Советское общество и власть после второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.

Содержание

Введение

1 Советское общество и власть после второй мировой войны

1.1 Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции 4

1.2 Послевоенное общество 8

1.3 Политика государства 10

Заключение 13

Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

Контр Истории Отечества.docx

— 46.86 Кб (Скачать)
 
                                                         Оглавление 
 
 

Введение

1 Советское общество  и власть после второй мировой  войны

1.1 Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции 4

1.2 Послевоенное общество 8

1.3 Политика государства 10

Заключение 13

Библиографический список 14 
 
 

        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        1
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
Введение 

         В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый этап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

       "Демократическому  импульсу" войны, однако, противостояла  вся мощь созданной Сталиным  Системы. Ее позиции не только  не были ослаблены в годы  войны, но, казалось, еще более  окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне  отождествлялась в массовом сознании  с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной  тенденции становилась в этих  условиях лейтмотивом общественного  развития.

       Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести  потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации  в любой войне. Только усилиями миллионов  можно было поднять из руин разрушенные  города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать  нас – граждан сегодняшней  России.

       В ходе работы рассмотрен материал различных  авторов – не только взгляд наших  историков, но и работы зарубежных исследователей.

       Книга английского историка Джеффри Хоскинга «История Советского Союза. 1917-1991» - это объективный обзор истории некогда могущественного государства, взгляд поверх барьеров, установленных в нашем сознании. В работе упор делается на социально-политический аспект общества.

       Послевоенный  период (1945-1953), по мнению автора, период установившегося тоталитаризма, время  единоличного сталинского правления, когда экономика и политика были неразделимы. Данную работу отличают простота изложения и обилие фактов.

        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        2
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
       Учебник «История СССР» (написанный в 1990 году под руководством В. П. Островского) - первое официальное  учебное пособие начала эпохи«перестройки» в котором открыто, освещались малоизвестные события нашей истории, в первую очередь советской.

       Монограмма  Сергея Кара-Мурзы «История советского государства и права» свежий взгляд на развитие советского государства. Работа критически подходит к рассмотрению жизни советского государства в послевоенный период.

       С. Кара-Мурза не без основания считает  все эти годы неразрывным целым, в течение которого страна и общество преодолевало наследие войны.

       Учебник Тимошиной Т.М «Экономическая история  России» раскрывает экономические  последствия Великой Отечественной  войны для советского государства, показывает развитие народного хозяйства  СССР после Великой

       Отечественной войны, процессы, происходящие в государстве  и обществе в период с 1945 по 1953 гг.. 
 
 
 

        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        3
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
        1 Советское общество  и власть после второй мировой  войны

        1.1 Послевоенная экономика:  основные проблемы и тенденции 

        Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части

        Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы— Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

        Война обернулась для  СССР огромными людскими и материальными  потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и  поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и  выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

        В условиях перехода от войны к миру встали вопросы  о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре  и системе управления.

        Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых  годов. Война еще более усилила  эту «чрезвычайность» характера  экономики и наложили отпечаток  на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты  существовавшей модели экономики, и  в частности, очень высокие мобилизационные  возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК  за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало  кардинального решения.

        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        4
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
        Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для  решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно- промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

        Конверсия военной  промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень  гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в  Наркомат сельскохозяйственного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали  именоваться министерствами).

        В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации  и боевых действий в европейской  части 32 тыс. промышленных предприятий  сильно изменилась экономическая география  страны.

        Сразу после войны  началась соответствующая реорганизация  системы управления

        - в него наряду  с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34.

        Например, угледобычей  стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов  и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был  разделен Наркомат нефтяной промышленности. 

        
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        5
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
       На этой волне  среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут  сверхцентрализации.

       Объяснение  подобных настроений можно искать в  той обстановке, которая сложилась  во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация  работы местных органов власти приобрели  своеобразные черты. С переводом  работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко  сократился выпуск мирной продукции  обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и  услугами стали заниматься преимущественно  местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску  необходимых товаров кустарей и  ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и  не только продуктами питания, но промышленными  товарами.

       Централизованным  же снабжением была охвачена лишь небольшая  часть населения.

       Война приучила к определенной самостоятельности  и инициативе многих руководителей  всех уровней. После войны местные  власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения  уже не только на мелких кустарных  мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным  министерствам. Совет Министров  Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г  организовали в городе ярмарку, на которой  предприятия не только России, но и  Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности  установления самостоятельных экономических  связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

       
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        6
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
      Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных  методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

      Решающей  стала позиция Сталина - все попытки  перемен в этой области наталкивались  на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми  присущими ей недостатками.

      Также в этот период встал вопрос: что  такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь  ставила столь четкие и срочные  задачи, что большой потребности  в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка  в экономике СССР. 
 

