая открытость и равные партнерские отношения между странами.
Золотое правило белорусской внешней политики — многовекторность и заинтересованность во взаимовыгодных контактах. Мы ни от кого не отгораживаемся железным занавесом. Наоборот, активно стремимся к сотрудничеству со всеми государствами. И в первую очередь с такими гигантами, как Россия, Китай, Индия, страны Азии и Латинской Америки, а сегодня и Африки. Мы активно и динамично начали свое сотрудничество с Венесуэлой. Наша страна, образно говоря, прорубила окно в Южную Америку.
Голос нашей страны сегодня уверенно звучит и в Организации Объединенных Наций, и на форумах Движения неприсоединения, в других международных организациях. Беларусь знают и уважают как форпост мира, спокойствия и стабильности. Мы выступаем инициаторами недопущения торговли людьми, терроризма, военных методов решения межгосударственных проблем.
Наша страна не стремится в НАТО и не допускает размещения на своей территории ракет, нацеленных на братское государство. Мы выступаем за формирование общеевропейской системы безопасности для всех государств без исключения.
Основой суверенитета Беларуси и ее достойного положения в мировом сообществе является наша экономика, которая на протяжении многих лет развивается динамично и устойчиво. Сегодня наша страна — это страна с открытой экономикой. Республика торгует более чем со 170 государствами мира. Доля экспорта в ВВП около 70 процентов. Эксперты разных стран мира с возрастающим интересом говорят об особой, белорусской модели социально–экономического развития. Действительно, мы вправе гордиться тем, что не копировали чужой опыт. Творчески, с учетом реалий нашей Беларуси создавали и апробировали на практике собственную модель.
Так что же это за элементы собственной экономической модели?
Во–первых, это социально ориентированная рыночная экономика. Если уж говорить о рынке, то прежде всего в этом рынке поддерживается конкуренция. Конкуренция всегда приводит к хорошим результатам. Но то, что это социально ориентированный рынок, — безусловно.
Во–вторых, отказ, непременный отказ от шоковых реформ, приводивших к обнищанию народа, применение эволюционных методов преобразований.
В–третьих, формирование эффективной системы управления — вертикали власти.
В–четвертых, активная организующая и регулирующая роль государства во всех социально–экономических процессах.
В–пятых, взвешенная внешнеэкономическая политика, всестороннее сотрудничество с Россией и странами — членами СНГ.
Беларусь, конечно же, естественный, исторический союзник России, с которой она связана военно–техническим сотрудничеством, духовными узами, экономическими интересами. Около половины всего экспорта нашей страны — это Россия. В рамках Союзного государства нам гораздо легче обеспечить свое устойчивое развитие. Простой пример: внешнеторговый оборот с Российской Федерацией в прошлом году достиг 26 миллиардов долларов.
Мы также очень заинтересованы в сотрудничестве со странами Запада, особенно Европейского союза. Сегодня на долю ЕС приходится 40 процентов белорусского экспорта. Рынок Евросоюза является для нас вторым по значимости после российского. Экономическое партнерство со странами этого региона способствует привлечению в Беларусь инвестиций, современных технологий и модернизации производства. С другой стороны, торговля с Беларусью, участие в обеспечении белорусского транзита являются одним из важнейших элементов экономической, а, следовательно, и социальной устойчивости для наших ближайших соседей, прежде всего прибалтийских государств и Польши. Со вступлением в ЕС этих государств, с которыми Беларусь связывают общие исторические корни, всесторонние политические, экономические взаимоотношения, многократно возросла важность всестороннего диалога с Европейским союзом.
Не случайно в последнее время движение на оси Брюссель — Минск заметно активизировалось. Состоялось несколько раундов политических консультаций Беларуси и ЕС, формируется прямой диалог в области энергетики, транспорта, транзита и экологии.
В завершающей стадии находятся переговоры о создании у нас полноценного представительства Европейского союза, с которым мы связываем особые надежды в развитии взаимовыгодного партнерства с Европой. Решения об открытии посольств в Беларуси приняли Венгрия и Швеция.
Сохранение высоких темпов экономического роста и повышение благосостояния людей возможны только за счет более эффективного использования энергоресурсов. Нельзя забывать, что энергетика — фундамент национальной экономики, а значит, национальной безопасности и суверенитета страны. Гарантированно обеспечить Беларусь более дешевой электроэнергией поможет строительство современной, надежной атомной электростанции. Ее возведение позволит снизить потребность государства в импортных энергоносителях почти на треть.
При этом они наносят значительно меньший вред окружающей среде, чем теплоэлектростанции. О том, что использование АЭС — дело безопасное и выгодное, свидетельствует пример Франции, где более восьмидесяти процентов электроэнергии обеспечивают именно атомные станции. Сейчас многие страны — США, Великобритания, Германия, Швеция, Япония, Россия и Китай — интенсивно развивают ядерную энергетику. И мы не можем отставать от мировых тенденций.
Атомная станция заместит на первых порах 15 — 20 процентов энергии. Это тоже важно.
Главным приоритетом социальной политики белорусского государства является гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем здравоохранения, образования, развитие науки, инновационной деятельности.
