Советская культура в 1917-1940 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 16:25, творческая работа

Описание работы

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Работа содержит 1 файл

Советская культура в 1917-1940 1 гг.pptx

— 1.81 Мб (Скачать)

Советская культура  
в 1917-1940 гг.

Вступление 

         Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

         Однако именно в ХХ веке в России была создана тотали-зированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интел-лигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.

План  презентации:  
Вступление  
1.Начало «культурной революции» (в годы гражданской войны).  
2.Новый этап «культурной революции» (годы нэпа).  
а) Образование и наука.  
б) Литература и искусство.  
3.Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е годы).  
а) Идеологизация культуры.  
б) Образование и наука.  
в) Художественная жизнь.
 
Заключение 
Список использованных источников

1.Начало  «культурной революции» 
(в годы гражданской войны).
 

    • Создание  Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист.
    • При местных Советах создавались отделы народного образования.
    • В области культуры появились новые тенденции.
    • Монументальная пропаганда  (Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве-не сохранился), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Марка: «Обелиск советской Конституции в Москве» 

Л. В. Шервуд. Памятник А.Н. Радищеву в Петрограде. 1918. Не сохранился.

    • Во  многих городах получило распространение  пролеткультовское  движение. Пролеткульт (пролетарская культура) культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая осенью 1917 г. (руководители :А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в программном стихотворении В. Кириллова “Мы”: 
      “Мы во власти мятежного страшного хмеля, 
      Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”, 
      Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля, 
      Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”

2.Новый  этап «культурной  революции»(годы нэпа). 

    • Оживилась деятельность ранее  созданных научных  обществ (философских, исторических).
    • Возникали новые общественные объединения. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т.п.
    • Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.
    • С середины 20-х г был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Плакат фильма "Отец Сергий"(немой худ.фильм  Я.Протазанова1918)

Броненосец «Потёмкин»  немой худ.  фильм, снятый реж. С.          Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году.

Образование и наука. 

    • 1919 г . – принятие декрета «О ликвидации неграмотности среди населения».
    • 1925 г . – принятие закона, предусматривавшего введение в стране всеобщего начального обучения.
    • Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала то,что численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.
    • Были введены новые правила приема в вузы.
    • В 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки), с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы
    • Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них -действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты.
    • Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам ИНИОН)

Главный корпус ФТИ им. А. Ф. Иоффе

Центральный аэрогидродинамический институтЦАГИ, слева «штопорная» аэродинамическая труба Т-105

. Институт  научной информации по общественным  наукам ИНИОН

   
 
   Литература и искусство.
 
 
 
 

    • возникли  пролетарские ассоциации писателей, музыкантов, художников; они стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины "Тяжелая индустрия" Ю.И. Пименова и "Тачанка" М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта "Белые и черные" В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; "Мистерия-буфф" В. Маяковского.
    • К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству. Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина "Разин Степан" и О.Д. Форш "Одеты камнем"). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия", пьеса "Бег") и драматурга К.А. Тренева (пьеса "Любовь Яровая").

Ю.Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!»

Информация о работе Советская культура в 1917-1940 гг