      
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        7
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
 
       1.2 Послевоенное общество

       Война оставила тяжелое наследие – проблемы демографические, экономические, моральные. Точная цифра человеческих, людских  потерь не установлена до сих пор. Приблизительные потери составили 25-26 млн человек, из них около 20 млн – мужчины. Таким образом, послевоенное общество было преимущественно женским. Это создавало серьезные проблемы, прежде всего демографические. Большую остроту приобрели проблемы личной неустроенности, женского одиночества, безотцовщины, детской беспризорности и преступности. С другой стороны, по мнению ряда исследователей, именно женское начало сделало послевоенное общество удивительно жизнеспособным.

       В значительной степени облик общества определяли не традиционные категории  населения (горожане и сельские жители, рабочие, служащие, колхозники и т.п.), а социумы, рожденные военным  временем. В этом смысле лицом послевоенного  общества были фронтовики. Война размыла  возрастные границы, и несколько  поколений соединились в одно – «поколение победителей», характеризующееся  общностью проблем, настроений, желаний, стремлений. Их ведущей установкой была задача приспособиться к мирной жизни, что было непросто, особенно для молодых, ушедших на фронт  со школьной и студенческой скамьи. Еще один новый социум, охваченный такими же настроениями,– репатрианты  и бывшие военнопленные, которых  было более 5 млн человек.

       В целом же общество, испытав на себе лишения военных лет, часто подсознательно корректировало память о довоенном  времени, сохраняя хорошее и забывая  плохое. Надежды на лучшее, социальный оптимизм задавали особый, ударный  ритм началу послевоенной жизни. В 50-е годы ситуация изменилась. Послевоенные надежды на то, что Сталин «понял теперь всю силу народа, понял, что нельзя его больше обманывать» (В. Некрасов), не оправдались. Во второй половине 40-х годов происходит новое ужесточение политического режима, усиление идеологического диктата, возврат к репрессиям. Нагнеталась атмосфера массовой истерии, общество, доведенное до такого состояния, становилось легко управляемым.

        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        8
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
       В конце 50-х–начале 60-х годов фактом огромного общественного  значения стало осуждение массовых репрессий 30–50-х годов и признание  ответственности за них Сталина, реабилитация и возвращение политзаключенных.

       Н. Хрущев, возглавивший партию в 1953 г., принадлежал  к тому последнему поколению советских  руководителей, которые искренне верили в реальность коммунистического  идеала. По его инициативе в 1961 г. была принята новая партийная программа, которая содержала двадцатилетний план построения коммунизма. Коммунистические идеалы все еще сохраняли свою значимость для многих советских  людей, особенно для молодежи. Судя по данным социологических опросов, ей в это время были присущи  целеустремленность, жизненная активность, оптимизм. Вместе с тем молодое  поколение 50-х годов видело серьезные  недостатки действительности, однако в основном социально-нравственного, а не политического характера. 

        
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        9
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
       1.3 Политика государства 

       Восстановление  разрушенного войной хозяйства явилось  первоочередной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено  с большими трудностями. Страна потеряла треть национального достояния, 25-27 млн. советских граждан. Резко  сократилась численность мужчин 1910-1925 гг. рождения, многие женщины этой возрастной группы остались без мужей, что привело к снижению рождаемости. Около 25 млн. чел. остались без крова, 32 тыс. предприятий было разрушено, 6,5 тыс. км железнодорожных путей  выведено из строя, сократилось поголовье  скота, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть положения  усугублялась страшной засухой 1946 года. Кроме чисто экономических трудностей война породила целый ряд социальных проблем, таких как возвращение к жизни миллионов, вернувшихся с фронта, угнанных в Германию, преодоление вооруженного сопротивления националистических формирований в западной части СССР и Прибалтике.

       Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", которая потребовала  огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что получило название "революции  в военном деле". Фактически страна была лишена мирной послевоенной передышки  и сразу включилась в изнурительную  гонку вооружений.

       Уже через четыре года, в 1949 году, прошло испытание советской атомной  бомбы. Учитывая новое военно-политическое состояние, возникшее с превращением СССР в ядерную державу, руководство  США в 1949 году разработало секретный  план "Дропшот", официальное название которого - "Американский план мировой войны против Советского Союза в 1957 году". Он предусматривал применение против СССР в течение первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб. 
 

        
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        10
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
            В этом же году был создан военно-политический блок НАТО, объединявший военные усилия западноевропейских государств, США  и Канады в борьбе против Советского Союза и его союзников. Год  спустя, в 1950 году началась война между  Северной Кореей, выбравшей путь социалистической ориентации, и Южной Кореей.

