Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:57, контрольная работа
Прошли более 60 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Огромный вклад в победу вносил каждый житель СССР. Но огромный вклад в победу внесли ученые, в данной работе хотелось бы более подробно остановиться на науке математики и ученых математиках.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..31. На защиту Родины ……………………………………………………………..5
2. В народном ополчении: бой под Ельней ……………………………………..7
3. Медсестры, летчицы и артиллеристы ………………………………………...9
4. Математические задачи — для фронта ……………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……..........................................................
Традиционная область деятельности ученых нашей страны — исследование артиллерийских систем.
Этим занимались М. В. Остроградский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие поколения ученых. Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны выявилась полезная возможность использования тихоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбардировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания. Возникла срочная задача производства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Интересная задача возникла у моряков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших нищих математиков академия А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования. Несомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмогоровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолетам. Вообще нужно сказать, что актуальная математическая задача, решенная в одной практической ситуации, очень быстро находит и другие применения, порой очень далекие от первоначального направления исследований4.
Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту, о котором нельзя умалчивать — это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь мы столкнулись с огромным числом проблем, которые по самому их существу нуждались в математических методах и в усилиях математиков. Мы затронем здесь лишь одну проблему, получившую наименование контроля качества массовой промышленной продукции и управления качеством в процессе производства. Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта.
Задача контроля качества изготовленной продукции состоит в следующем. Пусть изготовлено N изделии, они должны удовлетворять некоторым требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диаметра, не выходящего за пределы отрезка [D1, D2], иначе они будут непригодны для стрельбы. Они должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели. И если с первой задачей справиться легко — нужно замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требованиям, то с другим требованием положение значительно сложнее. Действительно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется после испытаний? Испытания нужно проивести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Их теория берет свое начало с одной работы 1848 года академика М.В. Остроградского. Позднее этой задачей занимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) в Ташкенте и его ученики. Во время войны их совершенствованием нанялся А.Н. Колмогоров и его ученики5.
Задача, о которой только что было рассказано, обладает одним дефектом в самой ее постановке: партия продукции уже изготовлена и нужно сказать, можно ее принять или же следует ее отвергнуть? Но, спрашивается, зачем же изготовлять партию, чтобы ее затем браковать? Нельзя ли так организовать производственный процесс, чтобы уже при изготовлении поставить заслон для изготовления некачественной продукции? Такие методы были предложены и получили название статистических методов тенящего контроля. Время от времени со станка берутся несколько (скажем пять) только что наготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, то подается сигнал о необходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов.
После
окончания войны выяснилось, что
аналогичные исследования проводили математики
США, Они подсчитали, что результаты их
работы принесли за годы войны стране
миллиардную экономию. То же самое можно
сказать и о работах советских математиков
и инженеров6.
До
сих пор нет сводного труда, который
бы показал, как много математики дали
фронту для победы, как их исследования
помогали совершенствовать оружие, которое
использовали воины в боях. Этот пробел
следует восполнить как можно быстрее,
поскольку многих из тех, кто это делал,
уже нет в живых, поскольку человеческая
память несовершенна и многое забывается.
А нам никак нельзя забывать о том, что
подвиг народа в Великой Отечественной
войне не ограничивается только славными
делами фронтовиков, что основы победы
ковались и в тылу, где руками рабочих
и их разумом, руками и разумом инженеров
и ученых создавалась и совершенствовалась
военная техника. Нельзя нам забывать
и того, что по многим параметрам к концу
войны наши танки, самолеты, артиллерийские
орудия стали совершеннее тех, которые
противопоставлял нам враг. Нельзя забывать,
что в конце войны мы вынуждены, были вплотную
заняться созданием собственного атомного
оружия, а для этого пришлось объединить
интеллектуальные усилия физиков, химиков,
технологов, математиков, металлургов
и самостоятельно пройти тот путь, который
уже был пройден США и их западными союзниками.
Мы его прошли сами, тогда как в США работали
лучшие ученые со всей Европы — Англии,
Франции, Италии, Дании, Германии (эмигранты),
Польши, Венгрии и, конечно, самих Соединенных
Штатов Америки.