По данным Организации Объединенных Наций, Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ по индексу человеческого потенциала. В мире по данному показателю наша страна занимает 60–е места и входит в группу государств с высоким уровнем развития.
Отечественная высшая школа — предмет нашей законной гордости. В Беларуси на 10 тысяч населения приходится 425 студентов. Это один из самых высоких показателей среди государств Европы. Сегодня в наших учреждениях обучаются более пяти тысяч иностранцев, что подтверждает конкурентоспособность белорусского высшего образования.
Наука – это главное богатство и будущее любой страны. Поэтому в целях обеспечения надлежащих правовых гарантий и материальных условий развития науки ежегодно обеспечивается государственное финансирование научной деятельности из республиканского бюджета, которое является защищенной статьей текущих расходов бюджетной классификации. Порядок финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности Президентом и Правительством Республики Беларусь созданы и функционируют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Фонд информатизации Республики Беларусь.
Источниками формирования этих фондов являются ассигнования из государственного бюджета, добровольные отчисления заинтересованных министерств, иных республиканских органов государственного управления, предприятий и организаций, граждан, зарубежных фирм и организаций, а также доходы от собственной деятельности фондов.
Для сравнения, согласно статистическим данным, в странах ЕС наука получает финансирование из госбюджета 1% от ВВП и 2% от ВВП –из других источников (например, в Германии две трети средств, идущих на финансирование научно-исследовательских проектов и разработок, поступает от предприятий и фирм немецкой экономики, оставшаяся треть выделяется из государственных средств: пополам из казны федерации и земель); в США бюджетное финансирование науки составляет 30% и 70% – частные инвестиции;
Международное научно–техническое сотрудничество является неотъемлемой частью государственной научно–технической политики. Республикой Беларусь заключено более 30 двухсторонних и свыше 10 многосторонних (в рамках СНГ) договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере науки и технологий. Углубляется взаимодействие с такими международными организациями, как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международным научно–техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно–технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных исследований, Европейской организации ядерных исследований (Швейцария), Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.
Приоритетным в сфере науки является сотрудничество с Россией в рамках Союза Беларуси и России и странами СНГ. Реализованы первые совместные научно–технические подпрограммы, финансируемые из бюджета Союза Беларуси и России — "Лазерные технологии ХХI века" и "Наукоемкие компоненты общемашиностроительного применения", продолжаются работы по программам "Суперкомпьютер" и "БелРосТрансген", разрабатываются новые союзные программы "Триада" и "Космос".
Наиболее эффективно развивается международное научно–техническое сотрудничество с Германией, Польшей, Югославией, Китаем, Индией, а также с Вьетнамом, Египтом, Ираном, Сирией.
В последнее время в Беларуси значительно укрепляются качественно новые отношения между государством и гражданином.
Необходимость сохранения и укрепления единства белорусского народа — отправная точка в отношениях государства и гражданского общества. Не вместо, а вместе — этот принцип должен стать основой их взаимодействия.
Лучший путь к гражданскому обществу — участие в работе общественных объединений. Я считаю, что основу нашего гражданского общества, исходя из наших традиций, составляют местные Советы депутатов, профсоюзные, молодежные, ветеранские и женские организации.
У нас сегодня работает более 2 тысяч общественных объединений, действует 15 политических партий. В совокупности они объединяют более шести с половиной миллионов человек. Это — большая сила и лучшее доказательство существования в Беларуси гражданского общества.
Беларусь стала общим уютным домом для людей разных национальностей и вероисповеданий. Мы составляем единую историческую общность — белорусский народ. У нас общие цели и задачи — укрепление суверенитета страны, развитие экономики, повышение благосостояния наших людей. Именно в единстве народа наша сила и залог успешного продвижения вперед.
Каждый из нас должен осознавать, что он прежде всего — гражданин Республики Беларусь, а потом уж — белорус, русский, украинец, еврей, татарин, верующий или атеист.
Мы высоко ценим вклад всех конфессий и национальностей в формирование общей культуры белорусского народа, даем людям широкие права и возможности для удовлетворения своих религиозных потребностей и развития национальных культур, соблюдения обычаев.
Важнейший компонент любого гражданского общества — средства массовой информации. Влияние телевидения, прессы и Интернета ощущается буквально во всех сферах нашей жизни. Они не только информируют нас обо всём, что происходит в стране и мире. А еще учат, воспитывают, приобщают к культуре и развлекают.
СМИ являются одним из самых оперативных и надежных барометров общественного мнения. Они призваны обеспечивать обратную связь власти с народом, ставить проблемные вопросы перед органами госуправления.
Сегодня в информационном пространстве Беларуси работает пять общенациональных каналов, в том числе спутниковый канал «Беларусь–ТВ». Выходит свыше 200 телевизионных и радиопрограмм, более 1.200 периодических изданий как государственной, так и частной формы собственности.
В стране насчитывается свыше двух с половиной миллионов пользователей сети Интернет. И эта цифра все время растет.
СМИ в Беларуси — серьезнейшая сила, которая во многом определяет взгляды, мнения и представления людей. Влияет на принятие политических решений. Недаром говорят: если какого–то события не было на телевидении, в средствах массовой информации, значит, его не было вообще.