Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:02, контрольная работа
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.).
1. Предпосылки реформ. 3
2. Сущность политики перестройки. 5
3. Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг. 7
4. Заключительный этап перестройки. Распад СССР. 13
Выводы 15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский
государственный технический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
выполнил: студент гр. ЭиУ- 10з
Першин
Ю.С.
проверил:
к. филос. н., доцент
кафедры ГЕНД Цигвинцева Г. Л.
Чайковский 2010
Содержание
К
середине 80-х годов СССР оказался
в состоянии глубокого
Предпосылки
можно разделить на несколько
групп:
1.
Экономические.
К середине 80-х годов обнаружился глубокий
экономический, политический и социальный
кризис системы. Советская экономика окончательно
утратила присущий ей динамизм. Для нее
был характерен остаточный принцип финансирования
социальной сферы, науки и культуры. Произошло
падение темпов роста в промышленности
(с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.)
и производительности труда (с 6,3% до 3%
соответственно). Сложилась кризисная
ситуация в сфере потребительского рынка
и финансов (в том числе в связи с понижением
мировых цен на нефть к началу 80-х гг.).
Экономический застой компенсировался
большим удельным весом военных затрат
в бюджете (45% средств расходовалось на
ВПК), низким жизненным уровнем, что вызывало
объективную потребность радикальных
преобразований.
2.
Политические.
В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных
институтов советской бюрократической
системы. Одновременно все более отчетливо
проявлялась ее неэффективность, порочность
самих основ, на которых она была создана
(коррупция, протекционизм и др.).
Происходила деградация правящей верхушки
общества - номенклатуры, являвшейся оплотом
консерватизма. В результате общество
столкнулось с такими явлениями как неосталинизм,
геронтократия. У власти оказались стареющие
лидеры. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь
1982 г.) Генеральным секретарем становится
Ю.В. Андропов, скончавшийся после тяжелой
болезни в феврале 1984 г. Высший пост в государстве
занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся
в марте 1985 г. Подобная "смена" власти
еще более подрывала авторитет и доверие
к ее представителям не только со стороны
граждан СССР, но и мирового общественного
мнения.
3.
Социальные. Обозначился кризис
в социальной сфере. Реальные доходы на
душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению
с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся
уравнительная и дефицитная система распределения
в нижней части социальной пирамиды приходила
в противоречие с охраняемой системой
привилегий слоя управляющих. Люди оказались
отчуждены от политической власти, от
средств производства, были лишены важнейших
гражданских прав. Все это привело к социальной
апатии в обществе, деформации морали,
падению нравственности. Ужесточение
идеологического контроля, преследования
инакомыслящих обернулось расцветом диссидентского
движения, несмотря на свою малочисленность,
получившего широкий резонанс за рубежом.
4. Международные (цивилизационные). Холодная война нанесла удар по идее "естественных союзников", выдвинув на первый план в США концепцию "империи зла", в СССР - тезис о "кровавом империализме". С периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР - США, которая привела к соперничеству двух стран и непрерывной гонке вооружений. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника).
Вступление
СССР в эпоху радикальных
Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа “500 дней”) был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления .. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:
а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;
б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений.
в) деидеологизации международных отношений;
г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;
д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.
В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте
1989 года во время визита М.С.Горбачева
в Китайскую Народную Республику
были нормализованы советско-
Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно - долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.
Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом изменились.
С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, 5(*) 0 не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.
Прекращение
"холодной войны" вместе с разрушением
Берлинской стены и ликвидацией
Организации Варшавского
Информация о работе Советский союз в годы перестройки (1985 - 1991 гг.)