       Перед руководством страны встала задача, подобная той, которая стояла после гражданской  войны: какую избрать стратегию  в экономической политике, где  найти средства на восстановление, как решать социальные проблемы? На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось, репарации СССР получил не в полном объеме, необходимо было также оказывать  помощь странам социалистической ориентации. Выбор экономической стратегии  стал предметом дискуссии в высшем эшелоне власти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего  плана. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства  и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом  развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в чрезвычайных условиях, в которых до этого времени  приходилось существовать Советскому государству. Минусы ее заключались  в том, что жесткая централизованная система, ориентированная на преимущественное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности и наличественные показатели, оказалась недостаточно мобильной в относительно спокойных условиях развития, мало восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с военно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к передовым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня.

       
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        11
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
       В первые послевоенные годы  основными направлениямивнутренней политики . были следующие:- перестройка форм и методов государственно-партийного руководства;- демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию;- конверсия оборонной промышленности;- проведение денежной реформы;- принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан;- осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

       Советское правительство развернуло активную деятельность по переходу СССР от войны  к миру. Одним из главных направлений  была перестройка форм м методов  государственно-партийного руководства  страной .. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отменено. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены другие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаивалась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий центральной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных организаций в производственные.

       
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        12
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
 
    Заключение  

       Сладкая эйфория победы не требовала принуждения  к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны. Энергия войны  была столь велика и имела такую  инерцию, что ее необходимо было «переключить»  на мирное строительство. По напряженности  оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный  уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного  производства в

       2,5 раза превысил уровень 1940 г.  Сделано было много - возрождались  к жизни разрушенные города, восстанавливались  и строились новые предприятия.

       Но  нельзя забывать о том, какой ценой  достигался этот рост. Война усилила  контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось  за счет ухудшения жизни сельского  населения. Неадекватная оплата за напряженный  производительный труд не давала возможности  поднять уровень благосостояния народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и  скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и  укрепляющие государство) специфические  стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне  и убеждение, что жизнь может  только улучшаться. Народ же со своей  стороны, в очередной раз предоставил  государству, власти огромный кредит доверия - мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил  в «светлое будущее». 
 

       
        080502. 10.139.00.00 ПЗ Лист.
        13
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
               

Библиографический список 
 

1. История  СССР. Под редакцией Островского  В. П. – М., 1990.

2. Кара-Мурза  С. История советского государства  и права.

3. Россия  и мир. Под редакцией Данилова  А. А. – М., 1994.

4. Тимошина  Т. М Экономическая история  России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М., 1998.

5. Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        080502.10.139.00.00 ПЗ Лист.
        14
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
 
 
 
 
        080502. 09.139.00.00 ПЗ Лист.
        39
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
         
        080502. 09.139.00.00 ПЗ Лист.
        40
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
 
        Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности  пациентов в психиатрических  лечебницах, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

        Органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое  развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

        Необходимо расширять  сеть учебных центров профессионального  обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных  граждан. Государственная программа  уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной  поддержке. Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как  важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

        080502. 09.139.00.00 ПЗ Лист.
        41
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
   
 
        Таким образом, комплексный  подход к системе занятости, мерам  ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность  в сфере трудовых отношений. Цель достигнута. Задача выполнена. 
 
 
        080502. 09.139.00.00 ПЗ Лист.
        42
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.
 
 
 Библиографический список 

1. С. Н. Ивашковский « Экономика: микро- и макроанализ». Учебно- практическое пособие. - М.: Дело, 1999. - 360 с.

    2.       Автономов  В.С.  Введение  в  экономику – М.: Вита-пресс,  2000.

3.      Булатов А.С.   Экономика – М.: Юристъ, 1999

4.       Видяпин  В.Л.  Экономическая  теория – М.: Инфра-М,  1999.

5.       Зверева  Н.  Безработица  и  политика  занятости  -  Федерализм , 2000.

6.       Иохин  В.Я. Экономическая теория  -  М.: Юристъ,  2000

7.       Малева  Т.М. Государственная и корпоративная политика   занятости – М.: 

   Инфра-М,  1999.

8.      Носова С.С.  Экономическая теория – М.:  «Владос»,  2000.

9.      Осакин  В. Челябинская область:  как достичь равновесия  на  рынке труда -

-  Человек   и  труд,  2000.

10.    Организация работы  центра  занятости:  сборник нормативных документов-

- М.: Федеральная  служба  занятости,  1994.

11.      Соловых И.Н.,  Соболев А.В., Волкова Т.Н. Экономическая теория – М.:

Талант,  1998.

  

  

   
 

    
 
 
 

        080502. 09.139.00.00 ПЗ Лист.
        43
Изм.  Лист. № докум. Подп. Дата.

Информация о работе Советское общество и власть после второй мировой войны