Советская культура
в 1917-1940 гг.
Вступление
Советский
период – это сложное и противоречивое
явление в развитии не только нашей
истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству
гениальных ученых и исследователей, талантливых
художников, писателей, музыкантов, режиссеров.
Появились многочисленные творческие
объединения, художественные школы, направления,
течения, стили.
Однако именно в ХХ веке в России была
создана тотали-зированная социокультурная
система, отличительными чертами которой
были идеологический контроль над духовной
жизнью общества, манипулирование сознанием,
уничтожение инакомыслия, физическое
уничтожение цвета российской и научной
и художественной интел-лигенции. Словом,
культура советского периода была противоречива.
В ней проявлялись как положительные,
так и отрицательные явления.
План
презентации:
Вступление
1.Начало «культурной
революции» (в годы гражданской
войны).
2.Новый этап «культурной
революции» (годы нэпа).
а) Образование и наука.
б) Литература и искусство.
3.Завершение «культурной
революции» (конец 20-х
– 30-е годы).
а) Идеологизация культуры.
б) Образование и наука.
в) Художественная жизнь.
Заключение
Список использованных
источников
1.Начало
«культурной революции»
(в годы гражданской
войны).
- Создание
Наркомата просвещения.
Его возглавлял А.В.
Луначарский видный
деятель РКП(б), литературный
критик и публицист.
- При
местных Советах создавались
отделы народного образования.
- В
области культуры появились
новые тенденции.
- Монументальная
пропаганда (Авторами
новых монументов были
известные скульпторы
Н.А. Андреев (Обелиск
советской Конституции
в Москве-не сохранился),
С.Д. Меркуров (памятники
К.А. Тимирязеву и Ф.М.
Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник
А.Н. Радищеву).
Марка:
«Обелиск советской Конституции в Москве»
Л. В. Шервуд.
Памятник А.Н. Радищеву в Петрограде.
1918. Не сохранился.
- Во
многих городах получило
распространение
пролеткультовское
движение. Пролеткульт (пролетарская
культура) культурно-просветительная
и литературно-художественная
организация, возникшая
осенью 1917 г. (руководители
:А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев
и др.) Идея отрицания
культурного наследия
наиболее полно выражена
в программном стихотворении
В. Кириллова “Мы”:
“Мы во власти мятежного
страшного хмеля,
Пусть кричат нам: “Вы
палачи красоты”,
Во имя нашего завтра
– сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем
искусства цветы!”
2.Новый
этап «культурной
революции»(годы
нэпа).
- Оживилась
деятельность ранее
созданных научных
обществ (философских, исторических).
- Возникали
новые общественные
объединения. Тысячи
людей участвовали,
например, в работе Международной
организации помощи
борцам революции (МОПР),
в шефских рабочих организациях,
обществе друзей радио
и т.п.
- Была
денационализирована
часть зрелищных предприятий.
Коллективам и частным
лицам были переданы
около 30% общего числа
действующих кинотеатров,
театров, художественных
школ.
- С
середины 20-х г был установлен
контроль над печатью,
деятельностью издательств,
репертуаром кино и
театров.
Плакат фильма
"Отец Сергий"(немой худ.фильм Я.Протазанова1918)
Броненосец «Потёмкин» — немой худ. фильм, снятый реж. С. Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году.
Образование
и наука.
- 1919
г . – принятие декрета «О ликвидации
неграмотности среди населения».
- 1925
г . – принятие закона, предусматривавшего
введение в стране всеобщего начального
обучения.
- Проведенная
в 1926 г. Всесоюзная перепись
населения зафиксировала
то,что численность
грамотного населения
в возрасте старше 9
лет достигла 51,1% (в 1897
г. 24%). Несколько сократился
разрыв в уровне грамотности
между жителями города
и деревни.
- Были
введены новые правила
приема в вузы.
- В 1919
г. создавались рабочие
факультеты (рабфаки),
с целью повышения
общеобразовательной
подготовки для поступающих
в вузы
- Были
открыты новые научно-исследовательские
институты. Среди
них -действующие поныне
Физико-химический,
Физико-технический (сейчас
имени А.Ф. Иоффе), Центральный
аэрогидродинамический (ЦАГИ)
институты.
- Создавалась
библиотека Социалистической
академии общественных
наук, преобразованная
позднее в Фундаментальную
библиотеку общественных
наук АН СССР (с 1969 г.
Институт научной информации
по общественным наукам
ИНИОН)
Главный
корпус ФТИ им. А. Ф.
Иоффе
Центральный аэрогидродинамический институтЦАГИ, слева — «штопорная» аэродинамическая труба Т-105
. Институт
научной информации по общественным
наукам ИНИОН
Литература и
искусство.
- возникли
пролетарские ассоциации
писателей, музыкантов,
художников; они стремились
отразить в своем творчестве
современную им действительность.
На художественных выставках
демонстрировались
картины "Тяжелая
индустрия" Ю.И. Пименова
и "Тачанка" М.Б.
Грекова. В театрах ставилась
политическая оперетта "Белые
и черные" В. Шмидтгофа
и С. Тимошенко; "Мистерия-буфф"
В. Маяковского.
- К
концу 20-х годов в творчестве
подавляющей части художественной
интеллигенции наметился
отход от прежнего негативного
отношения ко всему
предшествующему искусству.
Многие писатели и
драматурги 20-х годов
обращались к историческому
прошлому страны (романы
А.П. Чапыгина "Разин
Степан" и О.Д. Форш "Одеты
камнем"). Тема минувшей
гражданской войны заняла
большое место в творчестве
писателя М.А. Булгакова
(роман "Белая гвардия",
пьеса "Бег") и драматурга
К.А. Тренева (пьеса "Любовь
Яровая").
Ю.Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!»